Audi-a3club - Автомобильный портал

Правовые основы стандартизации установлены. Правовые основы стандартизации в рф устанавливает закон

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Юридический институт»

Факультет «Юриспруденция»

Реферат

по дисциплине: «Делопроизводство»

Работу выполнил студент 5 курса

Грибанов А.С.

Москва, 2015

Введение

1. Понятие стандартизации

2. Нормативно-правовые основы стандартизации

3. Основные законодательные акты, принципы и задачи стандартизации

4. Функции стандартизации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Понятие стандартизация охватывает широкую область общественной деятельности, включающую в себя научные, технические, хозяйственные, экономические, юридические, эстетические, политические аспекты. Во всех странах развитие государственного хозяйства, повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост жизненного уровня связаны с широким применением различных форм и методов стандартизации. Правильно поставленная стандартизация способствует развитию специализации и кооперирования производства.

Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности при участии всех заинтересованных сторон. Стандартизация должна обеспечить возможно полное удовлетворение интересов производителя и потребителя, повышение производительности труда, экономное расходование материалов, энергии, рабочего времени и гарантировать безопасность при производстве и эксплуатации.

Особое место в правовом регулировании стандартизации занимают государственные стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС). Система представляет собой совокупность основополагающих государственных стандартов, определяющих практические правила и порядок разработки, построения, изложения, применения стандартов различных категорий и видов.

В результате, разрабатываемые к объектам стандартизации нормы, требования, правила и характеристики оформляются в виде нормативного документа.

1. Понятие стандартизации

Национальные стандарты отражают особенности и уровень научного и технического развития страны, в которой они разработаны и применяются.

Переход экономики России на рыночные отношения, либеризация внешнеэкономической деятельности предприятий, расширение прав и экономической деятельности самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности, необходимость интеграции России в мировое экономическое сообщество потребовало соответствующим образом обеспечить создание нормативно-правовой базы для формирования технического законодательства широко применяемого в промышленно развитых странах для государственного регулирования вопросов качества продукции, работ и услуг, обеспечения единого механизма реализации государственной политики по вопросам стандартизации.

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области, посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих, или потенциальных задач.

В ФЗ тоже есть определение стандартизации.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, и повышения конкурентной способности продукции работ, ил услуг.

Таким образом, стандартизация - это деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач. Стандартизация необходима любому цивилизованному обществу. Без нее оно не может существовать.

Реформирование стандартизации связано с:

Дебюрократизацией российской экономики;

Направление на устранение технических барьеров в торговле;

Нацелено на повышение конкурентоспособности продукции и вступлением РФ в ВТО.

2. Нормативно-правовые основы стандартизации

В ходе стандартизации разрабатываются нормы, правила, требования, характеристики, относящиеся к объекту стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Руководство ИСО / МЭК 2 представляет: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты), положения.

Свод правил может быть независимым стандартом либо независимым документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий.

Регламент - документ, в который включаются обязательные правовые нормы. Регламент принимает орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных документов.

Российская система стандартизации основывается на международный опыт, приближена к международным правилам, нормам и практике стандартизации, но имеет и собственный богатый опыт и свои черты.

Нормативные документы по стандартизации в РФ, установленные Законом РФ «О стандартизации», включают:

1) государственные стандарты РФ (ГОСТ ГОСТР);

2) отраслевые стандарты (ОСТ);

3) стандарты предприятий (СТП);

4) международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

5) правила по стандартизации (ПР);

6) технические условия (ТУ);

7) стандарты общественных объединений - научно--технических, инженерных и др. (СТО);

Кроме стандартов, нормативными документами являются также правила по стандартизации, рекомендации по стандартизации. Особенное требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая в соответствии с российским законодательством подлежит обязательной сертификации.

1) непосредственное применение в соответствующей сфере (производстве, испытаниях, сертификации и т. д.);

2) введение его в другой нормативный документ. Применение международного стандарта может быть прямым или косвенным.

Обобщая международный опыт стандартизации, руководство ИСО/ МЭК 2, представляет следующие допустимые виды стандартов:

1) стандарт на продукцию;

2) основополагающий стандарт;

3) терминологический стандарт;

4) стандарт на совместимость;

5) стандарт на методы испытания;

6) стандарт с открытыми значениями;

7) стандарт на процесс, стандарт на услугу;

8) стандарт положения, методических положений, описательного положения.

