Audi-a3club - Автомобильный портал

Задать вопрос на тему конкурентоспособная личность. Воспитание конкурентоспособной личности учащегося в условиях дополнительного образования

А.А. Балашова

МОБУДОД «Центр дополнительного образования для детей «Содружество», г. Бузулук, Оренбургская область

Ни для кого не секрет, что система образования в России сейчас переживает очень важный период своего развития. Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в современном быстро развивающемся обществе, оказывают существенное влияние на процессы социализации подрастающего поколения и вместе с тем наглядно демонстрируют ограниченность традиционных образовательных систем, формирующих стандартный тип личности. И одной из значительных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия решению проблем как локально, так и на государственном уровне, ведь развивающийся рынок труда предъявляет к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. Проблема конкурентоспособности личности воспитанника связана с конкурентоспособностью самого общества. И как раз на данном этапе развития наступила пора переосмысления и адекватной оценки действительной роли конкурентоспособности личности в различных сферах.

Цель образовательной политики в изменившихся социально-экономических условиях очень точно сформулирована известным ученым-педагогом В.И. Андреевым: «Для того чтобы Россия обрела статус конкурентоспособной державы, мы должны воспитать новое поколение конкурентоспособных лидеров, способных к непрерывному творческому саморазвитию своей конкурентоспособности». Для того чтобы дополнительное образование могло осуществлять формирование конкурентоспособной личности, необходимо учитывать ряд принципов в разработке дополнительных образовательных программ, основными из которых являются: обязательная опора на содержание основного образования; развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств; обращение к тем темам, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании; реализация урочной и внеурочной деятельности.

Дополнительное образование детей обладает значительным потенциалом для включения учащихся в социокультурную и профессиональную среду и формирования на этой основе конкурентоспособной личности. Для эффективной организации процесса формирования конкурентоспособной личности необходимо обеспечить интегративное взаимодействие общего и дополнительного образования. Системное проектирование процесса формирования конкурентоспособности личности базируется на теоретической модели конкурентоспособности личности, идеях и принципах инновационного педагогического менеджмента.

Конкурентоспособная личность воспитанника - это субъект учебной деятельности, обладающий интеллектуальным и творческим потенциалом, потребностью к успеху, мотивированностью, способностью принимать ответственные решения, конкурентоспособностью, проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности в своей учебной деятельности, лидерству в условиях конкуренции. Модель формирования конкурентоспособной личности воспитанника представляет собой дидактическую систему, которая в структурном отношении отражает психологические, социально-психологические и социокультурные характеристики и параметры формируемой личности, определяет приоритетные направления и логико-содержательную основу интеграции информационных и традиционных технологий. В нашем учреждении дополнительного образования каждому воспитаннику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы.

Формирование конкурентоспособной личности в учреждении дополнительного образования будет эффективным при тех условиях, если: учреждение дополнительного образования является конкурентоспособным образовательным учреждением; разработана и апробирована педагогическая технология формирования конкурентоспособной личности; для организации жизнедеятельности ребенка создан комплекс педагогических условий, включающий образовательно-развивающие, организационно-педагогические и социально-психологические; поликультурная среда УДО выступает воспитательным пространством для проявления социально активных качеств личности.

По мнению Л.М. Митиной, «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях». Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.

Но кто влияет на воспитание ребенка/подростка относительно конкурентоспособности? Тот, с кого они берут пример вне дома; тот, кто обладает знаниями, которые пока ему не доступны; тот, к кому могут обратиться за советом – педагог. Поэтому прежде всего следует именно педагогу обращать внимание на простые истины, которые еще никто не отменял. Прежде чем формировать конкурентоспособную личность, следует воспитать уверенного в себе человека. По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. Он выделяет 4 критерия повышения уверенности в себе:

1) освоение и совершенствование профессионального мастерства;

3) поддержание и укрепление здоровья и работоспособности;

4) создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.

Особое место в формировании конкурентоспособной личности занимает разработка и использование психолого-педагогических механизмов, стимулирующих потребности личности в самореализации, самоактуализации, в самооценке, в самовыражении, в самосовершенствовании с учетом особенностей возраста, так как, прежде чем внедрять рекомендации, их нужно создать, то есть подкрепиться теоретически – будь то образовательная программа или методические материалы.

Эффективность формирования конкурентоспособной личности воспитанника обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, которые направлены на организацию образовательного пространства и создание в учебном заведении конкурентной среды; стимулирование самосовершенствования личности учащегося, ее самопреобразование; обеспечение субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе; усиление индивидуально-творческого характера учебной деятельности; развитие побудительной мотивации обучения.

Учебно-воспитательный процесс должен происходить в условиях неформального содружества детей и взрослых, объединенных общими интересами, добровольностью совместной деятельности. Это, в совокупности с вышеперечисленными параметрами, даст неограниченные возможности для создания и функционирования здоровой конкурентоспособной среды.

1

В статье приведены результаты теоретического анализа качеств конкурентоспособной личности студента, которые целесообразно развивать в процессе вузовской подготовки. Определено содержание комплекса качеств конкурентоспособной личности на основе анализа структуры деятельности конкурентоспособного специалиста. Данный комплекс включает две группы качеств: качества, обеспечивающие адекватное межличностное взаимодействие в конкурентной среде, и качества, способствующие профессиональному саморазвитию личности в данной среде. В статье представлены компоненты структурно-функциональной модели процесса развития качеств конкурентоспособной личности студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Показаны результаты экспериментальной работы, направленной на развитие у студентов данных качеств в процессе обучения. Полученные данные свидетельствуют о результативности предложенной модели.

