Audi-a3club - Автомобильный портал

Работа с деформированными предложениями. Работа с деформированным предложением I

Цели и задачи:

  1. уточнение представлений о понятии «слово», «словосочетание», «предложение», «текст»;
  2. совершенствование умения распространения простого предложения;
  3. совершенствование умения работы с деформированным предложением;
  4. подготовка к работе с текстом-повествованием;
  5. развитие лексической стороны речи через сравнение;
  6. расширение словарного запаса, развитие внимания, памяти, мышления;
  7. развитие межполушарного взаимодействия;
  8. воспитание интереса и любви к русскому языку.

Оборудование: осенние листья, инд. карточки, текст «Зима».

Ход занятия:

I.

1) – Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Пожелайте друг другу успехов на занятии.

(игра – пожелание «Удачи тебе!»).

Учащиеся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

  • Желаю (соприкасаются большими пальцами)
  • успеха (указательными)
  • большого (средними)
  • во всём (безымянными)
  • и везде (мизинцами),
  • удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).

2) А сейчас за парту сядет тот, кто ответит на вопрос.

ОСЕНЬ, ЗИМА, ПОЗДНЯЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.

Что я назвала? (СЛОВА)

Какими частями речи может быть выражено слово? (СУЩ., ПРИЛ., ГЛ,)

(Другие части речи вы изучите позже).

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ, ЛИСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ, РАСТЁТ ПОД ДЕРЕВОМ

Что я сейчас назвала? (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)

Определение.

Какие типы словосочетаний вы знаете? (СУЩ.+СУЩ., ПРИЛ.+СУЩ., ГЛ.+СУЩ.).

(Другие типы словосочетаний вы узнаете в старших классах).

Определите тип словосочетания:

Отгадайте тему нашего урока

ЛО ПРЕД НИ ЖЕ Е (ПРЕДЛОЖЕНИЕ). Или АПАРАЕАДАЛАОАЖАЕАНАИАЕА

На доске: СЛОВО
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться составлять предложения из отдельных слов.

II.

1) – Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я … (ОСЕНЬ).

Какие осенние месяцы вы знаете? (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ).

Про какой месяц можно сказать?

- Холоден, да сыт.

- Покроет землю, где снежком, где листком.

- Ворота зимы.

Почему говорят:

- Осень – припасиха, зима – подбериха.

Какие дары приносит нам осень? (ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ).

Ребята, посмотрите направо, налево, прямо.

Что необычного вы заметили? (Осенние листья)

Листья, с каких деревьев залетели к нам в класс? (с берёзы, клена, ивы, дуба, осины).

Осенние листья никак не могут дождаться, когда же наступит зима. Они очень хотят, чтобы она укрыла их снежным одеялом, но для этого необходимо выполнить задания.

Аня, возьми лист с осины. Руслан – с берёзы (и т.д.)

Что принесли с собой листья? (СЛОВА)

Можем ли мы объединить эти слова в предложения?

Что для этого необходимо сделать?

(Дети по-одному составляют предложения на партах, комментируя свои действия вслух).

Ребята, правильно оформлены наши предложения? (НЕ ЗАБЫТЬ ТОЧКИ)

Объединим все получившиеся предложения. Что у нас получилось? (ТЕКСТ)

Почему это текст? (Все предложения связаны по смыслу).

Как мы его можем озаглавить? (СКОРО ЗИМА)

2) Пересказ текста с опорой на главные члены предложения и вопросы, заданные от них.

3) Ребята, вспомните, пожалуйста, листья с каких деревьев залетели к нам в класс?

С БЕРЁЗЫ БЕРЁЗОВЫЙ
С ИВЫ ИВОВЫЙ
С КЛЁНА КЛЕНОВЫЙ
С ОСИНЫ ОСИНОВЫЙ
С ДУБА ДУБОВЫЙ

Какие они? (Произнесите получившиеся прилагательные, выполняя упражнение «колечки»).

4) Физминутка

5) Ребята, какой месяц наступит после ноября? (Декабрь)

К какому времени года он относится? (Зима)

Об этом времени года мы с вами сейчас прочитаем.

Зима. Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Кажется – на полянке никто не живёт. Но это только так кажется.

