Audi-a3club - Автомобильный портал

Грибница гриба образующего лишайник что делает. Из чего состоит лишайник? Лишайники в природе

Прочитав эту статью, вы узнаете, из чего состоит лишайник, какие встречаются формы этих растений, а также о том, какую роль они играют в природе и в хозяйственной деятельности людей. Мы расскажем и о том, как они поглощают влагу, опишем их обмен веществ.

Где растут лишайники?

Лишайники приспособлены к жизни даже в самых суровых условиях, нередко они закрепляются там, где другие живые организмы не могут существовать. Они заходят на север и юг дальше других растений. В Гималаях их находили на высотах более 5600 м.

Лишайники, примеры которых многочисленны, могут существовать почти на любой поверхности, будь то опаленная солнцем скала, безводная пустыня, спинка жука или выбеленная кость павшего животного. Один вид (Verrucaria serpuloides) живет, надолго погружаясь в ледяные воды Антарктики, другой (Lecanora esculenta) разносится ветром. И хотя в целом лишайники весьма чувствительны ко всяким промышленным отходам, такой вид, как Lecanora conizaeoides, заметно благоденствует в довольно-таки загрязненных местах.

Формы лишайников

В соответствии с особенностями роста все известные виды этих растений (а их 15 000) делятся на три основных группы. Вкратце охарактеризуем каждую из них.

Листоватые процветают в районах, отличающихся обильными осадками. Как вы уже, вероятно, догадались, они названы так из-за того, что по своей форме напоминают листья. Один из их видов представлен на фото ниже.

Следующая группа - накипные (корковые). Они устойчивы к засухе и потому преобладают в пустынях. плотно прилегают к субстрату, на котором растут. Caloplaca heppiana, например, часто встречается на стенках и могильных плитах. Этот и ряд сходных с ним видов интересующих нас растений используются как индикаторы возраста субстрата. Лишайники этой группы часто ярко окрашены, причем пигментированным бывает гриб.

И наконец, кустистые способны брать влагу из воздуха и находятся в основном в зонах влажного климата. Размеры и внешний облик интересующих нас растений очень разнообразны. Некоторые из них образуют нити длиной 2,75 м и более, тогда как другие не больше булавочной головки.

Из чего состоит лишайник?

Эти организмы образуются из растений, относящихся к двум разным отделам: из водоросли и гриба. Расскажем подробнее о том, из чего состоит лишайник. Он являет собой один из наиболее удачных примеров мутуализма. Этим термином обозначают взаимовыгодное партнерство, которое может установиться между двумя разнородными организмами.

Водорослевый компонент - необходимый элемент того, из чего состоит лишайник. Это обычно либо зеленые, либо сине-зеленые водоросли. Грибной компонент - представитель или аскомицетов. За редким исключением, к лишайникам относятся только те растения, которые состоят из одного вида гриба и одного вида водоросли. Из последних наиболее часто в состав этих растений (более чем у 50 % видов) входит одноклеточная зеленая водоросль Trebouxia, но могут быть и другие.

Итак, к лишайникам относятся организмы, состоящие из гриба и водоросли, которые находятся во взаимовыгодном сожительстве. Приведем еще один пример. Xanthoria parietina (на фото ниже) обычно встречается на скалах по морским побережьям, а также на стенах и крышах домов. Ее оранжевые блюдцевидные плодовые тела (апотеции) по строению почти неотличимы от плодового тела изолированного гриба.

На срезе лишайника можно видеть тонкий верхний слой плотно переплетенных грибных гиф. В него включены отдельные клетки зеленой водоросли. В основном лишайником является организм, тело которого состоит из рыхло переплетенных грибных гиф, ниже которых располагается еще один тонкий слой гиф, похожий на верхний.

Рост лишайников

Растут они очень медленно. Большинство накипных видов редко увеличиваются в размере за год более чем на 1 мм. Других форм лишайники растут немного быстрее, но и они прибавляют не более 1 см в год. Отсюда следует, что у крупных видов этих растений весьма почтенный возраст; считают, что отдельные представители некоторых арктических видов бывают старше 4000 лет.

С помощью так называемой лихенометрии, т. е. измерения лишайников, даже определяют возраст поверхности скал. Этим методом был установлен возраст ледников, а также гигантских мегалитов (крупных каменных глыб). Последние были найдены на острове Пасхи в Тихом океане.

Солидный возраст этих растений показывает, что у них довольно высокая организация и что взаимоотношения водоросли и гриба хорошо сбалансированы. Но истинная природа этих отношений еще не совсем ясна.

Обмен веществ

Фотосинтезирующая водоросль, подобно другим зеленым растениям, обеспечивает пищей обоих партнеров, поскольку гриб не имеет хлорофилла. Простые углеводы, синтезированные водорослью, выделяются ею и поглощаются грибом, где превращаются в другие углеводы. Этот обмен углеводов и лежит в основе симбиотических отношений, приведших к образованию лишайника. Переход питательных веществ от водоросли к грибу происходит очень быстро: было установлено, что грибы успевают преобразовать сахара, поступившие из водоросли, в течение трех минут с момента начала фотосинтеза.

