Audi-a3club - Автомобильный портал

В каких случаях срок на судебное взыскание налогов может быть восстановлен? Как взыскивают налоги и сборы Налоговый кодекс ст 46 ч 1.

Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств (далее – решение о взыскании) формируется в случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

При поступлении в налоговый орган информации об отсутствии (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка в соответствии со статьей 60 Кодекса или сведений об отсутствии денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи и статьей Кодекса , налоговый орган не позднее следующего дня направляет в банк поручение в отношении участника КГН (в рамках действующего решения о взыскании за счёт денежных средств на счетах в банках).

Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 46 НК РФ

Статья 46 НК РФ. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств (действующая редакция)

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

1.1. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах инвестиционного товарищества.

При отсутствии или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

При отсутствии или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Форма и порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных поручений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

3.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.

Форма, формат и порядок направления в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Федеральным казначейством.

Форма, формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

4.1. Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 настоящего Кодекса;

при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;

по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса;

исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса;

списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса;

уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса;

поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи решению о взыскании.

Формы и порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа в электронной форме утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и на сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, при недостаточности или отсутствии средств на рублевых счетах - с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах - со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты. При взыскании налога с валютных счетов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи иностранной валюты в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Взыскание налога со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату продажи драгоценных металлов. При взыскании налога со счетов в драгоценных металлах руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет банку поручение на продажу не позднее следующего дня драгоценных металлов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи драгоценных металлов на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей драгоценных металлов, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Не производится взыскание налога с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора (договора банковского вклада в драгоценных металлах).

При наличии депозитного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

При наличии договора банковского вклада в драгоценных металлах налоговый орган вправе дать банку поручение на продажу драгоценных металлов в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, по истечении срока действия указанного договора и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Формы и форматы поручений налоговых органов банкам на продажу иностранной валюты и драгоценных металлов налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций, индивидуальных предпринимателей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

6. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится со счетов в драгоценных металлах.

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств (драгоценных металлов) на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в драгоценных металлах.

6.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств.

Взыскание налога за счет электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банке.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание налога может производиться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте. При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств валютного счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя банк осуществляет перевод электронных денежных средств на этот счет.

При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств рублевого счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перевод электронных денежных средств направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента). Банк осуществляет перевод электронных денежных средств на рублевый счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату перевода электронных денежных средств.

При недостаточности или отсутствии электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств такое поручение исполняется по мере получения электронных денежных средств.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

В отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или их электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах этих лиц или информации о реквизитах их корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств.

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в отношении налогоплательщика (налогового агента) - организации при поступлении в налоговый орган уведомления органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, о невозможности исполнения решения налогового органа о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации.

7.1. Обращение взыскания на имущество участников договора инвестиционного товарищества в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса допускается только в случае отсутствия или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, остатков электронных денежных средств в банках инвестиционного товарищества, управляющих товарищей и товарищей.

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.

8.1. Со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взыскание налога за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в такой кредитной организации производится с учетом положений Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора, страховых взносов и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

11. Положения настоящей статьи применяются при взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках участников этой группы с учетом следующих особенностей:

1) взыскание налога за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках в первую очередь производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

2) при недостаточности (отсутствии) денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках участника консолидированной группы налогоплательщиков при взыскании налога в порядке, предусмотренном настоящим подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) в банках у любого иного участника этой группы;

3) при уплате налога, в том числе частично, одним из участников консолидированной группы налогоплательщиков процедура взыскания в уплаченной части прекращается;

4) на участника консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого вынесено решение о взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, распространяются права и гарантии, предусмотренные настоящей статьей для налогоплательщиков;

5) решение о взыскании принимается в порядке, установленном настоящей статьей, после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд по месту постановки ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков на учет в налоговом органе с заявлением о взыскании налога одновременно со всех участников консолидированной группы налогоплательщиков. Такое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока на взыскание налога, установленного настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом;

]

Как известно, лица, получающие доходы, обязаны отчислять налоги в бюджет. Об этом говорится в НК РФ (от 31.07.1998). Статья 46 Кодекса закрепляет последствия неисполнения этого обязательства. В частности в норме предусмотрен порядок принудительного взыскания установленных законом платежей. Что означает статья 46 для лица, нарушившего предписания? Узнаем об этом далее.