конкурентоспособная личность

качества конкурентоспособной личности студента

развитие

саморазвитие

критерии

модель развития

обучение.

2. Дмитриенко Н.А. Формирование конкурентоспособной личности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2011. – № 1 (7). – C. 88-92.

3. Корнейченко Н.В. Формирование конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Астрахань, 2008. – 24 с.

4. Максимов Г.К. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19. 00.13. – М., 2008. – 25 с.

5. Назарова И.В. Самообразовательная компетенция будущих специалистов управленческой сферы как фактор их конкурентоспособности // Становление творческой личности в условиях развивающей среды: повышение конкурентоспособности учащихся образовательных учреждений: сборник научных трудов. – Балашов: Николаев, 2005. – С. 42.

6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года: разработан Министерством экономического развития Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2013 г. N 96-606) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www/economy.gov.ru.

7. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р (вместе со «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СЗ РФ 02.01.2012. - № 1, ст. 216.

8. Третьякова Н.В. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях реализации компетентностного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Ростов н/Д, 2010. – 24 с.

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru.

В настоящее время в связи с современными условиями, а также перспективами социально-экономического развития России, отраженными в положениях федеральных документов, составляющих нормативно-правовую базу развития российской системы высшего образования , в обществе и науке происходит переосмысление и трансформация требований к результатам профессиональной подготовки в вузах. Все чаще оценка ее качества связывается с обеспечением развития конкурентоспособной личности студента. Это обусловлено переходом Росси к рыночной модели экономики и развитием конкурентной профессиональной среды.

В современных психолого-педагогических исследованиях наблюдается значительный интерес к проблеме развития у студентов качеств конкурентоспособной личности. Решение этой проблемы, по мнению ученых, может в целом способствовать повышению качества профессиональной вузовской подготовки и, в частности, может обеспечить реальную конкурентоспособность будущих специалистов.

В современных исследованиях представлены различные классификации качеств конкурентоспособной личности, которые необходимо развивать у студентов в процессе обучения в вузе. Например, В.И. Андреев выделяет десять приоритетных, стержневых качеств личности, определяющих ее конкурентоспособность: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту (успеху) и высокому качеству продукта своего труда .

Н.В. Корнейченко выделяет четыре группы качеств личности, обеспечивающих ее конкурентоспособность: 1) деловые качества; 2) качества, характеризующие отношение к другим людям; 3) качества, характеризующие отношение к жизни; 4) индивидуальные качества, повышающие самооценку . По мнению Н.В. Третьяковой, конкурентоспособность, как свойство личности, обеспечивают индивидуальные личностные качества (твердость характера, инициативность, самостоятельность суждений и др.) и профессионально-задаваемые свойства (готовность к профессиональному риску, способность к самообразованию, умение рефлексировать и др.) .

В исследовательской литературе также ведется речь о способности личности к самоорганизации, профессиональной самоорганизации как основе ее конкурентоспособности . Профессиональная самоорганизация при этом проявляется в умении личности осознанно и целенаправленно «самодостраивать» значимые составляющие структуры личности. Исследователи выделяют акмеологические составляющие личности конкурентоспособного специалиста (к примеру, нацеленность на саморазвитие, наличие персональной модели развития профессиональной карьеры и др.) . В качестве условий, обеспечивающих конкурентоспособность личности, рассматриваются способность к саморегуляции, самообразованию и самосовершенствованию .

Таким образом, разнообразие взглядов на определение качеств конкурентоспособной личности свидетельствует о значительном интересе исследователей и об актуальности соответствующей научной проблемы. С учетом этого нами было проведено исследование, направленное на выделение комплекса качеств конкурентоспособной личности студента на основе анализа структуры деятельности конкурентоспособного специалиста.

В результате проведенного исследования нами были выделены две группы качеств конкурентоспособной личности, соответствующие структурным компонентам деятельности конкурентоспособного специалиста. К первой группе качеств были отнесены качества, обеспечивающие адекватное межличностное взаимодействие в конкурентной среде. Это достигается за счет социальной направленности в деятельности, способности эффективно действовать «относительно Других». Вторую группу составили качества, обеспечивающие профессиональное саморазвитие личности в конкурентной среде, которое достигается в процессе постановки и реализации разноуровневых целей профессионально-личностного саморазвития в данной среде. В этой связи наиболее значимые характеристики личности связаны с ее рефлексивностью, целеустремленностью, стремлением и способностью к саморазвитию, способностью к самоорганизации деятельности.

Поскольку профессионально-личностное становление человека представляет собой длительный и сложный процесс, который реализуется на протяжении всего профессионального пути человека, на этапе вузовской подготовки представляется целесообразным обеспечить ценностно-смысловую основу профессионального становления личности, приобретение и развитие ее субъектного опыта, развитие соответствующих умений учебной деятельности, что могло бы составить основу для саморазвития студента как конкурентоспособной личности, основу для саморазвития им качеств конкурентоспособной личности.

В рамках исследования педагогических условий развития качеств конкурентоспособной личности студента нами была разработана структурно-функциональная модель процесса развития конкурентоспособной личности студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин. В состав модели вошли следующие взаимосвязанные компоненты:

Целевой, выполняющий ориентационную функцию, раскрывающий организационно-педагогические условия и конкретизирующий задачи обучения, направленного на развитие конкурентоспособной личности студента;

Деятельностный, представляющий этапы организации процесса обучения на основе комплекса дидактических средств, способствующих развитию качеств конкурентоспособной личности студента;

Результативный, характеризующий проявления личности студента в обучении как результат процесса ее саморазвития.