Возле куста из-под снега торчит старый трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем-теремок. Немало в нём уютных зимних квартир для разных лесных обитателей. Каждый занял уютную спаленку, да заснул в ней на всю долгую зиму.

Тихо и пусто зимой на лесной поляне.

Какой секрет русского языка использовал автор, чтобы помочь нам лучше представить себе зимнюю лесную поляну? (СРАВНЕНИЕ)

Что такое СРАВНЕНИЕ? (Это когда один предмет или явление сравнивается с

другим предметом или явлением).

С чем сравнивается старый трухлявый пень? (ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК)

С чем сравниваются жилища лесных обитателей? (УЮТНЫЕ ЗИМНИЕ КВАРТИРЫ)

А что значит слово ТРУХЛЯВЫЙ?

Словарь: трухлявый – рассыпающийся от гнили, превращающийся в труху (мелкие остатки).

6) А сейчас продолжим тренироваться составлять предложения из отдельных слов и узнаем, какие именно лесные обитатели устроились зимовать в старом трухлявом пне. (Работа в тетради).

  1. ящерица, место, проворная, укромное, нашла.
  2. букашки, запрятались, корой, мелкие, под.
  3. рядом, жук, зимовать, усатый, устроился.
  4. корней, уж, между, улёгся, молодой.
  5. старый, все, в, забрались, пень.

Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно составить рассыпавшееся предложение?

Выделить подлежащее и сказуемое;

Задать вопросы от подлежащего и сказуемого;

Из получившихся словосочетаний составить предложения.

Прочитайте предложения, которые у вас получились.

Что значит слово ПРОВОРНАЯ?

Словарь: проворная – быстрая, ловкая, торопливая.

Вспомните, какие лесные жители устроились зимовать в старом пне.

III. Подведение итогов.

Что мы сегодня делали на уроке?

Давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы составить предложения из отдельных слов?

Методическая цель: Использование ИКТ как способа оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.

Цель: развитие связной речи на логопедическом занятии с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционные :

  • формировать умение находить и исправлять речевые (логические) ошибки в предложениях;
  • формировать умение составлять предложения по сюжетной картинке с использованием опорных вопросов;
  • формировать умение составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов;
  • учить детей употреблять в речи предложения различных синтаксических конструкций;
  • учить составлять предложения с однородными членами;
  • совершенствоват ь грамматический строй речи учащихся;
  • уточнить и обогатить лексику по теме «Весна»;

Развивающие :

  • развивать умение грамотно выражать свои мысли;
  • развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношени е;
  • развивать умение формулировать ответы на вопросы;
  • развивать речевую моторику и зрительное восприятие;
  • развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление, пространственно- временные представления;

Воспитательные:

  • воспитывать желание активно работать на занятии;
  • воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.

Пропедевтическая работа :

разучить с учениками скороговорки о весне;
тренировать детей в редактировании деформированных предложений.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • плакат «дерево знаний»;
  • бумажные цветы;
  • индивидуальные карточки с заданием;
  • рабочие тетради;
  • ручка, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный, праздничный день, к нам на занятие пришло много гостей. Присаживайтесь. Наше занятие я хочу начать со строк стихотворения Михаила Пляцковского, внимательно послушайте его:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.

Ребята, о каком времени года говорится в данном стихотворении?

Давайте вспомним весенние месяцы. (Март, апрель, май)

Какие изменения в природе происходят весной?

И вот как раз сейчас нас ожидает такая прекрасная весенняя пора, когда деревья просыпаются ото сна. Посмотрите, такое пробуждающееся от сна дерево будет присутствовать и на нашем занятии. Но это не простое дерево, а дерево знаний, которое будет зацветать по мере правильного выполнения вами заданий по изучаемой теме.

Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их редактировать, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно как в письменной, так и в устной речи.

2. Работа над дикцией. (Проверка домашнего задания)

Проговаривание заученной дома скороговорки про весну, с убыстрением темпа её произнесения.

А для начала давайте проверим домашнее задание.

Что было задано? (На дом, было задано выучить скороговорки про весну)

Проверим, как вы справились:

1. Весной весенние цветы под солнцем лезут из травы.

2. Цветут весной цветы, поют весной коты.