Ст. 46 - что за статья?

Эта норма закрепляет возможность принудительного взыскания средств плательщика (агента), не исполнившего обязательства по отчислению налогов, находящихся на банковских счетах, а также электронных кошельках. Исключение предусмотрено для специальных избирательных счетов и р/с фондов референдумов. Деньги с них взыскивать не допускается. Соответствующие положения закреплены в 1 части статьи 46.

Что значит понятие "налоговый агент"? К этой категории лиц относят ИП и организации, выплачивающие доход физлицам (в виде заработка, как правило), несущие обязанность по удержанию, исчислению и перечислению НДФЛ в бюджет.

Ответственность инвестиционного товарищества

При полной/частичной неуплате в установленные сроки налога участником договора - управляющим товарищем, на которого возложена обязанность вести налоговый учет, - на денежные средства на счетах объединения налагается принудительное взыскание.

Если денег на р/с недостаточно, налоговые обязательства исполняются принудительно за счет средств на счетах, которыми владеют управляющие товарищи. Согласно ч. 1.1 46 статьи , в первую очередь, взыскание обращается на деньги, находящиеся на р/с лица, ответственного за ведение учета.

Если на счетах управляющих товарищей средств недостаточно, взыскание обращается на остальных участников объединения пропорционально долям каждого в общем имуществе. Величина доли определяется на дату появления задолженности.

Основания

Принудительное взыскание осуществляется в соответствии с решением ИФНС. Налоговая служба передает в банк поручение. Оно может быть выполнено в электронном или бумажном виде.

Форма и правила направления распоряжения о взыскании, поручение на перевод денег с электронного кошелька на бумажном носителе определяются ФНС. Бланки документов утверждаются по согласованию с Центробанком.

Правила передачи в банк электронных поручений определяются ЦБ по согласованию с ФНС.

Условия применения мер принуждения

Решение о взыскании, согласно 3 части 46 статьи , принимается после окончания периода, отведенного для исполнения обязательств перед бюджетом и указанного в извещении об уплате налога, но не позже 2 мес. после его истечения.

Решения, принятые с нарушением данного порядка, считаются недействительными и исполнению не подлежат.

Иск

В случае пропуска срока ИФНС вправе направить заявление в суд о взыскании с плательщика/агента необходимой суммы.

Иск можно подать до истечения 6 мес. после окончания периода, отведенного для исполнения требования об отчислении обязательных платежей.

Если срок пропущен по объективным обстоятельствам (уважительным причинам), он может быть восстановлен.

Уведомление нарушителя

О решении о принудительном взыскании плательщик/агент извещается в установленном порядке в течение 6 дн. с даты его принятия.

При невозможности лично вручить акт под расписку либо передать его лицу другим способом, удостоверяющим дату получения, документ направляется субъекту заказным письмом. Решение в этом случае признается полученным через 6 дней.

Взыскание с лицевых счетов

Оно производится в соответствии с частью 3.1 46 статьи .

Если средств на р/с и электронных кошельках плательщика/агента юрлица недостаточно или нет вообще, отсутствует информация о реквизитах счетов, используемых для осуществления перевода денег, взыскание налагается на средства, находящиеся на лицевых счетах.

Для реализации этой меры, в соответствии с 46 статьей , ИФНС направляет решение об этом в электронном или бумажном виде в орган, обслуживающий л/с по правилам БК, по месту его открытия. Его формат и форма, а также порядок передачи устанавливаются ФНС.

Если юрлицо-плательщик/агент не исполнило решение о принудительном взыскании, направленное в орган, обслуживающий лицевой счет, в трехмесячный срок, соответствующий орган обязан проинформировать ИФНС об этом. Уведомление направляется в течение 10 дн. со дня окончания срока, определенного в решении. Форма, порядок, формат извещения утверждаются ФНС.

Особенности исполнения поручения

Как устанавливает 4 часть статьи 46 Налогового кодекса РФ , распоряжение ИФНС на перечисление налоговых сумм в бюджет обязательно для исполнения.

Отчисление средств осуществляется в порядке очередности, установленном в ГК.