В результате теоретического анализа мы пришли к выводу, что развитие у обучающегося качеств конкурентоспособной личности проявляется в том, что студент оказывается способным взять на себя ответственность за достижение своего определенного «качественного состояния», он готов осуществлять «здоровую самооценку» (Г.А. Цукерман), объективно оценивать и понимать «место» своего результата, достижения, с точки зрения его социальной ценности, в системе «социально-учебных» отношений («я среди других»). В процессе обучения такого студента характеризует стремление действовать осознанно и целенаправленно, ориентируясь на внешние требования к своей деятельности, на поставленные цели обучения. Его отличает стремление глубже понять ситуации учебного взаимодействия, готовность учитывать интересы и потребности партнера по учебному взаимодействию. Развитие конкурентоспособной личности в процессе обучения также характеризует способность и готовность обучающегося осуществлять самоуправление своей учебной активностью, распределенной во времени, для достижения долгосрочных целей обучения, целей саморазвития как конкурентоспособной личности.

С целью проверки разработанной модели процесса развития качеств конкурентоспособной личности студента была проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проводился мониторинг показателей развития у обучающихся соответствующих личностных качеств в процессе обучения. Результативность экспериментальной работы оценивалась на основе трех критериев (когнитивного, мотивационно-ценностного и операционально-деятельностного), позволяющих получить представление о динамике показателей разных сфер личности студента, о целостном процессе ее саморазвития (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели развития качеств конкурентоспособной личности студента

В ходе опытно-экспериментальной работы в процессе обучения обеспечивалась реализация следующих организационно-педагогических условий, необходимых для развития качеств конкурентоспособной личности студента: создание рефлексивной образовательной среды, моделирующей социальный контекст деятельности конкурентоспособной личности; деятельностно-ориентированный характер целей обучения, обеспечивающий возможность развития у студента опыта самоорганизации процесса личностного саморазвития, процесса достижения долгосрочных целей обучения; субъект-субъектные отношения преподавателя и обучающегося в общей целевой среде, создающие условия для саморазвития студентом опыта межличностного учебного взаимодействия; обеспечение информирующего характера контроля в обучении, поддерживающее автономность студента и способствующее развитию его субъектности в процессе обучения.

Реализация организационно-педагогических условий, способствующих развитию у обучающихся качеств конкурентоспособной личности студента, осуществлялась посредством разработанного комплекса дидактических средств. Данный комплекс был представлен учебными ситуациями, специально организуемыми преподавателем в процессе учебного взаимодействия со студентами, а также соответствующими разноуровневыми учебными задачами и средствами контроля процесса и результата их решения. В ходе учебного взаимодействия студенты осуществляли всесторонний анализ данных учебных ситуаций, что обеспечивало возможность их саморазвития как субъектов межличностного учебного взаимодействия, субъектов профессионально-личностного саморазвития.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы были получены данные, отражающие уровни развития качеств конкурентоспособной личности студента у обучающихся контрольных и экспериментальных групп (табл. 2).

Таблица 2

Динамика развития у обучающихся качеств конкурентоспособной личности студента в опытно-экспериментальной работе

Высокий уровень,

% студентов

Средний уровень,

% студентов

Низкий уровень,

% студентов

Когнитивный критерий

Мотивационно-ценностный критерий

Операционально-деятельностный критерий

Сравнительный анализ полученных данных по когнитивному критерию показывает, что в ходе опытно-экспериментальной работы в экспериментальных группах произошел более значительный (от 30 до 50%) рост количества студентов с высоким уровнем знаний, необходимых для саморазвития конкурентоспособной личности. При этом в экспериментальных группах, в отличие от контрольных групп, к концу эксперимента наблюдалось отсутствие студентов с низким уровнем знаний о конкурентоспособности личности. Снижение количества студентов с низким уровнем знаний в экспериментальных группах составило в среднем 55%. Изменения, наблюдаемые в контрольных группах, состояли в менее выраженном увеличении доли студентов со средним (на 20%) и высоким (на 10%) уровнем знаний, а также в менее значительном (от 10 до 30%) снижении доли студентов с низким уровнем знаний, необходимых для саморазвития конкурентоспособной личности.

Полученные в ходе мониторинга данные также показывают, что в конце эксперимента в экспериментальных группах значительно снизилась доля студентов с низким уровнем выраженности личностной значимости саморазвития качеств конкурентоспособной личности, в среднем на 35%. В контрольных группах соответствующее снижение составило 10%. В экспериментальных группах, в отличие от контрольных групп, наблюдался рост количества студентов с высоким уровнем исследуемого показателя. В контрольных группах количество обучающихся с высоким уровнем выраженности данного показателя не изменилось.

Данные, полученные в ходе исследования по операционально-деятельностному критерию, свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах к концу эксперимента наблюдалось более значительное количество обучающихся со средним и высоким уровнем выраженности исследуемых показателей, чем в контрольных группах. Рост количества этих студентов в экспериментальных группах произошел за счет значительного снижения доли обучающихся с низким уровнем проявления качеств конкурентоспособной личности студента в обучении. В контрольных группах заметна менее выраженная положительная динамика данных показателей.

