Audi-a3club - Автомобильный портал

Средства связи частей в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненное предложение

  • Семантические и синтаксические союзы. Указательные слова (корреляты) - соотносительные местоимения и наречия; их

  • основные виды и функции

    подчинительные союзные соотносительные
    союзы слова слова
    Основным синтаксическим средством связи в СПП являются специальные связующие элементы. Формальные показатели взаимозависимости главной и придаточной частей - это подчинительные союзы, союзные (относительные) слова, соотносительные (указательные) слова.
    Подчинительные союзы.
    Напомним, что по структуре подчинительные союзы бывают простые (чтобы, хотя, если, словно и др.) и составные (потому что, несмотря на то что, так как и др.). Кроме простых и составных союзов необходимо различать двойные, которые включают в свой состав слова-скрепы (если...то, когда...то, как... то), и парные (чем...тем). Последние два вида союзов отличаются друг от друга тем, что если обе части парных союзов структурно необходимы, то в двойных союзах слова-скрепы можно опустить.
    Н-р, Если вы придете, то мы подружимся.
    Чем скорее ночь, тем меньше неприятностей.
    Союзы с четко выраженной семантикой закрепляются за определенным видом придаточных и называются семантическими, однозначные, монофункциональные: хотя, несмотря на то, что -уступительные, так как, потому что - причины и т.д.
    Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называют функциональными, асемантическими, синтаксическими, полифункциональ- ными, многозначными. Это союзы что, чтобы, как и др. Н-р, союз как может служить для присоединения к главной части придаточных с разными значениями: изъяснительные (дополнительные) придаточные, придаточные сравнения, временные, условия. Некоторые составные союзы (так как, потому что) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть СПП и приобретает функцию соотносительного слова.
    С-р.: Было бы с ним хорошо не спорить, потому что он в спорах волнуется до бешенства.
    Было бы с ним хорошо не спорить потому, что он в спорах волнуется до бешенства.
    Особенность составных союзов заключается в том, что в силу конструктивной необязательности соотносительных слов в главной части, их первая часть свободно может кочевать из главной части в придаточную.
    Ср.: Ей захотелось петь для того, чтобы все знали о ее счастье.
    Ей захотелось петь, для того чтобы все знали о ее счастье.
    Такое варьирование возможно при составных союзах: потому что, для того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, после того как и др.
    Итак, подчинительные союзы по своей структуре делятся на простые, составные, двойные и парные подчинительные союзы. По особенностям функционирования они делятся на семантические и синтаксические. СПП с союзами в придаточной части рассматриваются как союзный тип СПП.
    Союзные слова.
    Функцию союзных слов в СПП выполняют местоимения в широком понимании этой части речи (чей, который, где и под.) или при узком понимании местоимения как части речи местоимения (чей, который, какой) и наречия, местоименные наречия (где, куда зачем, откуда).
    Союзные слова (относительные) располагаются в придаточной части СПП. В отличие от подчинительных союзов союзные слова являются знаменательными словами и поэтому выполняют функцию членов предложения.
    СПП с союзными словами в придаточной части составляют относительный тип СПП.
    Отличие подчинительных союзов от союзных слов.
    Известно, что разграничение подчинительных союзов и союзных слов представляет большую сложность и для обучаемых, и для обучающих вопросам синтаксиса СПП.
    Распространены следующие типичные ошибки:

    1. Неразграничение омонимичных подчинительных союзов и союзных слов, таких как что, как, когда, чем, что(бы).
    2. Отождествление союзных слов типа который, какой, чей, где, куда,откуда, почему, зачем, отчего и др. с подчинительными союзами.
    3. Затруднения в распознавании составных союзов типа потому что, оттого что, вследствие того что, несмотря на то что, благодаря тому что и др.
    4. Неправильное определение синтаксической функции союзного слова.
    5. Затруднения в постановке смыслового вопроса от главной части к придаточной. Н-р, союзное слово который нередко разбирают как определение, между тем как это слово часто субстантивируется и может быть любым членом придаточной части.
    со юз.сл.(субст.м-пр)
    Ср.: Понадобится проводник, который бы хорошо знал лесные тропы.
    союз. сл. (субст.м-пр.)
    В разгар пира зашел Травкин, которого никто не звал.
    со юз.сл.(субст.м-
    пр)
    Травкин прислушался, затем пошел по ходу сообщения, ЦЗ_кртррого вышли два немца.
    союз.сл.(субст.м-пр.)
    Надя провела ребят светлым коридором, окна которого выходили на
    X. X X X." wihh нниннннн.
    огород.
    СО ЮЗ.СЛ J(м-пр)
    Каков поп, таков и приход.
    От подбора вопроса, который задается от главной части к придаточной, зависит точность в определении вида придаточной части.
    союз
    Ср.: Сообщение, что мы получили эти книги, обрадовало нас (о чем? Придаточное изъяснительное или дополнительное, в зависимости от выбранной классификации)
    СОЮ 3. сл. (м-сущ)
    Сообщение, что мы получили, обрадовало нас (какое? Придаточное определительное)
    При разграничении подчинительных союзов и союзных слов необходимо помнить: в русском языке есть слова, которые всегда выполняют в СПП только роль союзов или союзных слов, и только пять слов (мы их уже называли «коварными» словами) в силу омонимичности могут выступать - в зависимости от содержания предложения - то как подчинительные союзы, то как союзные слова.
    Таблица 23.
    Как видим, «коварных» слов не так уж и много, но они часто встречаются в СПП, и именно эти слова вызывают наибольшие затруднения при грамматической характеристике СПП.
    Правила разграничения подчинительных союзов и союзных слов
    1. Если перед омонимичным словом стоит предлог, то это - союзное
    слово.
    Перед союзом предлог стоять не может.
    СС(м-сугц)
    Ср.: Он вежливо поклонился Чичикову; начпго последний ответил тем же.
    СС(м-сущ)
    По-французски она говорила очень плохо, за_ что и страдаю впоследствии.
    1. Можно использовать прием трансформации (замены) сомнительного союза истинным союзом, союзного слова другим союзным словом или функциональным эквивалентом (знаменательным словом).
    союз
    Ср.: Борис еще поморщился немного, что пьяница пред чаркою вина (что = будто).
    СС(м-сущ)
    Не бывает чудес на свете, кроме тех, что создаются разумом и волей человека
    1. Союз можно опустить, и смысл предложения сохраняется.
    союз
    Ср.: Мы обрадовались, когда начался лес. (Мы обрадовались - начался лес).
    С С (м-нар)
    Никто не знает, когда мы увидимся. (Опустить союзное слово нельзя)
    1. Придаточную часть, которая начинается союзным словом, можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение. Придаточную часть, которая начинается союзом, так трансформировать нельзя.
    СС(м-сущ)
    Ср.: Трудно было определить, что чувствовал этот чеювек. (Что чувствовал этот чеювек?)
    союз
    Трудно было поверить, что все это правда. (Придаточную часть нельзя преобразовать в вопросительное простое предложение).
    1. К союзным словам можно присоединить усилительные частицы же или именно, к союзу - нельзя.
    С С (м-нар)
    Ср,.: Он никак не мог узнать, когда (Уже) придет поезд.
    союз
    Он обрадовался, когда начался лес.
    1. На союзное слово падает логическое ударение, тогда как союз такого ударения лишен, т.е. является проклитикой.
    СС(м-сущ)
    Ср.: Охотно мы дарим, что нам ненадобно самим.
    союз
    Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
    Надо помнить, что в каждом конкретном случае могут помочь сразу несколько приемов разграничения союзов и союзных слов.
    Таблица 24.
    Разграничение подчинительных союзов и союзных слов
    Соотносительные (указательные) слова.
    Соотносительные слова, вместе с союзами и союзными словами, тоже
    являются грамматическим средством связи частей СПП. Соотносительные слова всегда находятся в главной части СПП и выражаются определительными, указательными и неопределенными местоимениями (при широком понимании этой части речи): тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, потому, оттого, кто-то, где-то, что-то и др. Они прикрепляют придаточную часть к главной, которая конкретизирует их значение.
    Соотносительные слова необходимо отличать от союзных слов:
    1. Соотносительные слова находятся в главной части, а союзные слова - в придаточной;
    2. К соотносительным словам относится придаточная часть;
    3. Соотносительные слова лишают главную часть смысловой завершенности;
    4. Соотносительные слова предопределяют вид придаточной части.
    5. Соотносительные слова делают связь между главной и придаточной частями более тесной.
    Общее между соотносительными и союзными словами:
    1. Выражаются знаменательными частями речи;
    2. Являются членами предложения;
    3. Часто подвергаются субстантивации.
    указ. сл(субст. м-пр.)
    Ср.: Каждому, кто испытал счастье общения с умным чеювеком, хочется стать лучше, знать больше.
    указслЩпр)
    Я тот, чей взор надежду губит.
    Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову с помощью союзного слова (см. примеры выше) или союза.
    Н-р, Дома выглядели так, будто много лет их не касалась рука человека.
    Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложений, либо не обязательны и тогда используются в качестве выделительных слов.
    Ср.: Пред нами предстал такой вид жилища, что мы неловко остановились.
    Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку.
    В первом предложении соотносительное слово такой конструктивно необходимо: без него невозможна следующая придаточная часть. Во втором соотносительное слово то легко опускается без ущерба для общего смысла предложения. Учет этого помогает верно определить вид придаточной части: первое СПП с придаточной определительной, второе СПП с придаточной изъяснительной (дополнительной) частью.
    Соотносительное слово надо отличать от слов-скреп, которые входят в состав двойных союзов и могут опускаться, как в некоторых случаях соотносительные слова. Это двойные союзы причины, времени, условия - ко- гда.то, если. то, как. то. Слова-скрепы тоже находятся в главной части СПП при препозиции придаточной части. Они подчеркивают результативный характер второй части предложения. Соотносительные же (указательные) слова находятся в главной части, которая всегда препозитивна по отношению к последующей придаточной.
    Ср.: Если вы согласны, то я сейчас же приступаю к работе (двойной союз если..то).
    Я там, где меня ждут (соотносительное слово там).
    Соотносительные слова необходимо отличать от части парных союзов, где обе части структурно необходимы.
    СС(м-суш) указ.сл(субст.м-пр)
    Ср.: (Чем болеешь),[ тем лечись].
    (Чем ближе ночь), [тем меньше неприятностей] (парный союз ч ем... тем).
    В.В.Бабайцева указывает случаи, при которых соотносительные слова в главной части необходимы:
    1. При отрицании, усилении, выделении или ограничении с помощью специальных частиц не, только, лишь, даже, же и др. того, о чем говорится в придаточной части.
    2. При наличии вводных слов в главной части, которые выражают отношение к тому, о чем говорится в придаточной части.
    вв.слово ук.сл(м-нар) союз
    См.: [Подобные факты происходят, конечно, потому], (что многие люди любят себя больше, чем дело).
    1. Соотносительные слова употребляются в главной части, если придаточное соотносится как однородное с другими членами главной части.
    См.: [Обеспокоенный анонимным письмом и тем, (что мы стали врагами), я полностью ушел в работу].
    Соотносительные слова невозможны в СПП с придаточной присоединительной частью, так как выполняют функцию добавочного сообщения.
    См.: Отца долго не было, что нас обеспокоило.
    Пошел дождь, так что наша поездка не состоялась.
    Т. о., СПП с соотносительными словами в главной части образуют три структурных разновидности СПП:
    1. Местоименно-соотносительный тип (указательное слово в главной части + союзное слово в придаточной);
    2. Местоименно-союзный тип (указательное слово в главной части + союз в придаточной).
    Структурные типы СПП можно представить следующим образом:

    союзный тип относительный тип местоименно
    местоименносоотносительный союзный
    тип тип
    Кроме подчинительных союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями СПП являются и другие, сопутствующие грамматические средства связи, а именно порядок следования главной и придаточной частей, грамматическое соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части, интонация и др.
    1. Типы позиций придаточных частей в СПП. Фиксированный и нефиксированный порядок следования частей СПП. Гибкость- негибкость структуры. Предложения контаминированной структуры
    (самостоятельно).
    Таблица 25
    Известны следующие классификации СПП
    История синтаксиса выработала три принципа классификации СПП, которые и легли в основу трех наиболее популярных классификаций этих синтаксических структур. Это логико-синтаксическая, формальнограмматическая, структурно-семантическая классификации СПП.
    Логико-синтаксическая классификация сложноподчиненных предложений.
    Известно, что в истории русской грамматики первая наиболее полная классификация придаточных по соотношению с членами простого предложения (на основе изоморфизма придаточных частей с членами простого предложения) была разработана Ф.И.Буслаевым. Эта классификация, именуемая традиционной (аналогической, функциональной, логикограмматическая), возникла в середине XIX века.
    Ф.И. Буслаев считал, что «каждый из членов главного предложения, кроме сказуемого, может быть выражен предложением придаточным» (Ф.И.Буслаев). Это исходное положение позволило ученому выделить следующие виды придаточных предложений: придаточные подлежащие, дополнительные, определительные, обстоятельственные: места, времени, образа действия, меры и степени, причины, условия, уступки, сравнения.
    Принцип ЛГК СПП - изоморфизм придаточной части члену простого предложения по функции.
    Ср.: Кто вспыльчив, тот не зол (= вспыльчивый не зол, т.е. придаточное подлежащее);
    Говори, что полезно (= говори полезное, т.е. придаточное дополнение);
    Интересно беседовать с человеком, который много испытал (=с человеком опытным, т.е. придаточное определение);
    Петербург стоит там, где Нева впадает в Финский залив (= при впадении Невы в Финский залив, т.е. придаточное обстоятельственное места) и т.д.
    Обычным приемом определения типа придаточных служит постановка к нему вопроса, аналогичного тому, который мы задаем к членам простого предложения.
    Классификация Ф.И.Буслаева основывалась на идеях предшественников: А. Х. Востокова («Русская грамматика») и Н. И. Греча («Практическая русская грамматика»).
    1. И. Греч выделял три типа придаточных предложений в зависимости от того, какую часть речи они замещают в главной:
    Ср.: Сообщили, что дом сгорел (=о сгорании, т.е. придаточное существительное);
    Я тот, у которого есть счастье (= счастливый, т.е. придаточное прилагательное);
    Узнали, когда возвратились (= по возвращению, т.е. придаточное обстоятельственное).
    Эта первая попытка классификации придаточных была очевидно несовершенной, так как в ней явно смешиваются морфологические и синтаксические понятия.
    Дальнейшее свое развитие учение о видах придаточных получило в трудах Ф. И.Буслаева. Его классификация просуществовала долго и стала вполне традиционной - в дальнейшем она подвергалась только уточнениям и дополнениям. Известное уточнение сделал С.И.Абакумов, который трактовал придаточные предложения как «развернутый член предложения». Впрочем, он разъяснял: «От обычных членов простого предложения они отличаются тем, что они предикативны». Ученый подчеркивал, что полного тождества такие конструкции не имеют. Именно Абакумов дополнил и усовершенствовал классификацию Ф. И. Буслаева, предложив, в частности рассматривать среди придаточных также придаточные сказуемые.
    О близости по функции придаточных предложений и членов простого предложения свидетельствует ряд данных:
    1. Синонимичность придаточных с обособленными членами простого предложения, выраженных причастными и деепричастными оборотами.
    Ср.: Я взглянул в лицо девушки, которая продавала яблоки. Я взглянул в лицо девушки, продававшей яблоки.
    1. Прослеживается объединение членов предложения и придаточных сочинительными союзами и, или, да, но, указывающими на однородность входящих компонентов.
    Ср.: Я думал уж о форме плана и как героя назову (здесь имеет место однофункциональность дополнения и придаточного предложения).
    1. Наблюдаются случаи перехода придаточных предложений в члены простого предложения в случаях фразеологизации придаточных частей.
    Н-р, Все разбрелись куда попало.
    Все вышесказанное явления подтверждают, что придаточные выполняют функции, близкие к функциям отдельных членов простых предложений.
    Достоинства логико-грамматической классификации СПП заключаются в следующем:
    1. Основное достоинство этой классификации в признании объективно существующего сходства в принципах построения и семантике простых предложений и СПП.
    2. Логико-грамматическая классификация СПП - первая полная классификация придаточных на основе изоморфизма их членам простого предложения.
    3. Сейчас продолжают учитывать функции придаточных по отношению к членам главного предложения.
    4. Эта классификация удобна в практическом отношении - тип придаточных определяется по вопросу, аналогичному тем вопросам, которые задаются к членам предложения.
    5. Имеет доказуемые аргументы: синонимичность придаточных частей и членов простого предложения, однотипность функций придаточных и членов простого предложения.
    Однако у этой классификации, как и у многих других, имеется ряд недостатков, а именно:
    1. Соответствие между членами предложения и придаточными носит приблизительный характер, не учитывается предикативность придаточных предложений, т.е. имеет место абсолютизация характера соотношения членов предложения и придаточных частей.
    2. Не учитываются разнообразные и сложные смысловые отношения между главной и придаточной частями в СПП. Придаточные могут относиться ко всей главной части, а не только к ее отдельному члену (таковы, н-р, придаточные следствия, присоединительные, сравнительные). Эти придаточные характеризуются более слабой связью с главной частью, а значит, они более самостоятельны. Иными словами, изоморфизмом с членами простого предложения обладают не все придаточные.
    3. Разграничение придаточных дополнительных и придаточных подлежащих, придаточных определительных и придаточных сказуемых в большинстве случаев достаточно искусственно. Так, идентичные по структуре и смысловом отношениям придаточные относились к разным видам.
    Ср.: Он вспомнил (что?), как они в детстве дружили (придаточное дополнительное).
    Ему вспомнилось (что?), как они дружили (придаточное подлежащее).
    Лицо было такое, будто он чем-то удивлен (придаточное сказуемое).
    У него было такое лицо, будто он чем-то удивлен (придаточное определительное).
    Т.е. разграничение основывалось на структурных различиях и, следовательно, было сопряжено с элементами формально-грамматического подхода.
    А раз так, то тогда не совсем правомерно данную классификацию считать логической.
    И наоборот, разные предложения по структуре и грамматическому значению рассматривались как предложения одного типа.
    Ср.: Ему вспомнилось, как ездил домой (придаточное подлежащее).
    Было собрано все, что нужно в дороге (придаточное тоже подлежащее)
    1. Не учитывается структура придаточной части и разновидности смысловых отношений в составе СПП.
    2. Во многих случаях прослеживается условность и схематичность определения вида придаточных. Так, при отсутствии соотносительного (указательного) слова в главной части вид придаточной иногда определить однозначно невозможно.