3. «Пестренькая сойка, о весне мне спой-ка» -
Просит заинька косой – «Спой мне песню, сойка, спой!»

4. Сойка, сидя на сосне, поёт песню о весне.

5. Дождик, дождик, ты нам нужен,
Пели жабы весной в луже.

6. Громыхает весной гром, где-то в роще за бугром.

Вы отлично справились с домашним заданием, поэтому на нашем дереве знаний появляется первый весенний цветок.

3. Составление предложений с помощью вопросов.

А сейчас давайте посмотрим на интерактивную доску. Вам надо будет составить предложения, характеризующую весну, опираясь на вопросы и картинки. Итак:

1. Как? Светит какое? Что?

Кто первый составит предложение?

Ярко светит лучезарное (сверкающее, полное сиянья, блеска) ласковое, тёплое, весеннее солнышко) – картинка с солнцем.

Переходим к составлению следующего предложения:

2. Какие? Что? Что делают? На чём?

Кто догадался?

Зёлёные, ранние листочки распускаются на веточках деревьев – картинка с распускающимися листьями.

Посмотрим на третий слайд.

3. Какие? Что? Зацвели где?

Кто справился?

(Красивые, яркие, весенние, ароматные цветы зацвели на лугу, на поле, на клумбе, на деревьях) – картинка с цветами.

4. Какие? Кто? Что делают? От куда?

Кто ответит на этот раз?

(Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран) - картинка с перелётными птицами.

Составим следующее предложение:

5.Какой? Кто? Что делает? Где?

Кто у нас ещё не отвечал?

(Озорной, маленький, шустрый воробей плещется в луже, порхает в воздухе, щебечет на дереве) – картинка с воробьём.

И остался последний слайд, смотрим на него:

6. Какой? Кто? Что делает? Когда?

- …, теперь составь предложение ты.

(Косолапый, бурый, большой мишка просыпается весной после зимней спячки) – картинка с медведем.

Молодцы, хорошо поработали. И вот наше дерево зацвело ещё одним цветком.

4. Работа над предложением и текстом.

Ребятки, вот незадача, в конвертах перепутались все слова из предложений рассказа.

Сейчас я раздам их по одному, и вы поможете мне восстановить рассказ.

Давайте раскроем конверты.

Чтобы наше дерево знаний зацвело ещё одним цветком, каждый из вас должен составить по одному предложению из данных слов вашего конверта.

Все справились?

Обратите внимание, каждый из ваших конвертов пронумерован. Цифра на конверте соответствует порядку предложений в рассказе.

А теперь, начиная с первого предложения, зачитайте их с места.

1. весна, края, окутала, наши, теплом. (Весна окутала теплом наши края.)

2. лед, солнышко, на, растопило, речке. (Солнышко растопило лёд на речке.)

3. ручейки, в, понеслись, речку, звонкие. (Звонкие ручейки понеслись в речку.)

4. вода, леса, луга, и, затопила, талая. (Талая вода затопила леса и луга.)

5. птицы, с, перелётные, юга, прилетели. (С юга прилетели перелётные птицы.)

6. Примеряют, летние, звери, шубки. (Звери примеряют летние шубки).

Прочитаем получившийся рассказ. Читает…, остальные внимательно слушают.

Давайте дадим название нашему рассказу. (Весна. Весенняя пора.)

Мы отлично справились с заданием, и на дереве появляется третий цветочек.

5. Упражнения для профилактики зрительного утомления.

А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть:

Ах, как долго мы писали.
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо)
Ах, как солнце высоко! (Посмотреть вверх)
Мы глаза сейчас закроем (Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим, (Мысленно нарисовать радугу перед глазами)
Вверх по радуге пойдём,
Вправо- влево повернём. (Посмотреть по дуге вверх – вправо, вверх – влево)
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись! (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими).

6. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами.

Ребята, а теперь обратимся к заметке в классной стенгазете, которую написал один мальчик.

Прочитаем её. (Чтение вслух по цепочке).

Читаем по цепочке по одному предложению, начинает…

На интерактивной доске:

«День рождения».

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

Всё ли правильно в заметке мальчика? Почему? (В некоторых предложениях повторяются слова, которые обозначают одно и то же).