Сравнивая представленные данные, можно сделать вывод, что в целом положительная динамика показателей развития качеств конкурентоспособной личности оказалась выраженной в большей степени у студентов, обучавшихся в условиях специального педагогического воздействия. В целом проведенный эксперимент показал, что студенты экспериментальных групп в большей степени, по сравнению с обучающимися контрольных групп, начали осознавать и реализовывать действия, направленные на развитие качеств конкурентоспособной личности студента в процессе обучения. Это проявилось, в частности, в том, что они начали самостоятельно действовать более адекватно в ситуациях учебного взаимодействия, в большей степени ориентироваться на партнера по учебному взаимодействию, более адекватно и целенаправленно организовывать свою учебную деятельность, проявлять большую степень активности и инициативности в процессе обучения, направленность на развитие себя как конкурентоспособной личности.

На основании представленных результатов исследования нами был сделан вывод о результативности разработанной модели процесса развития качеств конкурентоспособной личности студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

Библиографическая ссылка

Рахуба Л.Ф., Петрусевич А.А. РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25555 (дата обращения: 05.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности с положительным психоэнергетическим потенциалом, способной организовывать, планировать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, личности, которая обладает новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях.

Переход личностного и профессионального самосознания на высший уровень, что является обязательным условием развития, не исчерпывает всех составляющих такого развития. Психологическим фундаментом развития личности будущего или профессионала в любой области человеческой деятельности есть такие базовые характеристики, как личностная направленность, компетентность, гибкость.

Они являются формой проявления творческого потенциала человека и формой проявления направленности ее мыслей, отношение к различным социальным ценностям (нравственных, гражданских, художественных), ее отношение к себе и к другим людям. Высокий уровень развития интегральных характеристик личности способствует позитивному имиджу человека, что влияет на отношения с людьми и на эффективность совместной работы. Именно на развитие интегральных характеристик конкурентоспособной личности направлено специально разработанную психологическую технологию Л.М. Митиной. Эта технология предполагает трансформацию мотивационной, интеллектуальной, аффективной и, наконец, поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю.

Л.М. Митина выделяет четыре стадии оптимизации личности и ее поведения: подготовка, осознание, переоценка, действие. Основные процессы развития личности: мотивационные (i стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия); комплекс методов воздействия.

Выяснив функциональное назначение каждой из сфер развития конкурентоспособной личности (сферы деятельности, общения, личностных особенностей), их представили в виде единой функциональной структуры, которая дает целостное представление о закономерностях, существенные связи и зависимости одних элементов от других. Многоаспектная (многокомпонентная) деятельность, обусловленная развитием личностных качеств, связывается в узлы разнообразными отношениями, взаимодействии с другими людьми.

Эти узлы, их иерархия творят, по нашему мнению, интегральные характеристики личности, детерминируют ее профессиональное развитие, сами же, фактически, является объектом развития.

В общепсихологических теориях личности направленность предстает как качество, что определяет ее психологический склад. В разных концепциях эту характеристику раскрывают по-разному: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (О. М. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.М. Ананьев), «динамическая организация «сущностных сил» человека» (А.С. Прангішвілі) и т.д.

Направленность включает два взаимосвязанных аспекта: предметный смысл (смысловой аспект), который обозначает определенный предмет направленности; напряжение (собственно динамическая тенденция), которое определяет источник направленности (С.Л. Рубинштейн).

С. Фрейд рассматривал динамические тенденции как бессознательные влечения, направленность которых является механизмом, изначально заложенным в организме человека. С.Л. Рубинштейн, критикуя С. Фрейда, отмечал, что всякая динамическая тенденция, выражая направленность, всегда содержит в себе более-менее осознанный связь индивида с чемто, что есть вне его. При этом он допускал возможность изменения акцентов динамической и смысловой грани направленности.

О.М. Леонтьев, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, ядром личности называл систему устойчивых, ієрархізованих мотивов как основных возбудителей деятельности. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностного смысла (смислотворчі) и определенной направленности, другие играют роль побудительных факторов. Распределение функций смислотворення и побуждение между мотивам одной деятельности дает возможность понять главные отношения, которые характеризуют мотивационную сферу личности, то есть увидеть иерархию мотивов.

Л.И. Божович направленность личности понимала как систему последовательно доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности. В контексте этого подхода зрелая личность организует свое поведение в условиях действия нескольких мотивов; выбирает цель деятельности и с помощью специально организованной мотивационной сферы регулирует свое поведение таким образом, чтобы было подавлено нежелательны.

Компетентность конкурентоспособной личности может проявляться в определенной профессиональной деятельности, но ее следует рассматривать не только в деятельностном контексте, но и в коммуникативном.

Следовательно, понятие «компетентность» охватывает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развития (саморазвития) личности.

Это определение дает возможность представить в структуре компетентности конкурентоспособной личности две подструктуры: а) деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности); б) коммуникативную (знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения).

Психологическим условием развития компетентности является осознание личностью необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития конкурентоспособной личности.

Третьей интегральной характеристикой конкурентоспособной личности является гибкость, как разнообразие и адекватность активности, что проявляется и во внешних (двигательных) формах, и во внутренних (психических) (Л.М. Митина). Гибкость - интегральная характеристика личности, что представляет собой гармоничное сочетание трех взаимосвязанных и взаємозумовлюючих личностных качеств: эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной гибкости.

Противоположные характеристики присущи ригидности, что охватывает также когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферу личности.

Ригидность в когнитивной сфере (интеллектуальная ригидность) отражает нарушение способности принимать чужую внешнюю оценку, что приводит к трудностям осознание собственных психологических проблем, актуального состояния, мотивов и потребностей.