    Ср.: Неизвестно (что? или о чем?), когда он вернется (придаточное можно определить и как подлежащее и как дополнительное, какой ответ верен, не понятно).
    И наоборот, наличие указательного слова в главной требует конкретного ответа без учета структуры и характера смысловых отношений между главной и придаточной частями.
    Ср.: Я тот, кого никто не любит (придаточное сказуемое).
    Тот день, когда мы встретились, я не забуду никогда (придаточное определительное).
    Неслучайно Д.Н.Кудрявский иронизировал по этому поводу: «Таким образом оказывается, что одно и то же предложение может быть чем угодно, смотря по тому, рядом с чем оно стоит. Это значит определить елку как дерево, около которого лежат еловые шишки. Понятно, в таком случае елкою можно назвать и березу, под которой валяются еловые шишки».
    Отмеченные недостатки и послужили причиной отказа в 60-х годах XX
    в. от традиционной классификации в школьном курсе русского языка.
    Несмотря на эти недостатки, Буслаевская логико-грамматическая классификация СПП просуществовала в школе более ста лет (с 1858 г. до 1959 г.). Сегодня в учебном комплексе В. В. Бабайцевой мы видим возвращение к основам этой классификации. В учебнике С. Г. Бархударова логикограмматическая классификация СПП представлена частично. Все СПП делятся на 3 группы: изъяснительные, определительные, 9 видов обстоятельственных.
    Тип придаточной части устанавливается двояким путем:
    1. В соответствии с тем, каким членом предложения в главной части является соотносительное местоименное слово, конкретизируемое последующей придаточной частью, т. е. член главной части, выраженный соотносительным словом, конкретизируется придаточной частью.
    Н-р, Он ценил лишь то, что давалось путем борьбы и напряжения (придаточное дополнение). Имеет цену лишь то, что дается путем борьбы и напряжения (придаточное подлежащее). Ты то, чего я ждал от жизни (придаточное сказуемое). Лишь то решение верно, которое не порождает сомнений (придаточное определительное).
    1. Если в главной части нет соотносительного слова, то вид придаточной определяется в соответствии с тем, какой отсутствующий член главной части восполняется придаточной частью.
    Н-р, Мать удивилась (чему?), что я так быстро вернулся (придаточное дополнительное). Мать удивило (что?), что я так быстро вернулся (придаточное подлежащее). В комнате (какой?), куда он вошел, никого не было (придаточное определительное).
    В дальнейшую разработку логико-грамматической классификации СПП позднее внесли свой вклад С.И.Абакумов, Ф.Л.Шапиро, В.М.Никитин, А.И.Чередниченко, В.Н.Мигирин, В.В.Виноградов и др.
    Н-р, у А.Н.Гвоздева представлено более всестороннее рассмотрение видов придаточных СПП; им учитывалось уже большее количество признаков:
    1. Функция придаточной части по отношению к членом простого предложения;
    2. Структурные особенности главной и придаточной частей;
    ЗГЛ U и и
    . Разновидности смысловых отношений между главной и придаточной частями.
    У А.Н.Гвоздева в классификации представлены такие виды придаточных:
    1. Придаточные подлежащие;
    2. Придаточные сказуемые;
    3. Придаточные дополнительные;
    4. Обстоятельственные времени;
    5. Обстоятельственные места;
    6. Обстоятельственные образа действия;
    7. Обстоятельственные причины;
    8. Обстоятельственные цели;
    9. Обстоятельственные условия;
    10. Обстоятельственные уступки;
    11. Обстоятельственные меры и степени
    12. Следствия;
    13. Присоединительные.
    Группировки классов придаточных А.Н.Гвоздев не дает. В ходе изложения отмечается смысловая и структурная близость отдельных видов придаточных, относимых по традиционной классификации к разным видам. А.Н.Гвоздев дал также структурную характеристику средствам связи частей СПП. Он различает союзы и союзные слова, оговаривает многофункциональность некоторых из них, т.е. возможность употребляться с придаточными разного вида, и рассматривает типы сочетаемости соотносительных местоимений (указательных слов) и союзов или союзных слов в придаточных. Ученый отмечает однородность структур придаточных подлежащих и дополнительных, рассматривает конструкции, допускающие двоякое толкование (впервые речь шла о синкретизме грамматического значения придаточных).Ср.: Слышно было (ЧТО? или О ЧЕМ?), как ветер трепал кусты и деревья.
    Заслуга А.Н.Гвоздева видится в том, что, сохранив в основе традиционный принцип классификации СПП, он представил не схематическую классификацию СПП, а осуществил структурно-семантический подход к классификации СПП, показал взаимоотношение групп СПП в общей системе этого вида сложного предложения.
    Формально-грамматическая классификация сложноподчиненных предложений Принцип формально-грамматической классификации СПП - их различение по средствам связи главной части с придаточной.
    Как яркий представитель формально-грамматической школы в России А. М. Пешковский при классификации СПП сосредоточил внимание на средствах связи придаточных частей с главной: подчинительных союзах и союзных словах. А.М.Пешковский делит на два крупных класса:
    1. СПП с союзным подчинением придаточных;
    2. СПП с относительным подчинением придаточных,
    Далее, разбив подчинительные союзы на девять разрядов в соответствии с теми значениями, которые эти союзы выражают, А. М. Пешковский дал им полную функционально-семантическую характеристику:
    1. Причинные (так как, как, потому что, затем что и др.);
    2. Цели (чтобы, затем чтобы, дабы и др.);
    3. Следствия (так что);
    4. Изъяснительные (что, чтобы, будто и др.);
    5. Пояснительные (то есть, именно, как-то);
    6. Условные (если, кабы, ежели, коли);
    7. Уступительные (хотя, несмотря на то что, пусть);
    8. Сравнительные (как, будто, точно(;
    9. Временные (когда, как только, меж тем как).
    Ученый отметил многофункциональность многих союзов.
    Что касается СПП с относительным подчинением (с союзными словами), то А. М. Пешковский подразделил их на:
    1. Собственно-относительные СПП (связь придаточной части с каким- либо членом в главной). Н-р, Каков поп, таков и приход.
    2. Вопросительно-относительные СПП (связь придаточной со всей главной частью).Н-р, Мы встретимся, куда б судьба нас не сослала.
    Достоинство такой формально-грамматической классификации СПП - впервые было представлены тонкие наблюдения над значением союзов. Однако построенное ученым членение СПП не является классификацией видов придаточных; скорее, это классификация союзов. Кроме того, А. М. Пешков- ским не принимал во внимание характер синтаксических отношений между частями в СПП.
    союз
    Ср.: Я знаю, что хотел сказать правду. союз.сл.
    Я знаю, что он хотел сказать. Тг
    Как видим, смысловые отношения
    в обоих предложениях одинаковые - изъяснительные, между тем по А. М. Пешковскому эти СПП попадают в разные группы: 1) СПП с союзным подчинением, а именно с изъяснительным союзом; 2) СПП с относительным подчинением, а именно с собственно-относительным, так как придаточная часть относится к глаголу в главной части.
    Дальнейшие попытки систематизировать СПП на формальнограмматической основе прослеживаются в работах Л.А.Булаховского и А.Б.Шапиро.
    А.Б.Шапиро, указывая на ошибку А. М. Пешковского, писал: «Исследование производится так, как будто главное и придаточное - это отдельные, самостоятельные предложения. Главное и придаточное непрерывно взаимодействуют». Однако сам А. Б. Шапиро, формально разделив все СПП на две группы в зависимости от наличия/отсутствия в главном предложении указательных слов, в конкретном анализе ограничивает свою задачу традиционной классификацией придаточных предложений в составе СПП по средствам связи.