Найдите и прочитайте неправильные обороты речи.

На интерактивной доске:

«День рождения».

У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купиласладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!

На интерактивной доске подчёркнуты речевые ошибки ученика.

На ваших партах слева лежат карточки с данным текстом.

Заметку необходимо исправить.

Что мы для этого сделаем? (Зачеркнём повторяющиеся слова).

Сейчас … (1 ученик) прочитает отредактированну ю заметку, остальные проверяют.

На интерактивной доске:

День рождения.

У Миши в марте был день рождения. В кондитерской мама купила сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весельчаком. Мы с братом любим праздники!

Молодцы, вы справились с заданием, у меня получилось также. (Вешается цветок).

7. Физкультминутка.

Вы, устали?

Давайте с вами отдохнем. Встаём около своих парт, не мешая друг другу.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется! (Потягивания – руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Помахать руками из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
Вправо – влево, взад – вперёд –
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо- влево, назад – вперёд)
Он их вертит, он их крутит!
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Вот мы и отдохнули, присаживайтесь за свои рабочие места и с новыми силами продолжаем занятие.

8.Редактирование простых предложений с повторяющимися словами. Конструирование предложений с однородными членами.

Послушайте предложения.

Образец: Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

Найдите повторяющиеся слова (сегодня, день).

Попробуем составить из двух предложений одно, исключив повторения.

Образец: Сегодня пасмурный и дождливый день.

Опираясь на образец, вам надо будет самостоятельно составить из двух предложений одно и записать у себя в тетрадях.

1.​ По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.

2.​ У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.

3.​ Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.

4.​ В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.

5.​ Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.

6.​ Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.

А теперь по цепочке по одному предложению, начиная с … зачитайте, что у вас получилось.

Молодцы! И на нашем деревце распускается очередной цветок.

9. Использование синонимов для исключения повторений слов. Редактирование предложений.

В ваших тетрадях вложены карточки с домашним заданием, достаньте их.

Прочитайте предложения.

1.​ У тётушки была медленная походка и медленная речь. (Неторопливый)

2.​ Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри. (Микроскопический, крошечный)

3.​ Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный)

4.​ Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невесёлых старушек. (Рассмешить, мрачный, остроумный)

Ребята, верно ли составлены данные предложения?

Какие речевые ошибки допущены в них? (В предложениях одни и те же слова повторяются несколько раз)

Как исправить речевые ошибки? (Необходимо подобрать слова близкие по значению).

Как называются такие слова? (Синонимы)

Используя слова в скобках, отредактируем предложения.

1. У тётушки была медленная походка и неторопливая речь.

2.​ Среди маленьких животных своими микроскопическим и размерами отличается крошечная птичка колибри.

3.​ Грустные звуки печальной мелодии послышались вдали.

4.​ Весёлые ребята своими остроумными шутками рассмешили самых мрачных старушек.

Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.

10. Итог занятия.

Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями (прикрепляется последний цветок). Наше дерево преобразилось цветами ваших знаний.

Давайте подведём итог и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились редактировать деформированные предложения).

Для чего? (чтобы научится грамотно выражать свои мысли как на письме, так и в связной речи).

Что больше всего понравилось?

Я хочу сказать вам спасибо за занятие.

Если вы считаете, что хорошо работали на занятии, были активны и заслужили оценку 5 — раскрасьте цветок красным карандашом;


к, звери, готовятся, зиме

и, нагуливают, барсук, сало, медведь запасает, орехи, кедровые, бурундук

сушит, на, белка, сучках, грибы

Игрушки

дети, играют, тихо у, юла,

Лены девочка, юлу, крутит

игрушка, и, гудит, поет

Сережа, кубики, взял

мальчик, башню, строит

шли, девочки, лес, через

лесу, было, и, тихо, в,

нарядно, густо, елочки, зеленели.

золотые, светились, березках, в, искорках

стал, разгуливать, болоту, по, журавль,

кукушка, бору, куковала, в

пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми,

парил, в, высоко, воздухе, коршун

Ворона Кара

была, нас, у, ворона Кара

она, книгу, клювом, листала

ворона, на, считала, счетах

Кара, снимала, со, кольца, ловко, столбика

(По Н. Дуровой)

Скоро весна

Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.