Поглощение влаги

Лишайники, поглощая много влаги, значительно изменяются в объеме. Существенно увеличивается их высота. Разделение органов, которые отдают и поглощают влагу, у этих растений отсутствует. Кора выполняет обе эти функции. У лишайников также нет приспособлений, защищающих их от транспирации, которые хорошо развиты, к примеру, у сосудистых растений. Большинство интересующих нас организмов влагу получает из воздуха, а не из почвы. Они поглощают водяные пары. Только некоторые виды, прикрепляющиеся к субстрату, обладают способностью брать часть влаги из него.

Использование лишайников

Лишайники в природе находят разнообразное применение: служат пищей животным (например, составляют две трети рациона северного оленя), используются птицами как материал для гнезд, служат убежищем для множества видов мелких беспозвоночных, таких как клещи, жуки, бабочки и улитки. Приносят они пользу и человеку. Экстракты из лишайников использовались некогда для окраски тканей, из которых шили Из них получали желтую, коричневую, красную и пурпурную
краски. Промежуточные цвета получали докрашиванием.

(Cetraria islandica) вот уже более двух веков применяется в качестве средства против кашля. Присутствующая в некоторых лишайниках усниновая кислота человеком используется для лечения поверхностных ран и туберкулеза.

Современные исследования обнаружили в них антибиотики, которые эффективны против таких болезней, как воспаление легких и скарлатина. Кроме того, эти растения находят применение и в промышленности. Так, из лишайника Roccella sp. добывается особый лакмус - химический индикатор, который становится красным в кислой среде и синим в щелочной.

Лишайники представляют собой симбиотические организмы, в состав которых входят:

Микобионты – грибы (чаще аскомицеты, реже - базидиомицеты);

Фикобионты : водоросли (зеленые) или цианобактерии; иногда - азотофиксирующие бактерии.

Между симбионтами возникает тесная взаимосвязь, в результате чего формируется морфологически и физиологически целостный организм. Такое сосуществование гриба и водоросли является постоянным.

Морфология лишайников. Тело лишайника представляет собой слоевище, которое не дифференцировано на органы. Основу слоевища составляют переплетения гиф гриба, среди которых располагаются водоросли. В зависимости от особенностей расположения гиф гриба и водорослей различают два основных типа строения слоевища:

гомеомерное слоевище (Б) - слоевище, в котором клетки водорослей более или менее равномерно распределены по все толще слоевища;

гетеромерное слоевище (А) - слоевище, у которого гифы гриба с верхней и нижней стороны образуют плотное сплетение - корку , между которыми имеется сердцевина из рыхло расположенных гиф и слой водорослей (непосредственно под верхней коркой).

Физиология лишайников. Гриб является гетеротрофным компонентом лишайника (микобионт ), а водоросль - автотрофным (фикобионт ).

Водоросли создают органическое вещество, которое использует и сама водоросль, и гриб.

Грибы защищают водоросли от высыхания и действия крайних температур и снабжают их водой и минеральными солями.

Лишайники светолюбивы, нетребовательны к субстрату, чувствительны к загрязнению воздуха – биологические индикаторы чистоты воздуха.

Растут лишайники крайне медленно - прирост за год у корковых - 1-8 мм, у кустистых - 1-35 мм.

Размножение лишайников как половое, так и бесполое.

Половое размножение осуществляется за счет грибного компонента, т. к. клетки водорослей могут размножаться только вегетативно. В основном лишайники размножаются бесполым путем: частями таллома (чаще всего);

Могут размножаться специальными образованиями, состоящих из гиф гриба, оплетающих клетки водорослей:

Соредиями (1) , образующимися внутри слоевища и освобождающимися в результате разрыва коркового слоя;

Изидиями (2) , формирующимися на поверхности слоевища.

Чаще всего встречается следующие типа организации слоевища:

Накипные (1) , или корковые - тело в виде корочки или накипи, тесно связанное с субстратом всей поверхностью;

Листоватые (2) - тело в виде листовидных пластинок, прикрепленных к почве или деревьям при помощи пучков гиф (пармелия, ксантория);

Кустистые (3) - тело имеет вид более или менее разветвленных кустиков, высотой до 12-15 см (исландский лишайник, ягель - олений лишайник, кладония).

Значение лишайников.

1. Лишайники являются индикаторами загрязненности воздуха вредными веществами. Они не могут жить в местах где воздух сильно загрязнен вредными газами.

2. Участвуют в общем круговороте веществ в биосфере. Благодаря фотосинтезу синтезируют органические вещества в местах недоступных для других организмов. Участвуют в почвообразовании, т.к. разрушают горные породы, на которых поселяются, а за счет разложения слоевища образуется гумус. Таким образом, лишайники создают условия для существования растений и животных.

ГРУППА ЛИШАЙНИКИ

ВАРИАНТ 1

А1. Лишайник представляет собой

1) растение

2) колонию бактерий

3) плесневый гриб

4) симбиоз двух организмов

А2. Тело лишайника состоит из

1) слоевища

2) органов

3) одной клетки

4) видоизмененных побегов

АЗ. В составе лишайника водоросль играет роль

1) автотрофа

2) гетеротрофа

3) хищника

Б1.