    СПП – сложное предложение, которое состоит из двух частей, причем одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

    Группы подчинительных союзов – см. таблицу.

    Союзные слова, служащие средством связи главной и придаточной части, являются относительными местоимениями (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько ) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др. ). В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

    При определении типа СПП учитывается как формальный критерий (в частности, средства связи частей), так и смысловой – смысловые отношения, которые существуют между главной и придаточной частями. В большинстве случаев от главной к придаточной части должна быть задан вопрос, который помогает выявить смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

    Придаточная часть может относиться ко всей главной части в целом (например, СПП с придаточным уступки˸ Запланированная на выходные экскурсия была отменена, потому что ударили сильные морозы. ) или к определенному слову в ней (такие придаточные называются присловными) (например, СПП с придаточными определительными˸ Экскурсию, которая была запланирована на выходные, отменили ). Придаточная часть может занимать различные позиции по отношению к главной˸ располагаться за ней (т.е. находиться в постпозиции), перед ней (в препозиции) или быть внутри нее (в интерпозиции).

    В качестве опорного слова в главной части могут выступать как неместоименные слова (существительные, глаголы и т.д.; пример см. выше ), так и местоименные слова – местоимения и местоименные наречия (в данном случае их называют соотносительными)˸ то, тот, все, там, туда, везде, нигде, где-то, такой, тогда, столько и др. (Особенно страшно было то, что над огнем в дыму летали голуби. В предвечерней тишине ясно слышишь все, о чем поет земля ). Местоименные слова в главном предложении обычно образуют соотносительные пары с союзными словами в придаточном предложении˸ тот - кто (который, чей), то - что, такой - какой, там - где (куда, откуда), туда - куда (где, откуда), оттуда - откуда (где, куда), тогда - когда, так - как, столько - сколько и т.д. Местоименные слова могут находиться в соотношении также с союзами в придаточном предложении (что, как, будто, словно, чтобы, ли и др. Жар такой, что на песке горят следы. Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную работу.

    Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП." 2015, 2017-2018.

    1. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это подчинительные союзы , относительные (союзные) слова, соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия). В зависимости от вида формальных показателей связи различаются сложноподчиненные предложения :

    1) союзного типа,

    2) относительного типа,

    3) местоименно-соотносительного типа,

    4) местоименно-союзного соотносительного типа.

    Союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части и служат показателем её подчинённости главной:

    Война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи (Фад.);

    Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил «На дне» (Фед.).

    Союзы, закрепленные за определенными видами придаточных, т. е. с четко выраженной семантикой, называются семантическими (так как, потому что - причинные; хотя, несмотря на то что - уступительные и др.). Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называются функциональными (что , как и др.).

    Например, союз «как» может служить для присоединения придаточных частей с разным значением: изъяснительным, сравнительным, вpeменным, условным:

    Он не слыхал, как nодымался жадный вал (П.);

    Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? (П.);

    Его пустынный уголок отдал внаймы, как вышел срок (П.);

    А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут (П.).

    Союз «как» (в сочетании с «то» в главной части) может оформлять придаточную часть и со значением причины, в настоящее время воспринимаемым, правда, как устаревшее:

    Я привез его здрава и невредима - и как река еще не стала, а мостов уже нет - то я и отправил его ко Льву Сергеевичу (П.).

    Некоторые составные союзы (так как, потому что) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть предложения и приобретает функцию соотносительного слова.

    Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним, потому что он, наверное, в спорах волнуется до бешенст ва (М. Г.).

    - Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним потому, что он, наверное, в спорах волнуется до бешенства.

    Подчинительные союзы причинные, вpeмeнныe, условные могут включать в свой состав так называемые слова-скрепы, которые располагаются в начале главной части предложения. Это двойные союзы (когда... то, если... то, если... так, как... то и др.):


    Если перевести на вес, то сушеные белые грибы окажутся во много раз дороже и мяса, и рыбы, и самых редких фруктов, и меда... (Сол.).

    Слова-скрепы возможны лишь при препозиции придаточной части, они подчеркивают результативный характер второй части предложения. В сложных предложениях с сопоставительными отношениями используются парные союзы (чем... тем, если... то и др.):

    Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.).

    Парные союзы, омонимичные союзам со словами-скрепами, отличаются от них тем, что обе части их структурно необходимы, тогда как слова-скрепы могут легко опускаться. Ср.:

    Если в Александровском округе климат морской, то в Тымовском он континентальный (Ч.)

    и ... Если уж его лучший друг Володя не может уехать, то он, Толя Орлов, останется с ним (Фад.).

    Сложноподчиненные предложения с союзной связью образуют союзный тип.

    Относительные (союзные) слова - это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной (который, чей, какой, что; где, куда, откуда, как , когда и др.). Относительные слова располагаются в придаточной части предложения. В отличие от союзов они являются знаменательными словами и потому выполняют функцию одного из членов предложения. Ср., например, функции слов-омонимов:

    Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Кор.).

    - Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Ч.).

    В первом предложении слово «что» выполняет функцию союза, так как оно лишено знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения. Во втором предложении «что» является относительным (союзным) словом, так как оно не теряет синтаксической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточной части предложения. Еще пример:

    Не сразу я сообразил, что мой сосед тоже стрелял (с. Бар.).

    - Что будет в темноте, я не представлял (С. Бар.).

    Относительные слова, имеющие в качестве омонимов союзы (что, как ), обычно сопровождаются логическим выделением (см. те же примеры). Сложноподчиненные предложения с относительными словами в придаточной части составляют относительный тип.

    Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложноподчиненного предложения и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Местоименные слова обычно выступают в соотношении с союзными словами в придаточной части и составляют с ними соотносительные пары. Например: тот - кто, тот - который, тот - чей, там - где, там - куда, тогда - когда и т. д.

    И все же я всегда завидовал тем, которые вставали по горну (С. Бар.);

    Бабушка не поняла того, что он сказал (Фад.);

    Все, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан (Баб.);

    Ведет дорога длинная туда, где быть должна Муравия, старинная муравская страна (Твард.).

    Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову в главной и при помощи союза:

    Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые человеческие руки (Шол.);

    Он удивлялся сестре: она не казалась настолько красивой, чтоб возбудить такую любовь в юноше (М. Г.).

    Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, либо не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов. Ср.:

    Я люблю и привык видеть тебя такой свято чистой, что даже пятно грязи на твоем платье бросает черную тень на мою душу (М. Г.) и

    ...Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку (Сим.).

    В первом предложении соотносительное слово «такой» конструктивно необходимо, без него невозможна следующая придаточная часть (с данной структурой и данной семантикой); во втором - местоимение «то» легко опускается без ущерба для общего смысла предложения, причём основной структурный признак предложения - присловность - также сохраняется. Такое конструктивно необязательное местоимение становится обязательным, если включается в ряд однородных членов при перечислении:

    «Может быть, это и моя последняя весна,- подумал Лермонтов, но тотчас начал торопливо думать о другом - о Щербатовой, о том , что уже починили, должно быть, паром и через несколько часов он расстанется с ней (Пауст.).

    Конструктивная необязательность соотносительных слов в некоторых случаях подчеркивается возможностью слияния их с союзом придаточной части. Ср.:

    Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь для того, чтобы все знали о её счастье (Пауст.).

    - Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, для того чтобы все знали о её счастье.

    Таким образом, сложноподчиненные предложения с соотносительными словами в главной части образуют две структурные разновидности: местоименно-соотносительный тип (при наличии соотношения местоименных слов в главной и придаточной частях) и местоименно-союзный соотносительный тип (при соотношении местоименного слова в главной части и союза - в придаточной).