(По Соколову-Микитову)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

и сказуемое.

Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.

(По К. Ушинскому)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Наступило чудесное теплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах звонко пели со­ловьи яркое солнце поднималось все выше и выше.

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Ненастье

Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние лис­тья целый день льет дождь только воронье карканье слыш­но во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг. (24)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Весна в лесу

Ты бывал в лесу в начале весны хороша ранняя весна ярко светит солнце тает последний снег мягкий ветерок торопит тучки весело поет соловей.

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Встречай весну

Пригревает солнышко наступили теплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным забулькали веселые ручьи у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день.

(По Э. Шиму)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Наш двор

Все дети любят рисовать Юра принес краски Леня взял кисти он налил в банку воду папа дал бумагу мальчики стали красить.(флаги какие яркие флаги 26)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Вечером

На дворе стоят сильные морозы*гулять нельзя,дети си­дят дома,они стали играть в школу, старший брат учит ма­ленькую Свету писать, мама готовит чай папа пишет другу письмо. (29)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Прогулка

Егор и Саша побежали в рощу там река за рекой лесок в лесочке мальчики стали искать грибы Егорка нашел креп­кий гриб с большой шляпкой у Саши забавная находка у него в фуражке ежик.

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Вечером

На дворе стоят сильные морозы*гулять нельзя,дети си­дят дома,они стали играть в школу, старший брат учит ма­ленькую Свету писать, мама готовит чай папа пишет другу письмо.

1 .

Лоси

Вдруг раздался громкий лай.

Дети пришли в лес.

Лоси пили воду.

Около лесного озера они увидели лосей.

Лоси быстро скрылись в лесу.

1

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

В лесу

Там укрылись серые ежики.

Рядом бежит пес Бимка.

По веткам скачут рыжие белки.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес.

Под елкой норка.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Ливень

В воздухе пахло цветами и медом.

От земли после дождя шел пар.

Набежала темная туча.

Стоял жаркий день.

Хлынул ливень.

Первые капли дождя упали на землю.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

В роще

Они зашли"в глухую чащу.

Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу.

Дети пошли в рощу.

Ребята слышат шум машин.

Шура стал кричать.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Зима

Замерзли реки и озера.

Наступила зима.

Снег покрыл поля, тропинки в лесу.

Ребятишки рады зиме Зима

Замерзли реки и озера.

Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.

Наступила зима.

Снег покрыл поля, тропинки в лесу. Ребятишки рады зиме.

1

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Вдруг под большими широкими листьями мальчики заме­тили ежика.

Теперь ежик живет у Саши.

Малыши Гриша и Саша строили в лесу шалаш.

Ребята взяли его с собой.

Мыши боятся ежа

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Васька

Одна муха села на шляпу.

Вот какой шалун котенок Васька!

Шляпа упала и накрыла котенка.

Котенок прыгнул на стол.

На столе лежала шляпа.

Видны только лапки да хвост.

Котенок Васька сидел на полу и ловил мух

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Котенок

Котенок погнался за ними.

В нашем дворе жил котенок.

Утята спокойно шли к воде.

Один раз он увидел утят.

Котенок мигом влез на дерево.

Утята побежали к собачьей будке.

Из нее выскочил пес.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Совенок

В лесу мы нашли гнездо.

Мы пожалели совенка.

Глаза ее блестели.

Там был совенок.

Сова налетела на нас.

Совенок не умел летать.

Витя посадил совенка на дерево.

Мы взяли совенка из гнезда.

Совенок громко пищал. (

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Слон

Он большой и сильный.

Этот слон живет в доме со ступеньками.

Сторож Иван Петрович принес ему сено и воду. Напился воды и затрубил.

Значит рад.

У слона умные и добрые глаза

Подберите к тексту название

1

жалобно, в, деревья, стонут, лесу голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям зима, уже пришла настоящая верхушки, он, деревьев, качает

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

2

подарил, детям, ежика, дедушка летом, сенях, он, в, жил еж, в, уснул, норе, зимой ежик, голодный, весной, придет берегитесь, мыши!