Ригидность в эмоциональной сфере (эмоциональная ригидность) снижает возможность гибкости эмоциональных реакций и вызывает выявления неадекватных фиксированных эмоциональных реакций, которые предопределяют психологические механизмы формирования синдрома «эмоционального выгорания».

Ригидность в поведенческой сфере (поведенческая ригидность) предопределяет функционирования весьма ограниченного количества стереотипов поведения, неадекватное применение имеющегося арсенала поведенческих стратегий и отказ от расширения их количества за счет новых.

Вот почему проблема гибкости, прежде всего эмоциональной, является одной из важнейших в развитии конкурентоспособной личности. Ее в психологии представлено в рамках различных теорий. Под эмоциональной гибкостью понимают оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости. Например, в теории стресса основное содержание результатов исследований заключается в том, что во время среднего уровня эмоционального стресса достижения человека в деятельности относительно высокие, а в случае эмоционального стресса низкого и высокого уровней они могут быть хуже результаты, полученные в обычных условиях.

Известно, что ведущим фактором эмоционального стресса является эмоции общения. Поэтому целесообразно выделять стресс в сфере коммуникаций в отдельную категорию эмоциональных реакций, которые обозначают общим понятием фрустрация.

Фрустрацию в психологии рассматривается как один из видов психических состояний, который возник вследствие реальных или мнимых трудностей, преодоление которых человек считает невозможным, что выражается в характерных чертах переживаний и поведения. По мнению ряда авторов (B.C. Мерлин, М.И. Наенко и др.), фрустрация является деструктивным фактором, который снижает продуктивность деятельности.

В то же время человек иногда преодолевает значительные трудности, не впадая в состояние фрустрации. Упорядоченную и организованное поведение, адекватность реагирования в сложных ситуациях разрабатывают в основном как проблему фрустрационной толерантности (эмоциональной устойчивости). Под фрустраційною толерантностью понимают способность человека противостоять различным жизненным трудностям без потери психологической адаптации (М.Д. Левітов). В ее основе - способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предусматривать выход из ситуации - с другой.

Однако эмоциональную устойчивость можем рассматривать и как свойство психики, благодаря которой человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях, в условиях, которые вызывают переживание негативных эмоций.

Кроме контроля над негативными эмоциями, конкурентоспособной личности необходимо уметь создавать у себя оптимальный эмоциональное состояние. Известно, что при хорошем настроении работоспособность значительно увеличивается.

Уверенность и личная значимость, которые оказываются в радости, делают человека способным преодолевать трудности и наслаждаться жизнью, влияют на познавательные процессы. Человек приобретает способность правильнее оценивать мир. Это облегчает взаимодействие и усиливает ее отзывчивость. Повторяемая радость способствует устойчивости к фрустрации и достижению сложных целей. Радость добавляет уверенности и мужества, успокаивает, снимает напряжение и чрезмерное возбуждение. С радостью связан юмор в его лучшем виде. Однако если его направлено в адрес других людей, он может быть связан с гневом, презрением (как при высмеивают) и обусловить возникновение агрессии или депрессии. Понимание юмора является функцией и аффекта и интеллекта, и его приобретают на протяжении всей жизни, потому что он связан с творчеством, интуицией, остроумием нетривиальных вариантов решения задач.

Свободное проявление положительных эмоций с помощью приемов вербального и невербального поведения улучшает взаимоотношения, делает их более естественными, экспрессивными.

В психологии экспрессия имеет два значения: в первом, более узком, речь идет о выражении чувств человека (о передаче ее эмоциональных состояний, переживаний); во втором, более широком, - о выразительность поведения (рис характера, отношение к людям, стиля жизни и т.д.).

Мы будем говорить о эмоциональная экспрессивность, когда выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, в мимике, в языке, ее интонациях, дает возможность передать не только черты характера человека, но и направление ее мыслей, ее отношение к различным социальным ценностям (моральных, духовных, художественных), отношение к людям и, конечно, таких, выражающие ее переживания.

Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание человеком роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, своего психического и физического здоровья. Динамика эмоциональной гибкости определяется гармонизацией и усложнением ее аффективных проявлений: способностью «оживлять» настоящие эмоции, вызывать положительные эмоции, контролировать негативные, то есть проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

Эмоциональная гибкость очень тесно связана с гибкостью поведенческой, под которой понимают способность человека отказываться от поведения, которое не соответствует ситуации, и производить или принимать новые оригинальные подходы к решению проблемной ситуации при неизменных принципов и моральных основ жизнедеятельности.

Поведенческая гибкость - это оптимальное (гармоничное) сочетание индивидуальных эффективных (принципиально значимых) паттернов поведения и разнообразных (оригинальных) способов ролевой взаимодействия.

Противоположные характеристики присущи ригидности поведения, которая препятствует успешному освоению профессиональной деятельности и в конечном итоге негативно влияет на психическое здоровье личности. В связи с этим возникает необходимость серьезно и глубоко изучить вопросы, связанные с ригидностью поведения как фактором деструктивной профессионализации специалиста и поиском путей ее преодоления и предотвращения.

Процесс освоения профессии может проходить, по мнению А. Адлера, или конструктивным, или деструктивным путем.

Спектр новообразований, которые формируются в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк, однако всех их можно разделить на две большие группы: а) стенические изменения, способствующие успешной адаптации личности в социуме, повышению эффективности его жизнедеятельности; б) астенические, которые препятствуют успешному функционированию личности в окружающей среде. А Их. Адлер описывал как конструктивный і деструктивный способы профессионализации. Значительная часть негативных новообразований, которые сопровождают деструктивную профессионализацию, составляет группу изменений, которые получили в психологии название твердой ролевого поведения или профессиональной деформации личности.