    2. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями сложноподчиненного предложения могут служить и другие структурные средства, выступающие обычно в качестве сопутствующих основному: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.

    Порядок следования частей сложноподчиненных предложений разных типов неодинаков: он может быть строго определённым или свободным. Это зависит от структурно-семантической природы предложения в целом. Например, некоторые структурно-семантические типы сложноподчиненных предложений имеют строго закрепленный порядок следования частей. Так, придаточная часть всегда следует за главной в местоименно-союзных соотносительных предложениях. Другие - союзный, относительный, местоименно-соотносительный - более свободны в отношении порядка расположения частей. Определенность порядка частей объясняется разными причинами, как структурными, так и семантическими, а чаще совмещением и того и другого.

    Например, некоторые подчинительные союзы способны присоединять придаточную часть, только следующую за главной. Так, придаточные с союзами ибо, благо, потому что, так что располагаются только после главной части:

    Гм... этого холода я не ощущаю, ибо мне ясно мое место в великом механизме жизни (М. Г.);

    Я не чувствовал себя среди них лишним, благо о моем возрасте u даже имени никто не спрашивал (С. Бар.).

    Придаточные с другими союзами, например условными, временными, занимающие обычно свободное положение по отношению к главной части, теряют эту свободу, как только осложняются словами-скрепами. В таком случае обязательна препозиция придаточной части:

    Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего (Пауст.).

    Некоторые типы придаточных, например присоединительные, закрепляются в положении после главной части, что объясняется их функцией добавочного сообщения. Расположение перед главной частью, крайне редкое, воспринимается как инверсия.

    Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является синтаксическим средством их связи. Видо-временныe формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении

    Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.)

    глаголам главной части «оторвался» и «улетел» прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).

    Особенно ярко выступает конструктивная роль глагольных форм в тех особых случаях, когда между частями сложного предложения имеются отношения взаимного подчинения:

    Не прошло и десяти минут, как Сергей сидел в самолете (Баб.);

    Стоило повернуть голову, как nричудливое ощущение исчезло бы без следа (Грин).

    В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда (в довольно ограниченных случаях) выступают некоторые особые лексические элементы. Их чисто синтаксическое назначение приводит к лексической опустошенности. Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как «что касается... то»; «дело в том, что...». Глагол «касаться» и существительное «дело» в таких конструкциях явно теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы:

    Что же касается до метафизических брожений чувства и ума, то ведь это, знаете, дело вкуса (М. Г.);

    Дело в том, что нет на свете ничего nрактичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).

    Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть. Так, имена существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова - изъяснительную:

    Вскочив с постели, он начал одеваться с быстротой, которая смущала и смешила его (М. Г.);

    После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.);

    Неизвестно, кто будет страдающей стороной (М. Г.);

    Ты рада, что ты дома? (Ч.);

    Но только жалко, что вы так поздно дали мне этот чудесный урок (Пауст.).

    Если в некоторых случаях имена существительные и присоединяют изъяснительную часть, то это существительные определённой семантической группы, а именно: со значением речи, мысли, сообщения, т. е. значением, свойственным глагольным словам. Придаточные при таких существительных осложняются определительным оттенком значения:

    Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне (Л. Т.);

    Грину хотелось порадовать старика, уже nримирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.).

    Таким образом, совмещение «глагольной» семантики и формы имени существительного дало и совмещение функций придаточного.

    Роль интонации как средства конструирования сложноподчиненного предложения заключается в том, что она объединяет его части в единое целое. Из скольких бы частей ни состояло сложноподчиненное предложение, интонация конца свойственна только последней его части.

    Таким образом, структура сложноподчиненного предложения определяется как синтаксическими средствами связи, так и отчасти лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.

    Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это:

    • § подчинительные союзы,
    • § относительные (союзные) слова,
    • § соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия).
    • § Интонация

    Средства связи простых предложений в СПП:

    • § Подчинительные союзы;
    • § Союзные слова;
    • § Интонация;
    • § Указательные слова в главном предложении;
    • § Неполнота одного из предложений;
    • § Повторяющиеся слова и местоимения и др

    Соотносительные (указательные) слова. В качестве соотносительных слов в главной части обычно употребляются указательные местоимения различных лексико-морфологических разрядов и местоименные наречия: тот, такой; там, туда, оттуда, тогда, так, потому, оттого и др.

    Находясь в главной части, указательные слова формально завершают ее, занимают место необходимого по смыслу члена, но в то же время, не являясь полно знаменательными словами, не выражают самого смысла, а лишь сигнализируют о том, что этот смысл выражен в идущей далее придаточной части. При этом уже само наличие указательного слова в главной части лишает его смысловой независимости, заставляет ждать продолжения -- соответствующей придаточной части. Например: Но я делал то, что считал необходимым (Горький); Она столько рассказывала им [врачам] о своих недомоганиях, что ее немедленно клали в больницу и начинали делать различные исследования (Панова) и т. п.

    В роли соотносительных слов могут выступать и другие местоимения и местоименные наречия: указательные (этот), определительные {все, всё, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др.), отрицательные (никто, ничто, нигде и др.), неопределенные (кто- то, что-то, где-то и др.), однако они при этом сохраняют и свойственные им значения (обобщения, неопределенности и др.). Например: Он писал всюду, где его заставала жажда писать (Паустовский); Каждому , кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган -- это почти точное описание Севастополя... (Паустовский); Похоже на то, как будто я трушу, но это не трусость, а что-то другое, чего я не в состоянии ни назвать, ни описать (Чехов).

    Во всех предложениях нерасчлененной структуры соотносительные слова с союзом не сливаются.

    В сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры соотносительные слова, как и придаточные, имеют значения внешних обстоятельств и относятся ко всей главной части или к одному из ее предикатов. Это создает условия для перемещения соотносительных слов в придаточную часть и слияния их с подчинительными союзами; при этом возникают союзы более тонких, дифференцированных значений. В одних случаях указательные слова окончательно слились с союзами, образовав неделимое единство (союзы так как, так что); в других -- сохраняется возможность акцентирования указательного слова в главной части (союзы потому что, для того чтобы, ввиду того что, благодаря тому что, после того как и др.). Например: 1) Талант создан, чтобы давать людям радость, а совсем не... для того, чтобы этот талант разрастался, как ядовитый гриб (Паустовский) и Она положила на раскрытую книгу морской полыни, для того чтобы ветер не переворачивал страницы... (Паустовский); 2) Разошлись по домам после того, как отряд остановился в центре города и начал размещаться по квартирам (Н. Островский) и После того как взошло солнце, снова задремал и проснулся часов около семи от полнозвучного орудийного выстрела (Шолохов).

    В современном литературном языке все чаще употребляются в качестве соотносительных слов имена существительные, по своему лексическому значению сходные со значением придаточных, а также цельные сочетания таких существительных с указательными местоимениями. Так, в роли соотносительных слов употребляются такие существительные и словосочетания: при условии (что, если, когда), в то время (когда), в том случае (когда, если), по той при- чине (что), с той целью (чтобы) и др. Например : Степан сам грозил прийти в Вешенскую, в случае если Аксинья не явится в сотню (Шолохов).

    Необходимость употребления в главном предложении соотносительных слов обусловливается не только их ролью в организации связи главной и придаточной частей в определенных моделях, но и целым рядом других, общих для всех сложноподчиненных предложений причин:

    • 1. Соотносительные слова употребляются в главной части, если придаточные соотносятся как однородные с другими членами главной части. Например: Обеспокоенный анонимным письмом и тем, что каждое утро какие-то мужики приходили в людскую и кухню... я работал вяло и неуспешно (Чехов).
    • 2. При отрицании, усилении, выделении или ограничении с по- мощью специальных частиц не, только, лишь, даже, же и др. того, о чем говорится в придаточной части. Например: Я в мастерские иду не для того, чтобы мешать работать Цветаеву (Н. Островский); Я всегда замечал, что людям нравятся интересные рассказы толь- ко потому, что позволяют им забыть на час времени тяжелую, но привычную жизнь (Горький). При выражении с помощью вводных слов отношения к тому, о чем говорится в придаточной части. Например: Подобные факты происходят, должно быть, потому, что до сих пор учет не поставлен на должную высоту (Из газет).
    • 3. Общим условием употребления указательных слов, хотя и не столь обязательным, является включение придаточной части в обо- рот, имеющий уточнительное значение. Например: Ведь и Михаил Леонтьевич, тот, с которым мы теперь беседовали на лавочке, оказывается Зимний штурмовал... (Солоухин); На голой акации, там, где качалась тень от крыши, топорщились перышками, теснились, хвастались друг перед другом воробьи (А. Н. Толстой).