Приостановление поручения

Основания для этого закреплены частью 4.1 46 статьи Налогового кодекса . Приостановление действия поручения допускается по решению:

  • Вышестоящей налоговой инспекции в случаях, закрепленных НК.
  • ИФНС о приостановлении действия поручения при принятии решения в соответствии с 6 пунктом 64 статьи Кодекса.
  • При получении от сотрудника ФССП постановления об аресте денежных средств, в том числе находящихся на электронных кошельках.

Восстановление действия поручения осуществляется в соответствии с постановлением, отменяющим приостановление.

Отзыв поручений

Он предусмотрен для частично/полностью неисполненных распоряжений ИФНС о списании средств. Отзыв поручений осуществляется при:

  • Изменении срока отчисления обязательного платежа, штрафа, пени в соответствии с нормами гл. 9 НК.
  • Исполнении налоговых обязательств, уплате пеней, штрафов, процентов, в том числе при зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения задолженности, согласно ст. 78.
  • Списании недоимки, сумм пеней, штрафов, процентов, признанных безнадежным долгом.
  • Уменьшении налоговых сумм, размера пеней по предъявленной в соответствии с 81 статьей НК.
  • Поступлении в ИФНС информации о наличии остатков на иных счетах (электронных кошельках).

Валюта взыскания

О ней говорится в 5 части 46 статьи НК РФ . Как устанавливается в норме, в поручении ИФНС о перечислении налоговых сумм должно содержаться указание на реквизиты тех счетов, с которых необходимо осуществить списание, а также размер суммы, подлежащей перечислению.

Мера принуждения может применяться в отношении валютных и рублевых р/с. В первом случае взыскание производится в сумме, эквивалентной платежу в рублях. Применяется курс, установленный ЦБ на дату списания.

При взыскании денег с валютного счета руководитель (заместитель начальника) ИФНС направляет одновременно с распоряжением о списании поручение о продаже инвалюты плательщика/агента не позже следующего дня. Издержки, связанные с данной операцией, покрываются за счет лица, не исполнившего налоговое обязательство.

Исключение

46 статья НК РФ не допускает взыскание налоговых сумм с депозитного счета, если не истек срок соответствующего депозитного договора. Если такое соглашение имеется, ИФНС может поручить банку осуществить списание и перечисление по окончании срока его действия, если к тому времени задолженность не будет погашена.

Средства с депозита переводятся на расчетный счет, а затем исполняется распоряжение налогового органа.

Сроки исполнения

Поручение ИФНС должно быть выполнено не позже следующего операционного дня после получения документа, если взыскание будет осуществляться с рублевого счета, и не позже 2-х дней - при взыскании с р/с в инвалюте. Данное правило применяется, если это не нарушает очередность платежей, закрепленную ГК.

Если средств на р/с недостаточно, поручение ИФНС подлежит исполнению по мере поступления денег не позже следующего операционного дня после каждого поступления, если отчисление производится с рублевых счетов, и не позднее 2 дней, если с валютных.

Электронные кошельки

Взыскание на электронные деньги налагается, если на банковских счетах недостаточно или совсем нет средств. Для этого ИФНС направляет в финансовую структуру, в которой находятся эти средства, поручение о переводе их на р/с плательщика/агента.

В распоряжении должны содержаться реквизиты корпоративного платежного средства, с помощью которого будет осуществлено перечисление электронных денег, а также расчетного счета, на который они направляются.

Взыскание допускается с рублевых электронных кошельков, а при недостаточности сумм остатков на них - с валютных. При этом действуют правила о продаже инвалюты, приведенные выше.

Обращение взыскания на имущество

Оно допускается в случае недостаточности средств на электронных кошельках и банковских счетах. Данное правило применяется в отношении организации агента/плательщика при получении налоговой инспекцией уведомления от органа, обслуживающего лицевые счета в соответствии с БК, о невозможности исполнить решение контрольного органа о взыскании с этих л/с средств в счет погашения налоговой задолженности.

Что касается принудительного взыскания налога с прибыли по консолидированной группе плательщиков, ИФНС может обязать погасить задолженность за счет имущества участников (одного или нескольких), если средств на их счетах недостаточно или отсутствуют сведения о таких р/с.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019)

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

1.1. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах инвестиционного товарищества.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии или недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма и порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных поручений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

3.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.

Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).

При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.

Форма, формат и порядок направления в органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Федеральным казначейством.

Форма , формат и порядок направления уведомления о неисполнении решения о взыскании за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента) органами, осуществляющими открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, налоговым органам утверждаются Федеральным казначейством по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 настоящего Кодекса;

При поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;

По решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

Изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса;

Исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса;

Списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9 , а также статьей 176.1 настоящего Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса;

Уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса;

Поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи решению о взыскании.

Формы и порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа в электронной форме утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и на сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, при недостаточности или отсутствии средств на рублевых счетах - с валютных счетов, а при недостаточности или отсутствии средств на валютных счетах - со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты. При взыскании налога с валютных счетов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи иностранной валюты в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Взыскание налога со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях. При этом стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату продажи драгоценных металлов. При взыскании налога со счетов в драгоценных металлах руководитель (заместитель руководителя) налогового органа наряду с поручением налогового органа на перечисление налога направляет банку поручение на продажу не позднее следующего дня драгоценных металлов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи драгоценных металлов на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента). Расходы, связанные с продажей драгоценных металлов, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Не производится взыскание налога с депозитного счета (вклада в драгоценных металлах) налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора (договора банковского вклада в драгоценных металлах).

При наличии депозитного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

При наличии договора банковского вклада в драгоценных металлах налоговый орган вправе дать банку поручение на продажу драгоценных металлов в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога, по истечении срока действия указанного договора и перечисление денежных средств от продажи драгоценных металлов в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Формы и форматы поручений налоговых органов банкам на продажу иностранной валюты и драгоценных металлов налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций, индивидуальных предпринимателей утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится со счетов в драгоценных металлах.

(см. текст в предыдущей редакции)

При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств (драгоценных металлов) на эти счета не позднее одного операционного дня , следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на счета в драгоценных металлах.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств.

Взыскание налога за счет электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банке.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание налога может производиться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте. При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств валютного счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя банк осуществляет перевод электронных денежных средств на этот счет.

При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств рублевого счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перевод электронных денежных средств направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента). Банк осуществляет перевод электронных денежных средств на рублевый счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату перевода электронных денежных средств.

При недостаточности или отсутствии электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств такое поручение исполняется по мере получения электронных денежных средств.

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

В отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или их электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах этих лиц или информации о реквизитах их корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств.

Ст. 46 НК РФ описывает механизм, при помощи которого ФНС может в безакцептном порядке списывать со счетов в финансово-кредитных учреждениях и с электронных кошельков организаций средства для покрытия задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам. Ее положения, довольно часто допускают двоякое толкование, в связи с чем возникают многочисленные споры между фискальными органами и субъектами предпринимательства.

Перечень действий, регламентируемых статьей 46 НК РФ (закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ)

До изучения всех тонкостей и спорных моментов описываемой статьи необходимо подробнее изучить ее содержание. В ст. 46 НК РФ рассматриваются правила, алгоритмы и ограничения, опираясь на которые, представители ФНС истребуют с компаний и частных лиц недоимки по фискальным платежам, а также штрафные санкции и пени путем изъятия денежных средств, имеющихся в распоряжении должника на банковских и электронных счетах.

Для реализации описываемых действий налоговики предъявляют в банк инкассовое поручение, в котором указывают причитающуюся к перечислению в бюджет сумму. Но до данного шага им необходимо соблюсти определенные правила и выполнить несколько обязательных предварительных процедур:

  1. После обнаружения недоплаты по налогу инспекция извещает о данном факте плательщика и предлагает погасить обнаруженную сумму добровольно до оговоренной даты. Это делается посредством отправки должнику требования, в котором обязательно указывается период, течение которого средства должны попасть на счета казначейства. Если до указанной в нем даты долг не будет погашен, по истечении 2 месяцев после окончания отведенного срока ФНС может начать процесс взыскания согласно ст. 46 НК РФ .
  2. До передачи инкассового поручения фискальные органы должны сформировать решение о взыскании по форме, введенной приложением 4 к приказу ФНС РФ от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662.