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменением в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешности в деятельности, а с другой стороны - изменение, подавления и даже разрушение этими качествами структур, которые не принимают участия в процессе профессионального становления.

Юнг считал, что многим свойственно идентифицировать себя с должностью. Такая идентификация привлекательна с одной стороны, поскольку «предполагает легкую компенсацию личных пороков» (В. Одайник). С другой - когда индивид полностью идентифицирует себя с должностью, он нарушает естественный порядок расширение собственной личности, узурпирует качества, которые ему не принадлежат. Это в аналитической психологии называют «психической инфляцией». «Психическая инфляция» в профессии приводит к противоречию между сохранением индивидуального самосознания, личной ответственности с предлагаемыми человеку общественными требованиями.

Не менее опасна относительно негативных новообразований личности профессия практического психолога (Д.Г. Трунов). Г.С.Абрамова и Ю.О. Юдчиць рассматривают два основных компонента профессиональной деформации личности в системе профессий «человек-человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания.

В рассматриваемой системе профессий во профессиональной усталостью понимают специфический вид усталости, обусловлен постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. В случае синдрома хронической усталости человек страдает не просто от физического и нервного истощения, а от «хронических стрессов нервной системы» (А.В. Боллз).

В отечественной литературе встречается близкое понятие «астения переутомления». Предполагается, что развития переутомления и астении предшествует более-менее длительный период волевого усилия, умственного напряжения, работы в условиях усталости.

Другим, не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального сгорания (выгорания). Впервые этот термин предложил американский психолог X. Дж. Фрайденбергер в 1974 г. Т.В. Форманюк выделяет как симптомокомплекс эмоционального выгорания такие проявления: чувство эмоционального истощения, недомогание, дегуманізацію, деперсонализацию, тенденцию развивать негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном аспекте.

Ключевыми признаками эмоционального выгорания, за Т.В. Форманюк, являются:

  • достижения индивидуальной пределы возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать сгоранию, самозберігаючись;
  • внутренний психологический опыт, включая чувства, установки, мотивы, ожидания;
  • негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистреси, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия.

Эмоциональное выгорание означает опустошения еще до того, как психические ресурсы человека-деятеля естественным образом пополнятся.

В формировании синдрома эмоционального выгорания значительную роль играют различные факторы:

  • социальный фактор;
  • личностный фактор. По Есть. Махер, это такие особенности поведения личности, как авторитаризм, низкий уровень эмпатии в сочетании с фанатичной преданностью делу и реакцией на стресс, агрессивность и апатия за невозможности достичь в короткий срок желаемых результатов;
  • фактор среды, особенности профессиональных взаимоотношений. Коллектив, а часто и администрация, может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отношением к ней. Этому же способствует низкая материально-техническая оснащенность, отсутствие возможности релаксации и эмоциональной разгрузки, полноценного отдыха, слабая экономическая стимуляция (А.В. Абрамова, Ю.А. Юдчиць).

Д.Г. Трунов, психотерапевт, предлагает отделять «синдром сгорания» от профессиональной деформации. Профессиональная деформация, по мнению автора, является отношением в основном к жизни вне работы.

Синдром сгорания в этом плане представлен как потерю контролирующей роли «Я-профессионального» и внедрение «Я-человеческого» в сферу профессиональной компетенции. Профессиональную деформацию, наоборот, представляет расширение господства «Я-профессионального» в сферу «Я-человеческого».

В профессиональной деформации Д.Г. Трунов рассматривает два компонента: а) исконные склонности; б) собственно профессиональные деформации.

Здесь исконные склонности составляют определенный фон, грунт, на который разворачивает свою деформуючу деятельность профессия.

Психологическим условием развития поведенческой гибкости является осознание роли и значения поведенческой сферы личности в оптимизации деятельности, общения, своего психического и физического здоровья.

Наиболее эффективными средствами развития поведенческой гибкости является: а) обучение методам и приемам саморегуляции; б) организация социально-ролевых тренингов, направленных на формирование у учащихся гибкой ролевого поведения.

Интеллектуальная гибкость. В отечественной и зарубежной литературе понятие интеллектуальной гибкости разные авторы трактуют неоднозначно. С одной стороны, при описании интеллекта многие авторы используют понятие гибкость, с другой стороны, гибкость рассматривают как самостоятельную характеристику в исследованиях, посвященных изучению личности, креативности мышления.

Интеллектуальная гибкость - инвариантная личностная характеристика, структура которой - это оптимальное сочетание двух групп качеств: легкости, ловкости, инициативности, оригинальности при принятии решений и автономность, независимость в суждениях, критичность, толерантность к плюрализма взглядов.

В главе 16 мы уже раскрыли понимание и содержание интеллекта. Поэтому сосредоточимся лишь на некоторых аспектах.

В психологических исследованиях многих зарубежных авторов гибкость человека определяют как свойство, противоположное ригидности. Зарубежные исследователи ригидности выделяют такую ее существенную черту, как неспособность к новой деятельности, стереотипность применения сформированных операций. В описаниях ригидности они основываются на различных аспектах проявления этого психологического феномена.

Отличительной особенностью зарубежных исследований гибкости использования двух сроков для ее определения: flexibility - собственно гибкость и изменчивость - «вариабельность», багатобічність.