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

3

мягкие, стояли, дни, серые

зима, снежком, завалила, легким, город

деревья, все, снегу, стоят

утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

) № 4

часто, резкий, дует, ветер

деревьев, листья, желтые, с, опадают

днем, частый, и, ночью, дождь, моросит

небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

5

парке, в, стоит, памятник, воинам, павшим в, бою, они, погибли, не, пустили, но, врагов отдали, за, бойцы, жизнь, Родины, свободу, нашей часто, к, съезжаются, родные, памятнику, их

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

лес, после, стал, вьюги, удивительным

ель, кольчуге, в, стояла, хвойной

макушке, снежная, на, сосны, шапка

полянке, на, тропинки, у, возвышался, сугроб

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

в, птенцы, гнезде, сидят

пищат, они, громко

есть, малыши, хотят

к, мама, ним, летит

она, маленького, несет, червяка

детей, накормить, птичка, своих, спешит

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

Катина рыбка

Кате, аквариум, дедушка, подарил розовая, живет, рыбка, там, с, хвостом, пышным Катя, воду, черсячка, в, бросила, и, постучала, стеклу, по подплыла, и, рыбка, корм, схватила (25)

(По Н. Максимовичу

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

у, жил, нас, медвежонок очень, воду, он, любил его, часто, купали, мы тазу, мишка, в, долго, плескался попало, глаза, ему, в, мыло малыш, заплакал, громко вытерли, мишку опять, веселый, он (29)

(По М. Ефетову)

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

Тексты с нарушением структуры слов

Упражнение «Что скрывается под кляксой?» (3—4-й класс)

Цели:

  • Развивать языковый анализ и синтез.
  • Развивать навык установления грамматических связей между словами в предложении.
  • Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

Задание: прочитайте историю маленького Сергея, спишите текст, вставляя буквы под кляксами.
Маленький Сережа рисовал за столом брата. Он был увлечен работой и не заметил, что капает красками на тетрадь. Вошедший в комнату брат увидел, что вся его тетрадь покрыта кляксами. «Надо все переписывать!» — воскликнул он. Но что скрывается под кляксами?

Тексты с заменой гласных или букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные

Цели:

  • Активизировать словарный запас.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки. Подготовительная работа: различать артикуляционно и акустически сходные звуки на уровне слогов, слов (устно и письменно).

Задание: прочитайте (спишите) текст, заменяя букву д буквой т, и наоборот.


Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки

Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать фонематический анализ и синтез.

Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.

Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов (устно и письменно). Задание: прочитайте (спишите) текст, вставляя буквы з или с.



Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Закреплять навыки использования орфографических правил для грамотного письма.

Задание: спишите (прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте (назовите) орфограммы, подберите проверочные слова. Такие тексты могут быть использованы в качестве проверочных (самостоятельно) и обучающих (с разбором и проверкой) работ.

Тексты с нарушением структуры предложения или всего высказывания
Текст без деления на предложения

Цели:

  • Формировать и развивать навыки деления текста на предложения.
  • Обучать грамматически правильно оформлять предложения на письме и интонационно в устной речи.

Задание: прочитайте текст, соблюдая интонацию начала и конца предложения; спишите текст, правильно обозначая начало и конец предложения.



Цели:

  • Активизировать словарный запас.

Задание: прочтите про себя каждую строку; разбейте ее на слова; прочитайте предложение вслух, делая паузы между словами; спишите текст, деля предложения на слова.

Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке букв, грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку, зачеркните или закройте лишние буквы между словами; прочтите полученные предложения вслух, делая паузы между словами; спишите (перескажите) или напишите по памяти текст.


Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать и развивать умение выделять слова в потоке слогов, грамматически правильно оформлять предложения.

Задание: прочтите про себя каждую строку; сложите из слогов слова; прочитайте предложения вслух, делая паузы между словами; спишите текст, объединяя слоги и дели предложения на слова.


Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать зрительное восприятие, умение грамматически оформлять предложения.

Задание: прочтите каждую строчку про себя; выделите слова, прочтите предложения вслух, делая паузы между словами; запишите полученный текст.


Цели:

  • Учить восстанавливать порядок событий.

Задание: прочитайте части рассказа; установите, в какой последовательности происходили события; прочитайте части в установленном вами порядке; запишите полученный текст; каждую часть начинайте с красной строки.