Для истребования посредством инкассового поручения могут быть использованы расчетные или, при недостаточности на них средств, лицевые счета должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для некоторых видов счетов есть ограничения на списание с них сумм по инкассовому поручению.

Что не является ресурсом для покрытия долгов перед бюджетом по условиям ст. 46 НК РФ

Виды счетов, с которых деньги могут списываться в безакцептном порядке, четко указаны в статье 46 НК РФ:

  • расчетные;
  • личные.

Исходя из этого, верным ли будет предположение, что иных источников для погашения задолженности в подобном порядке нет?

Ответ будет утвердительным, в частности не попадают в категорию доступных для обращения на них взыскания следующие типы счетов:

  • Металлические - они предназначены для хранения драгметаллов и денежные средства на них не размещаются. Это и является причиной невозможности покрытия долга за счет ресурсов на них.
  • Ссудные - их основное назначение связано с проведением расчетов по погашению кредита.
  • Транзитные - они регистрируются как вспомогательные для валютных счетов и используются исключительно для краткосрочного размещения денежных средств перед их продажей. Указанные счета открываются без дополнительных контрактов и передачи информации налоговикам, в связи с этим не могут быть использованы для целей списания с них денежных средств по инкассовым поручениям.

Помимо этого, требование не может быть использовано в отношении срочных вкладов. Однако по завершении периода хранения средств на депозите ФНС вправе потребовать их перечисления на расчетный счет, после чего может быть погашена и задолженность перед бюджетом по выставленному поручению.

Допустима ли выписка инкассового поручения до конца отведенного на погашение задолженности периода

Оформить инкассовое поручение до завершения срока, отведенного на оплату долга по выписанному ранее налоговиками требованию, можно. Никаких ограничений на этот счет ст. 46 не содержит. Однако на практике многие инспекции, ко всеобщему неудовольствию налогоплательщиков, кроме досрочного оформления осуществляют и досрочную передачу инкассового поручения в банковские учреждения, регулярно пользуются подобным толкованием норм статьи. Соответствуют ли в таких случаях действия инспекторов букве закона?

Правоприменительная практика судов в данном вопросе довольно противоречива.

С одной стороны, подобные действия налоговых органов признаются не соответствующими правовым нормам. На это указывают ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 31.08.2012 № А78-10449/2011, ФАС Московского округа в постановлении от 23.07.2012 № А40-12689/12-116-24. В результате инкассовые поручения, досрочно направленные в банк, были аннулированы.

Тем не менее есть определенные обстоятельства, при которых подобные выводы будут не столь очевидны. В частности, создание инкассового поручения ранее крайней даты, отведенной на погашение долга, не противоречит нормам закона, если при этом не было совершено изъятия средств со счета налогоплательщика. Такая позиция была высказана в постановлении от 01.03.2013 № А66-5703/2010 ФАС Северо-Западного округа.

Как изымаются средства на погашение задолженности со счетов ликвидируемой фирмы

Очень много вопросов вызывает принудительное погашение долга перед бюджетом и внебюджетными фондами ликвидируемыми компаниями. Для более подробного рассмотрения этой проблемы следует обязательно учитывать решения, которые вынесли судебные органы.

Погашение задолженности по налогам при прекращении деятельности компанией имеет третью очередность по положениям ст. 64 ГК РФ. Получается, что пока не будут полностью удовлетворены претензии должников предыдущей очереди, налоговики не вправе обращать взыскание к организации на основании ст. 46 НК РФ .

Подобный подход на протяжении многих лет подтверждался Минфином РФ. В частности, в разъяснениях, данных в письме от 29.07.2008 № 03-02-07/1-319, было указано, что требование о закрытии образовавшего долга перед бюджетом должно выставляться только после формирования ликвидационного баланса, оформляемого и утвержденного специально созданной для этого группой специалистов. Таким образом, представители ФНС не должны направлять в банк инкассовое поручение до момента согласования ликвидационного баланса и выплаты долгов первой и второй очереди.

Однако не так давно взгляды чиновников финансового ведомства несколько изменились. Прежнее утверждение о незаконности изъятия средств со счетов компании до завершения всех процессов, связанных с прекращением деятельности, осталось в силе. Однако в письме от 24.08.2011 № 03-02-07/1-303 Минфин уточнил, что налоговикам не запрещено формировать инкассовое поручение на взыскание суммы, необходимой для покрытия имеющейся бюджетной задолженности за счет ресурсов, имеющихся в распоряжении ликвидационной комиссии. Подобным образом для ФНС появилась возможность направлять инкассовое поручение до составления ликвидационного баланса и завершения всех ликвидационных процессов.