Вопросы применения нормативных документов в России касаются:

1) применения национальных стандартов и других нормативных документов отечественными предприятиями и объектами хозяйственной деятельности;

2) использования международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ;

3) использования нормативных документов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также применения отечественных стандартов зарубежными странами.

Нормативные документы содержат следующий характер требований: обязательные требования, подлежащие неукоснительному выполнению в соответствии с законом или действующим регламентом; альтернативные требования и положения.

В рамках правового обеспечения стандартизации Госстандарт России разрабатывает и вносит в учрежденном порядке в Правительство РФ проекты федеральных законов и других нормативных правовых актов по вопросам стандартизации.

3. Основные законодательные акты, принципы и задачи стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, а также общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, федеральным Законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".

Закон "О стандартизации" регламентирует:

· организацию работ по стандартизации,

· информационное обеспечение работ по стандартизации,

· организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

· финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,

· стимулирование применения государственных стандартов,

· ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации ".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран; стандартизация законодательство сертификация

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для" целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Эти принципы реализуются при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости - продукции;

· унификация конструктивных частей изделий;

· разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

· оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

· создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

· организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

В соответствии с Законом "О стандартизации" в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации", новая редакция которого введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает документы:

· ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

· ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

· ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

· ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов";

· ПР 50.1.001-93 "Правила согласования и утверждения технических условий".

Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

4. Функции стандартизации

Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой -- повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:

Представление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и попятной форме;

Повышение качества и конкурентоспособности продукции; благодаря стандартизации основных параметров продукции становятся возможными проведение объективной оценки уровня ее качества, конкурентоспособности и, соответственно, разработка направлений их повышения;

Внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;

Увеличение серийности и масштабов производства, способствующее повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции;

Взаимозаменяемость и совместимость; стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;

Эффективное управление производством; стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, сани-тарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

Заключение

В современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу.

Правовой статус Государственной системы стандартизации в Российской Федерации определяет Закон "О стандартизации", принятый впервые в нашей стране в 1993г.

Суть стандартизации заключается в разработке оптимальных правил и требований по подготовке и оформлению деловой документации, принятых в установленном порядке и рекомендованных для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве. Результаты работы при этом оформляются в виде национальных стандартов.

Цели стандартизации в соответствии с законом это, с одной стороны, установление обязательных требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции; с другой - разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции (работ, услуг) , направленных на повышение ее качества и экономии ресурсов. При этом соблюдение требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости всегда являются обязательными для субъектов хозяйственной деятельности, а соблюдение иных требований к продукции (работам, услугам) становится обязательным, если на это указывается в договоре или технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг.

Список использованной литературы

1. Линия менеджмента/Электронный ресурс (http://menzo.ucoz.ru/load/upravlenie_kachestvom/normativno_pravovye_osnovy_standartizacii/20-1-0-1035)

2. Информационно-аналитический портал poligraf23/Электронный ресурс (http://old2.poligraf23.ru/ponyatie,-sushhnost-i-rol-standartizaczii.html)

3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

4. Управление качеством. Учебник. Под ред. профессора Ильенковой С. Д. - Москва, 1998.

5. Шишин И.О. Корпоративный документооборот. Учебное пособие - СПбГУЭФ, 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие стандартизации и сертификации, участники и порядок проведения. Контроль за сертифицированными продукцией и услугами. Сертификация продукции, ввозимой в Россию. Правовые основы обеспечения предпринимателями санитарных и гигиенических требований.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Законодательная база сертификации. Правовое наследие в области сертификации, оставленное СССР. Создание правовых основ сертификации в Российской Федерации. Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" и нормативно-методическое обеспечение данной процедуры.