    Наоборот, условием, запрещающим употребление указательных слов, является присоединительное значение придаточной части или оттенки присоединительного значения, которые могут появляться в различных типах сложноподчиненного предложения. Указательное слово, входящее в состав главной части как посредник придаточной, прямо противоречит самой идее присоединения (добавочного сообщения, замечания по поводу). Так, нельзя употребить указательное слово в сложноподчиненных предложениях с придаточной присоединительной частью (типа: Отца долго не было, что нас всех очень беспокоило) , а также в предложениях, где придаточная часть имеет присоединительный оттенок и присоединяется союзами так что, благо, ибо, лишь бы, только бы, как с частицей и, союзными словами где, куда, откуда с частицей и. Например: Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Лесков). Придаточная часть в таких случаях может быть только в постпозиции.

    § 10. Средства связи частей
    сложноподчинённого предложения
    Придаточные предложения присоединяются к
    главному или к другому придаточному подчинитель
    ными союзами и союзными словами. Подчинитель
    ные союзы не являются членами придаточных пред
    ложений, а служат только для присоединения при
    даточных к главному или другому придаточному:
    Не забывай, что рядом с тобой человек.
    Союзные слова не только прикрепляют придаточ
    ное предложение к главному или другому придаточ
    ному, но и являются членами придаточных предло
    жений: Вспомни песни, что пел соловей.
    (И. Бунин)
    Что - дополнение.
    Чтобы отличить союз от союзного слова, надо пом
    нить:
    1) в некоторых случаях союз можно опустить,
    а союзное слово нет: Когда он приедет, я поговорю
    с ним
    (Он приедет - я поговорю с ним );
    2) союз можно заменить только другим союзом,
    союзное слово можно заменить только словом само

    51
    стоятельной части речи: Когда он приедет, я не знаю
    (например, скоро , завтра , поздно и др.);
    3) к союзному слову можно задать вопрос и опре
    делить, каким членом предложения оно является:
    Зайцы отлично понимали, что значат следы со
    бачьих лап на дороге.

    (Д. Мамин Сибиряк)
    (значит
    что? - что );
    4) кроме того, на союзное слово падает логическое
    ударение: Кто может знать, что ждёт меня?
    (А. Пушкин)
    73. Внимательно изучите таблицу. Пользуясь данной информаци
    ей, расскажите о средствах связи частей сложноподчинённого
    предложения. Составьте и запишите предложения с несколькими
    союзами и союзными словами, представленными в таблице.
    74. Спишите, вставляя подходящие по смыслу подчинительные
    союзы. Поставьте вопросы к придаточным предложениям .
    1) Мы с Алёнкой очень хотели, ... отец как следует от
    дохнул.
    (В. Козлов )
    2) Уже солнце начинало прятаться за
    снеговой хребет, ... я въехал в Койшаурскую долину.
    (М. Лермонтов )
    3) Теперь то мы точно знаем, ... остров не
    обитаемый.
    (В. Козлов )
    4) Герасим вырос большой и могу
    чий, ... дерево растёт на плодородной почве.
    (И. Тургенев )
    Только подчинительные союзы
    Только
    союзные
    слова
    И союзы,
    и союзные
    слова
    простые
    составные
    Чтобы, пока,
    будто, словно,
    если, раз,
    лишь, точно
    Оттого что, как буд
    то, потому что, так
    как, с тех пор как,
    в связи с тем что,
    лишь только с тем
    чтобы, ввиду того
    что, вследствие того
    что
    и др.
    Кто, какой,
    который,
    каков, чей,
    сколько, где,
    куда, отку
    да, почему,
    зачем
    и др.
    Что,
    когда, как

    52
    5) Журавли летели быстро быстро и кричали грустно, ...
    звали с собой.
    (А. Чехов )
    6) В сенях дуло со всех сторон, ...
    ... едва не погасла свеча.
    (А. Чехов )
    7) В степи было тихо,
    пасмурно, ... ... ... солнце поднялось.
    (А. Чехов )
    8) Я надел
    старую шинель и взял зонтик, ... ... шёл дождь.
    (Н. Гоголь )
    Союзы для вставок
    : чтобы, что, почему, когда, как,
    хотя, потому что, так что, будто, несмотря на то что.
    75. Спишите, вставляя вместо точек союзное слово который или
    какой
    в нужной форме . Укажите, какими членами предложения
    являются союзные слова в придаточном предложении.
    Образец: Был тот особенный вечер,

    только на Кавказе.

    (Л. Толстой)
    1) В октябре установилась такая тёплая погода, ... бы
    вает только в горных долинах. 2) Материал, ... был со
    бран юными следопытами, заинтересовал редакцию га
    зеты. 3) Больших успехов добиваются люди, ... отдают
    все силы. 4) Внимание его привлёк звук, ... послышался
    сверху. 5) Облака, ... медленно плыли по небу, исчезали
    за лесом. 6) По вечерам из ущелья дует ветер, ... приносит
    прохладу. 7) Спортсмены, ... успешно закончили состяза
    ния, собрались улететь на родину. 8) Перед ним раскину
    лось холмистое поле, ... заросло травой. 9) Пустынная по
    левая дорога, по краям... росли абрикосы, яблони, тутов
    ник, привела нас к прудам, заросшим камышом.
    76. Прочитайте и сравните два предложения. Определите, в каком
    из них что является союзным словом (на него падает логическое
    ударение, оно отвечает на вопрос и является членом придаточного
    предложения), в каком - подчинительным союзом (не отвечает на
    вопрос, не является членом предложения, на него не падает логи
    ческое ударение).
    1) Я не знаю, что будет со мною.
    (С. Есенин )
    2) Воздух так чист, что видна каждая ветка.
    (В. Инбер )
    какой бывает

    53
    77. 1. Запишите предложения, распределив их на две группы:
    а) предложения с союзами; б) предложения с союзными словами.
    Вставьте пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.
    1) С уд..вител..ной любовью и тонким вкусом укра
    шали карелы бытовые предметы, которые окружали их в
    повседневной жизни. 2) Очень красива восточная часть
    края коми, где много холмов, реки довольно быстры,
    чисты и пр..зрачны. 3) В 1930 году был создан Печо
    ро Илычский заповедник, чтобы охр..нять и изучать
    уникал..ную природу этих мест. 4) В начале XX века
    промышленность в северных регионах России носила
    кустарный и полукустарный характер, поэтому пр..д
    приятий фабрично заводского типа было мало. 5) Мордо
    вия - индустриально аграрная республика, чей вклад
    в народно хозяйственный комплекс Российской Федера
    ции занимает важное место. 6) У манси сохраняются по
    стоя..ые и време..ые пос..ления, так как промысловое
    хозяйство требует пер..езда с одного места на другое .
    (Из сборника «От Карелии до Урала» )
    2. Определите, каким членом предложения являются союзные сло
    ва в сложноподчинённых предложениях.
    78. Прочитайте предложения вслух с нужной интонацией. Спи
    шите, определяя, чем придаточная часть присоединяется к глав
    ной - союзом или союзным словом. Сравните произношение пред
    ложений с союзами и союзными словами.
    1) Павел Петрович спросил Аркадия, где его новый
    приятель.
    (И. Тургенев )
    2) Всю ночь казалось, что кто то
    ломится в дверь.
    (И. Ильф, Е. Петров )
    3) Теперь пусть са
    мый сообразительный из вас скажет, какая разница
    между буквой и звуком. 4) Зарядив винтовку, Андрей
    вновь поднялся над грудой камней, соображая, куда на
    до стрелять.
    (М. Бубённов )
    5) Неравнодушен я к ней толь
    ко потому, что она ко мне неравнодушна.
    (И. Эренбург )