Как происходит подача апелляции на действия ФНС по выставлению инкассового поручения

Процедура реализации права на истребование долгов фискальными органами на основании ст. 46 НК включает в себя 2 этапа:

  • отправка должнику письменного уведомления о необходимости в кратчайшие сроки выплатить недостающие суммы;
  • при нежелании организации выполнить полученное предписание - принудительное списание необходимых сумм с ее счетов посредством выставления инкассового поручения.

Что делать налогоплательщику, если он в силу объективных причин не согласен с какими-то определенными действиями налоговиков?

Прежде всего, на основании п. 2 ст. 138 НК РФ любые действия налоговиков либо, напротив, их бездействие могут быть обжалованы компанией в вышестоящем органе ФНС. Если такое обращение организации не принесло желаемого результата, у нее есть право обратиться в суд с иском. Количество положительных решений по подобным вопросам довольно значительно.

Кроме того, в одном из своих постановлений (от 30.07.2013 № 57) Верховный суд РФ предписывает компаниям отстаивать свои права посредством подачи иска о признании инкассового поручения недействительным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В качестве обоснования своего несогласия с выдвинутыми требованиями можно предъявить, в частности, несоответствие рассчитанной суммы претензии данным, которые получились на основе имеющихся документов у плательщика.

Кроме того, в постановлении сделан акцент на том, что действующие положения НК РФ не содержат положений, требующих от компаний урегулировать свои разногласия в досудебном порядке.

Обоснование жалобы на незаконное требование о взыскании по ст. 46 НК РФ

Полученное от налоговых органов требование о необходимости в короткий срок погасить образовавшуюся задолженность может быть воспринято компанией как несоответствующее существующей нормативной базе. В подобных случаях у компаний есть возможность обратиться в суд с целью обжаловать такое требование. Данные действия не урегулированы существующими нормативными актами, и конечный их результат зависит от того, что в итоге решат судьи. Количество прецедентов по подобным постановлениям достаточно велико, при этом арбитры обозначили довольно широкий перечень обстоятельств для отмены требований налоговиков:

  • Отсутствие указания в резолютивной части решения ФНС, предшествующего вынесению требования, суммы задолженности по налогу, которая содержится в самом требовании, может быть одной из причин для признания его недействительным. Такое решение вынесено в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2012 № А31-5137/2011. Аналогичная позиция была высказана и по отношению к пеням, подлежащим уплате на основании ст. 46 НК РФ, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2011 № А58-5241/2010.
  • Некорректно указанное наименование фискального платежа, по которому возникла недоимка, - также повод для отмены требования. При этом, даже если в предыдущих решениях, вынесенных ФНС, предшествующих оформлению требования, наименование платежа указано правильно, это не имеет никакого значения. Такой вывод содержится в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2007 № А33-10002/06-Ф02-1037/07. В то же время только неверное название налога не может быть единственной причиной отказа в удовлетворении требования, компания должна иметь разногласия с ФНС по поводу самого факта наличия долга, на это указывает постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2007 № Ф90-669/07-СЗ.
  • Отсутствие или неверное указание правовых норм, на основе которых принято решение о взыскании недоимки, также служит основанием для отказа в признании требования законным. Об этом сообщалось в информационном письме ВАС РФ от 11.08.2004 № 79.

Нередки ситуации, когда компании не удается отменить требование в полном объеме, но у нее получается уменьшить свои потери за счет сумм пеней. Подобный исход возможен, если в требовании не сформулированы или неверно сформулированы обоснования для их начисления. Например, это может быть отсутствие указаний на период для уплаты налога, в течение которого санкции не применяются. Такую позицию изложили судьи в постановлении ФАС Поволжского округа от 29.01.2013 № А65-15962/2012. Отсутствие указания на ставку рефинансирования ЦБ, по которой исчислялись пени, также может быть условием для законного отказа в их уплате.