Цели:

  • Развивать логическое мышление.
  • Учить восстанавливать порядок высказываний.

Задание: прочитайте предложения; расположите их по порядку; прочтите полученный текст; запишите его


Текст на восстановление грамматических связей между словами в предложении

Цели:

  • Формировать и развивать умение устанавливать грамматическую связь между прилагательным и существительным.

Задание: спишите текст, изменяя, если нужно, окончания у прилагательных в скобках.


Текст на восстановление порядка слов в предложении

Цель:

  • Формировать умение устанавливать порядок слов и грамматические связи в предложении.

3адание: прочтите слова каждой строчки; измените их порядок так, чтобы получилось предложение; запишите полученный текст.


Цели:

  • Активизировать словарный запас.
  • Развивать логическое мышление.
  • Учить устанавливать смысловые связи между словами.

Задание: прочитайте текст; найдите в предложениях не подходящие по смыслу слова, исключите их; запишите (прочтите) полученный текст; объясните, почему исключили именно эти слова.

Алгоритм работы с деформированным текстом.

  1. Прочитай предложения.
  2. Подумай, какое предложение надо написать первым.
  3. Установи последовательность событий.
  4. Запиши предложения.
  5. Проверь, правильно ли ты списал.

Тренировочные упражнения.

1.Напиши предложения по порядку. Придумай название для текста.

  1. Малыши играют.

В зеленом парке озеро.

Они увидели Алешу и спрятались.

Там плавает утка с утятами.

  1. Вот выглянул месяц.

Стало темно.

Сестры Света и Галя спят.

На небе появились первые звезды.

  1. Деревья нарядились в белые шубки.

Весь наш сад стал белым.

Падает пушистый снег.

Замело все тропинки и дорожки.

У крыльца большой сугроб.

Трещит мороз.

2.Вставить в текст слова для справок

1._____________ снег

Ночью выпал ___________ снег. Он _____________ и ______________. Снег украсил двор. На ___________ берёзке и дубках _____________ хлопья. Надеваю __________шубу, ___________ шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца ___________ сугроб. Беру ___________ лопатку и чищу дорожку. Под снежком ____________ лёд.

Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, маленький, деревянный, гладкий.

Какие изменения произошли за ночь?

2.____________ перемены в лесу

С приходом _______________ зимы в лесу всё изменилось. Заснул в ________ норе барсук. Под ______________ кочкой уснула до весны гадюка. _________ куропатка сменила __________ ___________ одежду на _____________. ____________ шубку надел горностай. Только _____________ кончик хвоста выдаёт _______________ зверька.

Слова для справок: долгожданный, глубокий, м о ховой, белый, летний, пёстрый, зимний, белый, чёрный, проворный .

Какие перемены происходят в жизни лесных жителей с наступлением зимы?

3.Помощь _____________ друзьям

Наступила ___________ зима. Снег укрыл всё ___________ покрывалом. Стоит __________ мороз. В ______________ пору птицам приходится трудно. Ребята сделали ______________ кормушку для ______________ друзей и повесили её на _____________ берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ___________________ синицы. Вот прилетела _____________ стайка воробьёв. За ними ____________ снегири.

Слова для справок: холодный, белый, сильный, зимний, небольшой, пернатый, старый, ловкий, шумный, важный.

3.Из ряда слов составить предложение (на слух)

  • Дымок, идёт, труба, из
  • Орехи, в, белка, прячет, дупло
  • Речка, лёд, покрыт.

Ранней осенью.

Цветы увяли.

Кудрявая травка.

Наступила осень.

Пожелтела трава.

Гнёзда птиц.

Промочило дождём.

Замолкли птицы.

Идут дожди.

6.Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения

Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.

7.Исправьте предложения, если в них есть ошибки.

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм. Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки. Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

8.Из двух простых предложений составить одно - сложное, используя союзы и, а, но. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

________________________________________________________________________

Солнце светит ещё ярко. Звери уж готовятся к зиме.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные дни.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

9. Составь предложения из данных слов.

Летние каникулы.