В части работ гибкость определяют как способность отказаться от имеющегося образа действия в пользу другого, более экономного (К. Шайе), и как быстрый, легкий переход от одного класса предметов и явлений к другому (С. Рубеновиць, Дж. Гилфорд). К понятию гибкость вводят также скорость перехода от сознания к работе подсознания (В. Кеттелл, Фостер). Под гибкостью понимают способность личности адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно (Л. Хаскелл). Таким образом, исследователи в основном считают гибкость феноменом, что зависит от особенностей ситуации, отказываясь изучать его психологические механизмы.

Основным критерием гибкости интеллектуальной деятельности являются такие показатели, как целесообразно варьирования способов действий, а также изменение способов действия, которые перестают быть эффективными. Эти результаты свидетельствуют, что гибкость є таким психологическим феноменом, который, оказываясь в условиях проблемной ситуации, заставляет субъекта, имеющего опыт владения умственными операциями, перестроить их.

Гибкость - способность личности адаптироваться к изменениям, которые могут произойти неожиданно. Понимая под гибкостью личностное свойство, Хаскелл выделяет также возможность изменения объекта, используя его в новой роли.

Понятие гибкости в отечественной психологической литературе рассматривают также в двух аспектах: как личностную характеристику (интеллектуальная гибкость) и как особенность умственной деятельности (гибкость мышления).

Наиболее полным является определение, которое ввела в отечественную психологию Н.А. Менчинская: гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действий, в легкости перестройки уже имеющихся знаний, в легкости перехода от одного действия к другому, преодолении инерции предыдущей действия, в формировании обратных связей, в свободе перестройки в создаваемых в соответствии образов, и выдвинутых гипотез в соответствии с условиями задачи.

Результаты исследований Н.А. Менчинської позволяют рассматривать гибкость не только как умение переходить от одного действия к другой деятельности, но и возможность многопланового отображение условий задачи, что существенно расширяет характеристику гибкости. Н.А. Менчинская выделила такие проявления гибкости мышления:

  • подход к задаче как к проблеме, целесообразно варьирования способов действия;
  • легкость перестройки знаний или навыков и их систем в соответствии с изменившимся условиям;
  • способность к переключению, или легкость перехода от одного способа действия к другому.

Подход к психологической сущности гибкости мышления очерчены в исследованиях, посвященных творческому мышлению, в которых гибкость рассматривают как его необходимый компонент, хотя и не изучают специально.

В исследованиях Я.А. Пономарева, Ю.М. Кулюткіна, Г.С. Сухобської выделены компоненты творческого мышления, которые являются показателями гибкости мышления: а) умение видеть проблему в привычных условиях; б) умение отказаться от неправильной гипотезы; в) умение найти новые связи и отношения между объектами; г) умение создавать новые способы действия или творчески использовать старые.

Индивидуальные особенности, связанные с характером принятия решений, оказываются как «гибкость-инертность» умственных действий. Параметр «гибкость-инертность» отражает изменение прежних способов действия, замену старых гипотез и планов, если они перестают соответствовать условиям деятельности, которые реально изменились.

Итак, анализ литературы дал нам возможность разделить понятия «гибкость мышления» и «интеллектуальная гибкость».

Под гибкостью мышления мы понимаем процессуальную свойство интеллекта, которая обеспечивает его операционную деятельность, оказывается, с одной стороны, в умении перестраивать, переоценивать уже имеющиеся способы действия, багатообразно подходить к возможности его изменения, с другой стороны - в благоприятном выборе определенной стратегии решения задачи.

Поэтому, мы считаем, что проявлением интеллектуальной гибкости является способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, а также способность отказаться от скомпрометированной гипотезы, идеи и найти способ конструктивного решения проблемы.

Интеллектуальная гибкость, сочетаясь с эмоциональной и поведенческой гибкостью, образует лично значимую констелляцию - интегральную характеристику конкурентоспособной личности, что обусловливает разнообразие и способность к разумному риску, а также адекватность и эффективность проявлений личности в деятельности и общении.

В концептуальной модели развития конкурентоспособной личности (Л.М. Митина) рассмотрены: как объект развития - интегральные характеристики личности (направленность, компетентность, гибкость); как фундаментальное условие - переход на более высокий уровень самосознания; как психологический механизм - преобразование собственной жизнедеятельности на предмет практического преобразования; как движущие силы - противоречивое единство Я-действующего, Я-отраженного и Я-творческого; как результат развития - творческая самореализация, достижения неповторимости личности.

Литература

1. Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2 т.; Т.1. Теоретико-методологические проблемы генетической психологии. - К.: Форум, 2002.

2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Модек, 2002.

3. Шевандрин Н.Н. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2005

Конкурентоспособность личности

Одной из важных задач образовательной политики на современном этапе становится формирование конкурентоспособности личности, ее соответствия актуальным и перспективным потребностям образования, общества и государства. Забота об образовании - забота о будущем всей России.

Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию - формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую и экономическую сферы общественной жизни.

Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе высшего образования создать не удается.

Андреев В.И. считает, что среди стратегических задач в "Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы образования" выдвигается задача формирования конкурентоспособности личности, которая сформулирована так: "Ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося миропорядка"

Нам нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования автора, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. [Андреев В. И. "Педагогика" ]

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических и психологических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п.), современные педагоги-исследователи (Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать "способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно" .

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности у студента, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:

· систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

· профессиональную направленность личности;

· систему целеполагания;

· самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, "развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях" [Митина Л. М. "Психология развития конкурентоспособной личности" ]

Педагоги-исследователи предпринимают попытки выявить пути и средства, обеспечивающие формирование конкурентоспособности личности.