    54
    6) Я вернусь, когда раскинет ветви по весеннему наш бе
    лый сад.
    (С. Есенин )
    7) Павлик остановился, раздумывая,
    куда ему теперь направиться.
    (А. Гайдар )
    8) Всякий че
    ловек знает, что значат добрые семена для хозяйства.
    (В. Песков )
    9) По колыхавшимся верхушкам лопухов
    можно было догадаться, что кто то осторожно ползёт по
    земле.
    (А. Гайдар )
    10) Не помню, где я слышал эту притчу,
    но очень люблю её.
    (В. Астафьев )
    79. Прочитайте стихотворение, определите его основную мысль.
    Найдите в тексте сложноподчинённые предложения. Укажите
    средства связи придаточных предложений с главными. Выучите
    стихотворение наизусть.
    РАЗГОВОР С РОССИЕЙ
    Окрасилась ярким румянцем осина,
    Пылают рябины багряного дня.
    - В чём сила твоя?
    Отвечай мне, Россия!
    - В том сила моя, что ты любишь меня!
    Работают н
    ˆа поле люди простые,
    А в небе звучит журавлиная грусть.
    - В чём слава твоя?
    Отвечай мне, Россия!
    - В том слава моя, что я честно тружусь.
    (В. Боков )
    80. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите союзы и со
    юзные слова. Укажите, на какие вопросы отвечают союзные слова
    и какими членами предложения являются.
    1) Дайте дело такое чтобы сердце горело.
    (Л. Ошанин )
    2) Владимир с ужасом увидел что он заехал в незна
    комый лес.
    (А. Пушкин )
    3) До Пушкина ещё никто не
    писал таким лёгким и живым языком в котором соеди
    нялись бы простота и поэтическая прелесть.
    (Н. Чернышев

    55
    ский
    4) Я ему молвить боялась как я любила его.
    (Н. Не
    красов
    5) Что в ней тогда происходило я не берусь вам
    объяснить.
    (М. Лермонтов )
    6) Он говорил о временах гря
    дущих когда народы распри позабыв в великую семью
    объединятся.
    (А. Пушкин )
    7) Я помню как детьми с румя
    ными щеками по снегу хрупкому мы бегали с тобой.
    (Я. Полонский )
    8) Что она натура честная это мне ясно .
    (И. Тургенев )
    9) Я пригласил вас господа с тем чтобы сооб
    щить вам пренеприятное известие.
    (Н. Гоголь )
    10) Из лес
    ного оврага на дне которого бежал маленький родничок
    неслось воркованье диких голубей.
    (С. Аксаков )
    81. Спишите пословицы, расставляя знаки препинания и опреде
    ляя средства связи. Союзы заключите в овал, союзные слова под
    черкните как члены предложения.
    1) Не откладывай на завтра то что можно сделать се
    годня. 2) Кто любит трудиться тому без дела не сидится.
    3) Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. 4) Куда ветер
    дует туда и тучки бегут. 5) Если весело живётся работа
    спорится. 6) Не всё то золото что блестит. 7) Каков у тебя
    друг, таково к тебе и уважение. 8) Скучен день до вечера
    если делать нечего. 9) Где силой взять нельзя там надоб
    на ухватка. 10) Каков корень, таков и плод.
    82. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения:
    а) с союзами: чтобы, если, так как, пока ; б) с союзными словам: где,
    куда, откуда
    ; в) с союзами / союзными словами: что, как, когда .
    83. Прочитайте. Найдите сложноподчинённые предложения с сою
    зами и союзными словами. Укажите, какими членами предло
    жения являются союзные слова в придаточных предложениях.
    МЕДИЦИНА
    В Древней Греции поклонялись многим богам, среди
    которых был бог, ведавший вопросами медицины , Аск
    лепий.

    56
    У бога врачевания было много детей. Среди них бы
    ли две дочери богини, которые помогали отцу враче
    вать.
    Одну звали Панацея, в её обязанности входило исце
    ление больных. Её именем начали называть все силы,
    способные оказывать помощь страдающим. Мы и сейчас
    нередко говорим панацея от всех бед , понимая под этим
    средство, помогающее во всех случаях жизни.
    Вторую дочь звали Гигиея. Её задачей было следить,
    чтобы люди не теряли здоровья. Гигиея изображалась
    молодой женщиной со змеёй, которую она кормила из
    чаши. В наши дни чаша со змеёй - эмблема медицины.
    Отрасль медицины, которой ведала богиня Гигиея, стали
    называть гигиеной.
    Так уже задолго до нашей эры люди догадались,
    что медицина должна иметь два направления: одно -
    лечить больных, второе - сохранять здоровье здоро
    вых.
    (Из Интернета )
    § 11. Роль указательных слов
    в сложноподчинённых предложениях
    В главной части сложноподчинённого предложе
    ния иногда употребляются указательные слова: тот,
    там, туда, тогда, оттуда, столько, все, всё,
    каждый, всякий, везде, никто
    и др. Они являются
    членами главного предложения, указывают на то,
    что при главной части имеется придаточная, помога
    ют выяснить тип придаточного, выделить в главном
    то слово или словосочетание, которое поясняется
    придаточным. Например: Успевает всюду тот
    (кто?), кто никуда не торопится .
    (М. Булгаков)

    57
    84. Прочитайте предложения. Достаточно ли представленной в них
    информации для понимания смысла? Какие слова указывают на то,
    что ситуация отражена неполно и требует пояснения? Поясните глав
    ные предложения с помощью придаточных предложений в скобках.
    Укажите, к какому слову в главном относится придаточное.
    1) Важно было то...
    2) Слово должно соответствовать тому...
    3) Мы все любили его за то...
    4) Дождь прошёл так быстро...
    5) Он взглянул туда...
    6) Река так ярко блестит на солнце...
    7) Ветер дул с такой силой ...
    (что глазам больно, куда показала Ольга, что земля
    не успела промокнуть, что стоять было невозможно, что
    он не похож на всех, что оно выражает, что его никто не
    заметил).
    85. Найдите в предложениях указательные слова. Определите, ка
    кими членами предложения они являются и какими частями речи
    выражены.
    1) Было так тихо, что жук слышал шелест листа пе
    ред собой.
    (К. Паустовский )
    2) Пустыня покоряется тем,
    кто не боится её суровых будней.
    (В. Песков )
    3) Грей так
    задумался, что позабыл о хозяине.
    (А. Грин )
    4) Половину
    царства я отдам тому, кто меня вылечит.
    (Л. Толстой )
    5) Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
    (Л. Толстой )
    6) Близкого человека только тогда и поймёшь
    вполне, когда расстанешься с ним.
    (И. Тургенев )
    7) Вы
    стрелы раздавались на дворе того барского дома, в кото
    ром Петя был вчера ночью с Долоховым.
    (Л. Толстой )
    8) Простое человеческое горе так наполнило мою жизнь,
    что для других чувств места больше не было.
    (В. Набоков )
    9) Вещи лежали в тех небрежных положениях, которые
    они принимают в отсутствие людей.
    (В. Набоков )
    10) О та

    58
    кой дружбе, которая не выдерживает прикосновения го
    лой правды, не стоит и жалеть.
    (Д. Писарев )
    86. Прочитайте текст. Найдите сложноподчинённые предложения
    с указательными словами и дайте им полную характеристику.
    Перед человеком раскинулся большой город, кото
    рый легко помещается на письменном столе. Это только
    макет. Но архитектор уже видит движение на его ули
    цах. Он думает, что вот этот перекрёсток, который нахо
    дится в центре города, нужно раздвинуть, чтобы свобод
    но проходили автомашины. Детский сад придвинуть
    ближе к тому большому дому, в котором будет жить мно
    го ребятишек. А в пространстве между домами хорошо
    бы предусмотреть такую спортивную площадку, чтобы
    хватило места ребятам и зимой, и летом.
    Чтобы замыслить новый город, нужно знать не толь
    ко законы архитектуры. Архитектор должен хорошо
    знать и любить тех, для кого он «придумывает» город.
    (Из газеты )
    87. Прочитайте. Укажите главные и придаточные предложения.
    Спишите, расставляя знаки препинания и включая, где это необ
    ходимо, в главное предложение указательное слово. Подчеркните
    указательные слова как члены предложения, сверху укажите, ка
    кой частью речи они выражены.
    1) Я не сразу обнаружил на небе... созвездие о кото
    ром нам рассказывали в планетарии. 2) Мы шли по...
    тропинке, которая вела к реке. 3) Он рассказал нам...
    как живут оленеводы. 4) Я... устал что не мог идти.
    5) Нас встречали... где был назначен общий сбор участ
    ников соревнований. 6) Мать была довольна... как я
    отлично закончил полугодие. 7) Докладчик начал своё
    выступление с... что задал нам несколько вопросов.
    8) Ты должен мне помочь... когда я тебя попрошу.