  1. морю, летом, Боря, ездил, к, родителям, с
  2. все, на, шли, вместе, пляж, утром
  3. плескались, в, ребята , подолгу, теплой, воде
  4. дети, вернулись, с, взрослые , загорелыми, юга, и

Муравей.

  1. муравей, зерно, большое, нашёл
  2. тащить, он, не мог, один, его
  3. позвал, товарищей, муравей, на, помощь
  4. муравьи, притащили, вместе, легко, зерно, муравейник, в

Летом.

  1. Ваня, летом , был, бабушки, у, деревне, в
  2. бежала, речка, недалеко, быстрая, Пинега
  3. любил, рыбу, удить, до, самого, Ваня, обеда.
  4. а вечером, работали, бабушка, и, Ваня, огороде, в.

10.Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст.
Осень.
Осень, наступила. Деревьях, на, опали, и, листья, пожелтели. К, теплые, птицы, края, в, готовятся, отлету.

11.Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст.
День рождения.
У, рождения, день, сегодня, меня. Гости, в, друзей, я, пригласил. Вкусный, испекла, мама, пирог. Велосипед, мне, спортивный, папа, подарил. Провели, все, мы, время, весело.

12.Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст.
Первый день в школе.
Осени, день, первый, наступил! День, я, очень, долго, ждал, этот. Иду, в, я, класс, нарядный, первый. Моя, встречает, меня, учительница, первая. Я, школе, в, друзей, найду, много. Учиться, хорошо, буду, я.

Карточки 4 - 7 предназначены детям 3-4 классов. В случае затруднений учащимся следует помогать поэтапно: составит отдельные предложения, переписав их на строчки, а затем совместно проверить пунктуацию, так как в тексте много придаточных предложений.

Карточка 4.
С

Птицы под снегом.

1)по, заяц, болоту, скакал
2)кочку, с, на кочки, бух, снег, в, да
3)косой, под, что, чувствует, ногами, что - то, шевелится
4) громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться
5)заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся, в
6) оказалось, снегу, в, что, стая, живет, куропаток
7) вылетают, болоту, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают
8) опять, в, поклюют, снег, и

Карточка 5.

С оставь и запиши связный текст из деформированных предложений.

Весна.

  1. весной, небо, чистое, и, прозрачное
  2. ласковое, пригревает, солнышко
  3. веет, приятно , теплый, ветерок
  4. темнеют, и, тают, сугробы
  5. весёлые, ручейки, журчат

Карточка 6.

Олины гладиолусы.

  1. разводит, Оля, гладиолусы
  2. вскопала, она, грядку, и, посадила, цветов, рассаду
  3. лето, всё, она, цветы, поливала, выпалывала, траву, сорную
  4. распустились, в, августе, цветы, пышные

Карточка 7.

С оставь и запиши связный текст из деформированных предложений.

Зима.

  1. зима, наступила
  2. сильные, были, морозы
  3. взяла, и, пошла, санки, Зоя, на, горку
  4. каталась, на, с, санках, горки, она
  5. бегала, за ней, собака, Лайка
  6. не мёрзнет, на морозе, Зоя

Карточка 8.
Связный текст из данных предложений.

Чем дятел кормится.

Называется эта птица - дятел.
___ Живёт у нас в лесу птица.
___ Сядет на дерево, да на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол.
___ Сама чёрная, с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки красные
___ Сидит и клювом по дереву постукивает.
___ Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет.
___ Иной раз на снегу под деревом много- много шишек валяется.
___ Достанет из - под коры личинку или жучка и съест.
___ Это дятел обедал - семена из сосновых и еловых шишек добывал.

Карточка 9.

В гостях у бабушки.
___ Она повезла бабушке большой торт.
___ Таня поехала в гости к бабушке.
___ Бабушка ждала Таню.
___ Ира угощала бабушку тортом, а бабушка угощала свою внучку вкусными пирогами.
____ Она испекла для внучки вкусные пироги.

Карточка 10.
Составь и запиши связный текст из данных предложений.

Домик для птиц.

Они измерили их и распилили на части.
___ Ребята взяли доски.
__ Готов домик для птиц.
___ Вырезали дырку в передней стенке.
___ Ребята повесили его на берёзку.
___ Они быстро заселили домик.
___ Скоро показались первые новосёлы.