Есть ли у инспекции право истребовать долг после окончания отведенного на это срока

Период, в течение которого налоговая служба может выставить компании инкассовое поручение на безакцептное списание средств со счета, ограничен двумя месяцами после наступления конечной даты исполнения обязательств, указанной в требовании. Если данный временной промежуток пропущен, принудительное взыскание становится невозможным. Однако это обстоятельство не лишает налоговиков права обратиться в судебные органы с иском о погашении образовавшейся суммы задолженности. Каковы же перспективы подобных действий инспекции?

Верховный суд РФ в постановлении № 57 указал, что налоговые органы имеют право выйти с иском в суд о взыскании задолженности с плательщика и после истечения 2 месяцев, отраженных в требовании о взыскании. При этом арбитры должны вынести обоснованное решение по существу возникшего спора, рассмотрев все имеющиеся факты и выслушав обе стороны конфликта.

Кроме того, п. 3 ст. 46 НК РФ предусмотрена возможность сделать это в срок до 6 месяцев после крайней даты, указанной в требовании для выплаты образовавшейся суммы долга. Даже если эта возможность будет упущена ФНС (то есть отведенный полугодичный период пропущен), ее представители могут направить в суд требование о восстановлении срока.

Верховный суд РФ допускает возможность продления периода для подачи иска, но при наличии письменной просьбы об этом представителей ФНС.

Еще одним аргументом, который может склонить судей на сторону налоговиков, является наличие уважительной причины для пропуска отведенного на подачу иска срока. Однако к таковым причинам нельзя отнести необходимость согласовать свои действия с вышестоящим органом ФНС, отсутствие начальника в связи с командировкой или проводимые штатные изменения и иные обстоятельства, обусловленные внутренними проблемами ведомства. В связи с этим шансы инспекции на восстановление отведенного для иска срока не так высоки.

Каков минимальный размер задолженности, подлежащей взысканию в безакцептном порядке?

Наименьшая сумма недоплаты по налогу, которая может быть истребована налоговыми органами, НК РФ никак не определена. Исходя из этого факта, получается, что они могут затребовать описанным в предыдущих разделах образом любой, даже очень маленький долг. Так ли это? Изучение данного аспекта представляет интерес для небольших организаций или частных предпринимателей, связано это с тем, что выставление в их отношении инкассовых поручений воспринимается банками как негативный знак при оценке кредитоспособности. Возможно, что недоимка мизерная и про нее просто не вспомнили, например, если сумма недоимки составляет несколько рублей.

В то же время фактически в НК РФ есть положения, отчасти регулирующие подобные ситуации. В частности, в п. 1 ст. 70 сказано, что требование об уплате налога должно быть отправлено компании не позднее чем через 3 месяца после выявления факта недоплаты. При этом, если размер задолженности не превышает 500 руб., этот период может быть увеличен до года, если это не противоречит п. 2 ст. 70 НК РФ. То есть компания, у которой возник такой небольшой долг, скорее всего, будет иметь время на то, чтобы привести свои расчеты с бюджетом в порядок и избежать возможных негативных последствий.

Однако на практике достаточно распространенной является ситуация, когда руководство и бухгалтер в силу различных обстоятельств оставляют подобные суммы без должного внимания. Если опираться на мнение чиновников, изложенное в письме ФНС РФ от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673, то НК РФ, а в частности ст. 46, не содержит каких-то минимальных границ по суммам взыскиваемого долга.

Исходя из этого, налоговики никак не ограничены в части размера задолженности, принудительно взыскиваемой с компании.

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ! По мнению налоговиков, принять решение об установлении минимально допустимого объема неоплаченных обязательств может только Минфин РФ, но на данный момент каких-либо актов по данному вопросу не принято, в связи с чем действия ФНС в этом отношении являются законными.

Как осуществляется истребование общей суммы с нескольких должников

Нередки случаи, когда долг по налогу, сбору возникает по объединению, группе компаний, совместно действующих в форме инвесттоварищества, холдинга, консорциума. Каков порядок взыскания возникших недоплат согласно ст. 46 НК РФ в подобных обстоятельствах?

В отношении товариществ действует п. 1.1 ст. 46 НК РФ, согласно которой первоначальное взыскание обращается на счета управляющего члена, ведущего налоговый учет. Если средств на его банковских счетах мало и их не хватает для покрытия задолженности, соответствующие требования направляются всем остальным партнерам. При этом оставшаяся сумма делится исходя из удельного веса участия каждого из них в бизнесе товарищества.