    59
    ЧИТАЕМ, ГОВОРИМ, ПИШЕМ
    88. 1. Прочитайте текст.
    Начинался подъём на хребет. Я взял направление по
    отрогу
    , покрытому осыпями. Интересно наблюдать,
    как приспосабливаются деревья, растущие на камнях.
    Кажется, будто они сознательно ищут землю и посыла
    ют к ней корни по кратчайшему направлению. Через час
    мы вступили в область произрастания мхов и лишай
    ников
    .
    Откуда мхи и лишайники добывают влагу? Вода
    в камнях не задерживается, а между тем мхи растут
    пышно. На ощупь они чрезвычайно влажны. Если мох
    выжать рукой, то из него капает вода. Ответ на заданный
    вопрос нам даёт туман, потому что он то и есть постоян
    ный источник влаги. Мхи получают воду не из земли,
    а из воздуха. Так как в Зауссурийском крае летом и вес
    ною туманных дней несравненно больше, чем солнеч
    ных, то пышное развитие мхов среди осыпей становится
    вполне понятным.
    Но вот и мхи остались позади. Теперь начались гольцы .
    Это не значит, что камни, составляющие осыпи на вер
    шинах гор, голые. Они покрыты лишаями, которые тоже
    питаются влагой из воздуха. В зависимости от времени
    года они становятся или сухими, или делаются мягкими
    и влажными.
    (По В. Арсеньеву )
    Отр
    ˆог - боковая часть горной цепи, отделившаяся
    от главного хребта.
    Лиш
    ˆайник - растение, растущее на камнях, коре де
    ревьев.
    ˜Осыпь - осыпавшиеся обломки горных пород.
    Гольц
    ˆы - название безлесных горных вершин в Си
    бири.

    60
    2. Найдите в тексте ответы на вопросы.
    1) Что было интересно наблюдать, поднимаясь на хре
    бет?
    2) Что загадочно во мхах?
    3) Откуда мхи берут влагу?
    4) Что одинаково в произрастании мхов и лишайников?
    3. Озаглавьте текст.
    4. Укажите сложноподчинённые предложения. Назовите средства
    связи их частей. В каких предложениях использованы двойные
    союзы?
    5. Смысл приведённых предложений выразите сложноподчинён
    ными предложениями.
    1) Я взял направление по отрогу, покрытому осыпя
    ми. 2) Камни, составляющие осыпи на вершинах гор, не
    голые, они покрыты лишаями.
    6. Из простых предложений составьте сложноподчинённые с сою
    зом или союзным словом, используя указательные слова.
    1) Мхи растут пышно. Весною много туманных дней.
    2) Путешественники шли. Вершины гор покрыты ли
    шаями.
    3) Интересно наблюдать. Деревья, растущие на кам
    нях, приспосабливаются.
    7. Перескажите текст, употребляя сложноподчинённые предложе
    ния.
    8. Составьте и запишите сложноподчинённые предложения, ис
    пользуя указательные слова, а также союзы и союзные слова.
    1) тот - кто
    5) там - где
    2) то - что
    6) туда - где
    3) такой - какой
    7) туда - куда
    4) такой - который
    8) так - чтобы
    ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
    1. Найдите сложноподчинённое предложение. (Знаки препи
    нания не расставлены.)

    61
    а) Странный старичок говорил очень протяжно звук
    его голоса также изумил меня.
    б) Лось ушёл зато рядом раздавался звук, издаваемый
    слабым существом.
    в) Живопись Левитана как считают искусствоведы
    отражает неброскую красоту средней полосы России.
    г) Деревья кругом куда ни взглянешь были все золо
    тые или красные.
    2. Укажите сложноподчинённое предложение.
    а) Погода была холодная, ветреная, так что сугробы
    намело выше окон.
    б) То падал как будто туман, то вдруг припускал ко
    сой крупный дождь.
    3. Укажите сложноподчинённое предложение.
    а) С приближением к морю всё больше исчезали ши
    роколиственные древесные породы, зато преобладаю
    щим сделались славянская ель, белокорая пихта.
    б) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чаши.
    4. Укажите, какая часть сложного предложения является при
    даточной.
    (1) Я опустил руку в воду, (2) чтобы узнать направле
    ние течения.
    (В. Арсеньев )
    а) 1;
    б) 2.
    5. Укажите, какая часть сложного предложения является
    главной.
    (1) Через окно я увидел, (2) как большая серая птица
    села на ветку клёна в саду.
    а) 1;
    б) 2.

    62
    6. В каком ряду все перечисленные слова являются подчини
    тельными союзами?
    а) который, куда, также;
    б) если, так как, чтобы;
    в) и, однако, откуда.
    7. Определите, чем являются выделенные слова - союзами
    или союзными словами.
    а) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я ды
    шал и жил.
    б) Больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он
    гостил этим летом.
    в) Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно
    ложилось на музыку.
    г) Тот, кто видел хоть однажды этот край, никогда его
    не сможет забыть.
    8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

    Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой
    (3) недавно собирал грибы.
    а) 1;
    б) 1, 3;
    в) 3;
    г) 2, 3.
    9. Определите место придаточной части в предложении.
    Никогда не забывайте, что театр живёт не блеском ог
    ней, роскошью декораций и костюмов, эффектными ми
    зансценами, а идеями драматурга.
    а) перед главным предложением;
    б) после главного предложения;
    в) в середине главного предложения .

    63
    10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на
    месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Нам понадобится проводник (1) в надёжности
    (2) которого (3) не было бы сомнений.
    а) 1;
    б) 2, 3;
    в) 3;
    г) 1, 3.
    11. В каком предложении допущена пунктуационная ошиб
    ка?
    а) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль,
    прежде всего нужно найти зерно художественного обра
    за.
    б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда
    над головой светят звёзды и всё в лесу примолкает.
    в) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если
    в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно
    надо ждать затяжного дождя.
    12. Сделайте синонимическую замену простого предложе
    ния с причастным оборотом сложноподчинённым предложе
    нием.
    На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают
    богатые урожаи кукурузы.
    13. Какое предложение соответствует схеме: (), ?
    а) Если вы будете изучать русский язык, страстно лю
    бить его, то вам откроется мир безграничных радостей,
    ибо безграничны сокровища русского языка.
    б) Когда идёт снег, не очень то хочется идти домой.
    14. Какая схема соответствует предложению? (Знаки препина
    ния не расставлены.)

    64
    Пока я одевался солнечное пятно на полу исчезло сов
    сем.
    а) (), .
    б) , ().
    в) [, (), ].
    15. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
    Умение сказать именно то что нужно и именно так
    чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения вели
    кое умение которое даётся очень немногим и которым
    никто не имеет права пренебрегать.
    16. Придумайте начала и запишите полученные предложе
    ния.
    а) ..., как будто хотел мне что то сказать.
    б) ..., что слушали, не проронив ни слова.
    17. Допишите сложноподчинённые предложения.
    а) Узнайте, пожалуйста, ... .
    б) С тех пор как мы поселились у озера , ... .
    в) Девушка так мило улыбалась, ... .
    г) Мне нравятся песни, ... .
    18. Соедините придаточные предложения с главными.
    1) Через 10 лет я приехал туда,
    а) комната наполнилась арома
    том сирени.
    2) Когда я открыл окно,
    б) мы выбежали босиком на
    улицу.
    3) Я не знаю,
    в) где прошло моё детство.
    4) Как только кончился тёплый
    летний ливень,
    г) где проходит граница между
    Европой и Азией.

    65
    19. Расставьте запятые, начертите схемы предложений.
    а) Уже смеркалось когда мы приехали домой.
    б) С тех пор как я себя помню помню и Наталью Са
    вишну.
    в) Вот и теперь когда я вошёл в комнату Карл Ивано
    вич взглянул на меня исподлобья.
    г) Где любовь и совет там и горя нет.
    20. Из двух простых предложений составьте сложное.
    а) Я учился в школе. Брат работал на заводе.
    б) Кончился дождь. Всё стихло, как будто замерло.
    в) Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
    21. Сконструируйте из двух простых предложений сложнопод
    чинённые, начертите схемы.
    а) Мы прибежали на вокзал. Поезд уже отправлялся.
    б) Ночная роса и горный воздух освежили мою горя
    чую голову. Мысли пришли в обычный порядок.
    в) Сломя голову он кинулся туда. Доносились крики
    о помощи.
    г) Я нашёл гриб. Гриб оказался боровиком.
    22. Дополните простые предложения придаточными. Преобра
    зуйте предложения.
    а) Я летел самолётом туда...
    б) Они свернули в сторону и шли по скошенному
    лугу...
    в) В школе сообщили о том...
    г) Из результатов опыта ясно...

    66
    Виды сложноподчинённых
    предложений в русском языке
    По значению и строению сложноподчинённые
    предложения делятся на три группы, которые соотно
    сятся с тремя группами второстепенных членов пред
    ложения: определительные, изъяснительные, обсто
    ятельственные.