    реферат , добавлен 29.03.2016

    Понятие стандартизации и ее цели. Основные проблемы в области стандартизации социально-культурных и туристических услуг в РФ. Закон РФ "О техническом регулировании" и его роль в развитии отечественной стандартизации. Особенности сертификации услуг.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2010

    Государственное руководство работами по применению и совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации. Осуществление государственного надзора за соблюдением требований стандартов за состоянием и применением измерительной техники.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2016

    Нормативная документация, применяемая при производстве топленого масла. Правовая база на изготовление безопасной продукции, процедура подтверждения ее соответствия. Организация производственного и лабораторного контроля при производстве продукции.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2015

    Внешние формы права. Понятие формы права. Источники права и их видовое многообразие. Нормативный правовой акт как источник права. Нормативно-правовые акты Российского права. Систематизация нормативно-правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2006

    Правовой режим технических регламентов. Правовые основы стандартизации, подтверждения соответствия и обеспечения единства измерений. Обеспечение предпринимателями санитарных и гигиенических требований. Правовые основы обращения с отходами производства.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Значение управления качеством продукции в Республике Беларусь. Основные понятия, показатели и методы определения качества товаров и услуг. Правовое регулирование стандартизации, сертификации и обеспечения единства измерений согласно законодательству.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Понятие качества продукции и его правовое значение. Переход от стандартизации к техническому регулированию. Виды, порядок разработки и принятия технических регламентов. Правовое регулирование сертификации продукции и услуг. Проблемы повышения качества.

    реферат , добавлен 06.02.2009

    Общая характеристика развития нормативно-правовой базы местного самоуправления в России, основные периоды ее развития. Муниципальные правовые акты и их развитие в системе законодательной базы местного самоуправления города Королев Московской области.

Государственный стандарт Российской Федерации – ГОСТ Р.

ГОСТ Р 1.0-2004

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации. Этот стандарт утверждается Госстандартом России и является национальным.

Область действия таких стандартов согласовывается с принятыми международными стандартами.

Отраслевой стандарт – ОСТ. Отраслевой стандарт утверждается министерством (ведомством) РФ и разрабатывается в случаях, если на объекты стандартизации отсутствуют Государственные стандарты или требования к этим объектам необходимо установить более высокие, чем предусмотрены Государственными стандартами. Обозначение ОСТ имели также общесоюзные стандарты, которые выпускались с 1925 по 1940 год (до внедрения ГОСТов). Теперь эта аббревиатура занята отраслевым стандартом, хотя некоторые ОСТы действуют и в настоящее время.

Стандарт предприятия – СТП утверждается и действует только на данном предприятии. Его действие должно находиться в рамках действия отраслевых стандартов. Такой стандарт разрабатывается на продукцию, услуги и процессы, которые применяют только на одном предприятии или на нескольких предприятиях, входящих в объединения, утвердивших данные стандарты.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО разрабатываются для внедрения в практику новейших результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определённых областях профессиональных интересов.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

· Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;

· Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

· Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по проведению различного рода измерений, принципов их разработки и применения

· Федеральный закон "О Защите прав потребителей", определивший правовые основы потребителей и изготовителями в Российской Федерации, на основе применения соглашений и стандартов;

· нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

· основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям:

1. традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), Федеральным законом «О техническом регулировании» 2002 г. и ГСС РФ)


2. образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

3. медицинская (организуется и осуществляется в исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);

4. социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).

Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются – стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие.

ГОСТ Р 1.0-2004

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации

Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукций (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует:

1. организацию работ по стандартизации в РФ;

2. международное сотрудничество в области стандартизации;

3. виды и применение нормативных документов по стандартизации;

4. информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;

5. порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

6. финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

7. ответственность за нарушение положений Федерального закона «О техническом регулировании»;

8. экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Это связано с последующим пересмотром стандарта, он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент:

1. ссылка со скользящей идентификацией, то есть стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

2. ссылка общего характера, то есть указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) – единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента. Ответственность за нарушение положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления.

В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Ключевые слова и понятия: правовое обеспечение, правовое регулирование, правостосовна деятельность, правоохранительная деятельность, техническое законодательство, юридическая ответственность: гражданско-правовая, административная, материальная, дисциплинарная, уголовная.

Правовое обеспечение стандартизации

Право - это управляющий фактор, который регулирует широкий круг общественных отношений, связанных с разработкой, производством, реализацией и эксплуатацией продукции. Право является важным инструментом управления хозяйством страны, регулирующего поведение участников производства на всех этапах. Оно влияет на развитие производства, ускорения технического прогресса и улучшения качества продукции. Это влияние определяется путем предоставления техническим нормам силы норм права.