Для прочих финансово-промышленных объединений существуют разъяснения, изложенные в письме ФНС от 05.08.2015 № ЕД-4-8/13673. В нем указывается, что первоначальное взыскание суммы долга осуществляется из средств ответственного участника, и только в случае недостатка ресурсов для покрытия возникшего обязательства оно может быть обращено к остальным членам группы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Конкретный механизм и последовательность обращения взыскания к группе юрлиц определяется ФНС по своему усмотрению, исходя из сведений, которыми она располагает.

Как предъявляется требование об уплате к участнику группы юрлиц

Более детального рассмотрения требует вопрос о том, каким образом выставляется требование о погашении долга к компании, являющейся участником объединения юридических лиц, если у нее недостаточно денежных средств на счетах.

Если буквально трактовать положения введенной законом № 146-ФЗ ст. 46 НК РФ , то в ней отсутствуют какие-либо указания на допустимость выставления инкассовых поручений для банковских счетов сторонних организаций. Тем не менее если обратиться к п. 2 ст. 45 НК РФ, то из ее содержания следует, что представители ФНС могут обратить взыскание долга на средства иного юрлица в случае, если связь между ним и должником будет четко доказана в ходе судебного заседания. На основании написанного выше можно сделать следующий вывод: если фирма не смогла погасить возникшие у нее недоимки перед бюджетом, то это может принудительно сделать другая компания при условии, что их взаимозависимость будет установлена судом.

При этом велика вероятность, что окончательный расчет налоговикам придется производить по ст. 47 НК РФ за счет различных активов, имеющихся у налогоплательщика, а не только денежных средств. Для этого в ст. 46 имеются соответствующие указания.

Очередность взимания долга за счет имущества или денежных средств

Не менее актуальным для организаций остается вопрос о том, может ли налоговая инспекция сразу прибегнуть к положениям ст. 47 НК РФ и использовать имущество компании в качестве источника покрытия долга, не учитывая нормы ст. 46, то есть не предъявляя первоначальное требование к банковским счетам?

Основной смысл имеющейся нормативной базы сводится к тому, что при любых обстоятельствах первоначальное обращение взыскания в обязательном порядке должно производиться за счет денежных ресурсов на счетах компании. Только в случае, если их окажется мало и закрыть задолженность таким способом не получится, ФНС должна прибегать к варианту оплаты суммы долга за счет имущества фирмы.

Если обратиться к судебной практике, то ответ может оказаться не таким простым, как кажется на первый взгляд. Верховный суд РФ однозначно определил в своем постановлении № 57, что использование материальных ресурсов организации в качестве источника погашения недоплаты допустимо, только если инспекция использовала все возможности по истребованию долга за счет средств на счетах. Кроме того, если налоговым органом не вынесено решение об обращении взыскания за счет денежных средств фирмы, она не вправе требовать покрытия задолженности за счет иных видов ее активов.

Однако если на момент возникновения недоимки в отношении должника уже осуществлялось судебное производство по взысканию долгов по иным основаниям, при этом вынесено не одно предписание об их погашении за счет средств на банковских счетах, ФНС вправе сразу требовать погашения долга за счет любого имеющегося у фирмы имущества.

***

Положения ст. 46 НК РФ, несмотря на то что применяются достаточно давно, до сих пор вызывают неоднозначные трактовки - как в отношении порядка покрытия долгов по налогам, так и что касается источников погашения, а также способов обжалования решений ФНС и т. д. По некоторым аспектам возникающих проблем, помимо норм НК, приходится руководствоваться многочисленными письмами ФНС, решениями Верховного и арбитражных судов. При этом следует помнить, что имеющиеся претензии налоговые органы должны сначала погашать за счет средств на счетах в порядке ст. 46 НК и только при их недостаточности обращать взыскание на иное имущество организации.

В качестве источника ресурсов для покрытия долга могут выступать только расчетный и личный счет, задействование иных типов банковских счетов недопустимо. При взыскании долга с финансово-промышленного объединения первоначальную ответственность должен нести управляющий участник, все прочие члены группы участвуют в погашении только при недостаточности средств на его банковских счетах.