О.К. Филатов, Д.В.Чернилевский, Н.В. Борисова, С.Н. Широбоков и др. рассматривают проблему конкурентоспособности в педагогическом аспекте, определяя конкурентоспособность как качество подготовки специалиста.

По мнению Д.В. Чернилевского, главное условие успешной деятельности в любой области - это уверенность в своих силах. "Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе:

1. Освоение и совершенствование профессионального мастерства.

3. Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.

4. Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа" " [Д.В.Чернилевский "Дидактические технологии в высшей школе" ]

Лаптева, О.Е. Лебедева, Е.А. Ленской, А.И. Мищенко, З.И. Равкина, Д.И. Фрумина, Л.М. Митиной, Т.А. Стефановской, О.Ф. Чупровой и др. конкурентоспособность рассматривается как качество (характеристика) личности, в плане самоопределенности, самореализованности, самоудовлетворенности.

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Студента как человека определенного возраста и как личность нужно характеризовать с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица и т.д. [Чупрова О.Ф. "Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе эксперто-аналитической деятельности " ]

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18- 20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало "экономической активности", под которой демографы понимают включения человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. научных достижений.

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в ВУЗе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт- процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, 3. Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Большинство преподавателей ВУЗов нашей страны считают, что студенты за последнее десятилетие изменились. Сформировались качества, позволяющие им легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях рынка, делающие их более конкурентоспособными: у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, большая требовательность к преподавателям (знания - необходимый товар). Но что-то и утратилось: студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми (в учебе), менее интеллигентными, менее требовательными к себе.

конкурентоспособный личность воспитание студент самореализация

Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще. Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному самообразованию и професжсиональная компетентность. Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы. Высокий профессионализм человека, его компетентность и конкурентоспоспособность не могут вырасти только из профессиональных знаний, умений. Важнейшим условием достижения высокого уровня профессионализма является личностный рост специалиста. Отличительными признаками развитой личности являются: способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия; умение удовлетворять свои потребности, нужды, не принося ущерба другим; достижение значительных успехов в профессиональной деятельности, так как она является средством самовыражения; энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности; открытость профессиональным переменам к новому жизненному опыту; Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала-образца, на который хотелось бы ровняться. Это может быть конкретный человек или собирательный образ. Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка. Пути и способы саморазвития и самосовершенствования компетентной и конкурентоспособной личности: Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития. С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста и некоторым воображаемым его состоянием. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она убегает постоянно, как линия горизонта. Поэтому предела самосовершенствования личности не существует. В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования. Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности проявляется в способности человека сохранять чувство собственного достоинства при самых неблагоприятных стечениях обстоятельств. Преодолевая препятствия, человек становится сильнее. Значит в дальнейшем он может чувствовать себя уверенным, найдет достойный способ действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Человек, контролирующий свои действия и поступки, является хозяином своей жизни, судьбы, карьеры. Для него присущи такие качества как храбрость, сострадание, терпение. Бесплодное ожидание при пассивном отношении к жизни положительных результатов не принесет, а вызовет лишь чувство обиды и гнев. Творческий потенциал личности и условия его развития: Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить. Этим даром наделен каждый в большей или меньшей степени, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности. Любую деятельность можно назвать более или менее творческой. В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции: выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку не известен; реализует право личности на свободу; является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности. Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек на какое-то время может стать творцом. Творческий человек с трудом "вписывается"в жизнь социальной группы, хотя он открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Общепринятые ценности он принимает только в том случае, если они совпадают с его собственными. Этот человек любознателен и постоянно стремится оперировать знаниями из разных областей. Восприятие мира у таких людей постоянно обновляется. Творческим людям свойственны также способность к удивлению и восхищению, мечтательность. Все дети - творческие личности, однако обучение в школе построено таким образом, что ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста со средними творческими способностями. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной творческой деятельности, называется одаренностью. Внутренне - психологические и физиологические критерии одаренности характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех психических и нервно - физиологических процессов. Глубина, ясность, реординарность теоретического или образного мышления; свобода речевого самовыражения; богатство творческого воображения; прочность и оперативность логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно - двигательной памяти; быстрота реакций, гибкость нервной и физической организации тела; интеллектуальная раскрепощенность. Творческая деятельность делает нашу жизнь более привлекательной; на творчестве держится искусство; без него невозможен прогресс науки. Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала зависит от особенности воспитания и обучения, нежели от возраста, поэтому условия развития творческих возможностей чрезвычайно важно. Воспитание творческих возможностей в ВУЗе должно базироваться на учете индивидуальных особенностей и применение индивидуальных методов работы. Это позволяет студентам комфортно выражать свои мысли и чувства. Ученые также обнаружили, что творческие личности рассматривают свою работу, как любимое занятие. Они работают часами, движимые любопытством и деланием достичь поставленной цели. Люди, которые занимаются творчеством, как правило, усердные труженики. М, Горький писал: "Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышает до творчества. " Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом. Мотивация творчества: Мотивация - это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и к возникновению мотивов - внутренних побудителей к активной деятельности или поведению. Если мотивация исходит от самого индивидуума, то она называется внутренней. Мотивация, которая обычно предлагается в школе и на работе, называется внешней мотивацией; она исходит от других в виде обещаний или денег. Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается "белая" и "черная" зависть. При "белой" зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. "Черная" зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего. Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация - школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата. И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области. Внутренние источники творческой мотивации - это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора - вот примеры интеллектуально-творческих чувств. Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству. А.М. Горький отмечал: "На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог. " Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.