Государство в соответствующем НД предоставляет технической норме обязательную юридическую силу, превращает ее в правовую норму. Правильное, умелое использование правовых норм способствует развитию инициативы и предприимчивости предприятий к удовлетворению потребностей промышленности, сельского хозяйства и граждан продукцией высокого качества, закреплению законности и повышению ответственности за качество продукции, обеспечению надежной защиты интересов потребителей. Закрепляя в правовых нормах (НД) определены требования к качеству товаров и услуг в целом или к отдельным его свойств, государство тем самым регулирует общественные отношения, связанные с производством, оборотом и потреблением продукции надлежащего качества. В правовых нормах закрепляются такие требования, которые отвечают потребностям общества и могут быть выполнены на данном этапе развития науки и техники.

Стандартизация является регулирующим видом деятельности для упорядочения, введение определенных правовых норм технического прогресса, науки, техники, управления производством. Она является лучшим методом прямого, непосредственного воздействия права на технический прогресс, обеспечение качества позволяет повышать эффективность производства и общественного труда. Стандартизация как средство государственного нормирования требований к техническому уровню составляет административно-правовую основу управления качеством продукции. Поэтому стандартизация занимает прочные позиции в экономике страны, в решении узловых ее проблем и фактически является техническим законодательством.

Важное место в системе стандартизации занимает правовое обеспечение. С помощью правовых средств осуществляется влияние на общественные отношения, связанные со стандартизацией товаров и услуг. Правовое обеспечение стандартизации является одной из функций государственной системы управления качеством товаров и услуг.

Правовое обеспечение включает следующие виды деятельности:

Правовое регулирование;

Правостосовну деятельность;

Правоохранительную деятельность.

Правовое регулирование - это разработка и утверждение правовых норм (НД, образцов и т.д.). Правостосовна деятельность - это обеспечение эффективного применения действующих норм и правил, которые приводятся в ВС, их внедрения и соблюдения. Правоохранительная деятельность - это юридическая ответственность за соблюдением норм, утвержденных законодательным путем.

НД, утвержденных в установленном порядке, является формой выражения правовых норм, следствием правостосовнои деятельности. Особенность правовых норм ВС заключается в том, что они составляют технико-юридические нормы и в них не заложена мера ответственности за несоблюдение этих норм. Мера ответственности предусмотрена в нормативных актах действующего законодательства Украины. Это обусловлено тем, что всё и технические требования являются частью единого механизма регулирования и действуют только в совокупности с другими нормативными и законодательными актами. их разработка, утверждение, использование и государственная охрана обеспечиваются с помощью различных норм права: административного, гражданского, финансового, трудового, уголовного.

На практике и в научной литературе проблема стандартизации рассматривается главным образом в технико-экономическом аспекте. Значение правового аспекта стандартизации недооценивается. Предусмотрена только ответственность предприятий и рабочих за выпуск недоброкачественной продукции. Однако правовой аспект этой проблемы значительно шире и не ограничивается вопросами ответственности. Недооценка правового аспекта ВС привело к тому, что правовые средства обеспечения качества продукции применяются на практике неэффективно. Установившийся в экономике "правовой нигилизм", преувеличение роли правового запрета и недооценка права как конструктивного, творческого, регулирующего фактора является тормозом для развития отечественного производства. Предприятия в основном только платят штрафы и не возмещают убытков, причиненных в результате поставки и использования недоброкачественных товаров и услуг.

Рассматривая вопросы правового регулирования стандартизации, следует учитывать, что роль права не исчерпывается только установлением и закреплением технических требований. Значение правового регулирования заключается также в воздействии на поведение отдельных людей в обществе, которое обеспечило бы осуществление и соблюдение закрепленных в правовых нормах технических требований. Для этого:

Устанавливается общий порядок приема сырья, материалов и готовой продукции определенного уровня качества;

Регулируются отношения, возникающие в связи с использованием измерительной техники;

Предусматривается ответственность за нарушение ВС и метрологических правил;

Регулируются отношения по качеству товаров и услуг.

Роль правового регулирования в этом аспекте проявляется в закреплении в правовых нормах определенных технических требований и обеспечении правовыми средствами их соблюдения при изготовлении и обороте продукции. При соблюдении технических требований промышленность производит и поставляет в торговые организации качественную продукцию. А доброкачественная продукция - это соответствие совокупности свойств продукции требованиям стандартов и другой НД, а также условиям договора поставки.

Совершенствование правовой основы стандартизации является непременным условием для успешного решения важных социально-экономических задач страны.

Трубенева Т.Г.

Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия»

Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования

Санкт-Петербург 2014

1.1. Методологические основы стандартизации .. 3

1.2.Правовые основы стандартизации .. 4

1.4.Системы стандартизации .. 10

Раздел 2. Основы метрологии .. 14

2.1. Основные понятия. Стрктурные элементы метрологии .. 14

2.2.Средства и методы измерений .. 16

2.3.Классификация измерений .. 18

2.4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» . 21

Раздел 3. Основы сертификации .. 24

3.1.Основы сертификации продукции и услуг . 24

3.2.Функции Органа по сертификации .. 30

3.3. Схемы подтверждения соответствия . 34

3.4.Правила заполнения сертификата . 36

Список источников и литературы ... 41


Раздел 1. Основы стандартизации

Методологические основы стандартизации

Стандартизация – деятельность, которая, устремлена на определение и разработку требований, норм и правил, гарантирующая право потребителя на покупку товаров за устаивающую их цену, должного качества, право на благоустроенность и безопасность труда.

История стандартизации

В 1875 году в Париже первые 17 государств приняли участие в международной матричной конвенции, на которой согласились принять в качестве единицы длины – метр.

Там же было создано международное бюро мер и весов.

Во время первой мировой войны и после нее были основаны несколько национальных организаций по стандартизации: Англия, США, Голландия.

В 1943 году при ООН был создан Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), которая в настоящее время является основополагающим органом в области международной стандартизации.

Стандартизация осуществляется в целях:

1. Повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, содействие соблюдению требований технических регламентов.



2. Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения ЧС природного и технического характера

3. Обеспечение НТП

4. Повышение конкурентоспособности продукции, работы, услуг

5. Рациональное использование ресурсов.

Основной целью изучения дисциплины является получение знаний и навыков по достижению высокого качества продукции.

Каждый из компонентов дисциплины – важнейший инструмент достижения качества, обеспечения качества продукции и услуг.

· Управленческий;

· Экономический;

· Социальный;

· Личностный.

Экономико- управленческий аспект понятия качества и семенной трактовки

Качество:

· абсолютная оценка;

· соответствие стандартам;

· Свойство продукции;

· соответствие стоимости;

· степень удовлетворения запросов потребителей;

· соответствиеназначению

· Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2005 «Система менеджмента качества»

Метрология, стандартизация и обеспечение соответствия являются главным инструментом обеспечения качества.

Метрология – учение об измерениях, способах обеспечения их единства и путях приобретения нужной точности.

Основные задачи метрологии:

1. Разработка общей теории измерения

2. Разработка путей измерения и методов установления точности и верности измерений

3. Определение единиц физических величин.

Метод стандартизации – это способ достижения оптимальной степени упорядочения. К методам относится типизация, систематизация, оптимизация. Разновидностью унификации является типизация. Разновидностями систематизации представляет собой классификацию, селекцию, симплификацию, агрекатирование

Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

Ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) -единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Законодатёльные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".

Закон "О стандартизации" регламентирует:

Организацию работ по стандартизации,

Информационное обеспечение работ по стандартизации,

Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,

Стимулирование применения государственных стандартов,

Ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1. Целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3. Стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4. Разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5. Разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6. Стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7. Обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8. Стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, Федеральным Законом “ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ “ О стандартизации”, “ Об обеспечении единства измерений”, “О сертификации продукции и услуг” (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона “О стандартизации”, приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден “Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией”.

Закон “О стандартизации” регламентирует:

Организацию работ по стандартизации,

Информационное обеспечение работ по стандартизации,

Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзову,

Стимулирование применения государственных стандартов,

Ответственность за нарушение положений Закона “О стандартизации”.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном,экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей Среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству обьекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качества продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации РФ. Основные положения”.

ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки Государственных стандартов”;

ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных обединений. Общие положения”;

ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ПР 50.1.001-93 “ Правила согласования и утверждения технических условий”.

Принятая в РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции:

экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентноспособности товара (в данном случае технической конкурентноспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентноспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействует здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.