А. В состав лишайника входит шляпочный гриб.

Б. Лишайник по способу питания является автогетеротрофным организмом.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Различают основные типы слоевища лишайников

1) накипные

2) травянистые

3) деревянистые

4) кустарничковые

5) листоватые

6) кустистые

БЗ. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности кустистого лишайника и компонентом его слоевища.

А. Осуществляют фотосинтез

Б. Поглощают готовые органические вещества

В. Образуют органические вещества на свету

Г. Всасывают воду и минеральные соли из почвы

КОМПОНЕНТ СЛОЕВИЩА

1) Клетки водоросли

2) Грифы гриба

В1.

Какие причины способствуют широкому распространению лишайников? Назовите не менее трех причин.

Лишайники способны переносить длительное высушивание. Лишайники размножаются в основном вегетативно, их тело очень хрупкое и легко ломается, из отломаных кусочков вырастают новые тела, причем маленькие частички легко переносятся ветром и птицами на дальние расстояния (также размножаются спорами). Лишайники способны переносить очень низкие температуры.

В2.

Лишайники представляют собой комплексный организм, включающий водоросль и... (А). Водоросли получают органические вещества в процессе, который называется... (Б). Грибы снабжают весь организм водой и... (В). Такой тип взаимоотношений называется... (Г).

Словарик: 1. Симбиоз. 2. Гриб. 3. Корневое питание. 4. Минеральные вещества.

Ответ: А-2, Б-3, В-4, Г-1.

ВАРИАНТ 2

В каждом задании выберите один верный ответ из четырех пред воженных.

А1. Взаимовыгодное сожительство гриба и водоросли образует

1) микоризу

2) лишайник

3) мицелий плесени

4) плодовое тело гриба

А2. В составе лишайника гриб играет роль

1) автотрофа

2) гетеротрофа

3) хищника

АЗ. Клетки водоросли в теле лишайника

1) производят органические вещества

3) поглощают готовые органические вещества

4) разрушают нити грибницы

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Лишайник - это целостный живой организм, компоненты которого взаимосвязаны.

Б. Лишайники произрастают во всех биогеографических зонах.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Лишайники размножаются

1) частями слоевища

2) спорами

3) семенами

4) побегами

5) половым путем

6) почкованием

БЗ. Установите соответствие между процессом жизнедеятельности лишайника и способом его питания.

ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИШАЙНИКОВ

А. Клетки водоросли образуют углеводы

Б. В хлоропластах протекает процесс фотосинтеза

В. Поглощают готовые молекулы органических веществ

Г. Клетки всасывают минеральные вещества всей поверхностью

СПОСОБ ПИТАНИЯ

1) Автотрофный

2) Гетеротрофный

Запишите в таблицу соответствующие цифры.

В1. Задание с развернутым свободным ответом (несколько элементов).

Укажите значение лишайников в природе. Назовите не менее трех значений. 

Подготавливают почву для других организмов, являются кормом для животных(ягель), являются индикатором чистоты воздуха.

В2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков цифры, которыми обозначены слова из словарика.

К группе шляпочных грибов относят шампиньон, подосиновик, ... (А). Многолетняя грибница на поверхности почвы образует... (Б) и состоит из... (В). Питание гриба происходит в результате... (Г).

Словарик: 1. Плодовое тело. 2. Всасывания питательных веществ. 3. Ножки и шляпки. 4. Мухомор.

Ответ: А-4, Б-1, В-3, Г-1 .

Лишайники — своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 000 видов.

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Однако до сих пор не пришли к единому мнению относительно их положению в систематике живой природы: одни относят их к царству растений, другие — к царству грибов.

Тело лишайника представлено слоевищем. Оно очень разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка. Некоторые лишайники достигают в длину более метра, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Они медленно растут — за год увеличиваются на считанные миллиметры, а некоторые — на доли миллиметра. Возраст их слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.

Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Различают пять групп пигментов: зелёные, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф.

Живые и отмершие лишайники, скопившаяся на них пыль и песчинки создают не обнажённом грунте тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Разрастаясь, мхи и травы затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и лишайники со временем исчезают с этого места. Лишайникам вертикальных поверхностей засыпание не грозит — они разрастаются и разрастаются, впитывая влагу дождей, рос и туманов.

В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на три типа: накипные, листоватые и кустистые.

Типы лишайников. Морфологические особенности

Лишайники — первые поселенцы на обнажённом грунте. На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на брёвнах и стволах деревьев.

Название лишайника Форма Морфология Место обитания

Накипные

(около 80% всех лишайников)

Вид корочки, тонкой плёнки, разных цветов тесно сросшихся с субстратом

В зависимости от субстрата, на котором произрастают накипные лишайники, различают:

  • эпилитные
  • эпифлеоидные
  • эпигейные
  • эпиксильные

на поверхности горных пород;
на коре деревьев и кустарников;
на поверхности почвы;
на гниющей древесине

Слоевище лишайника может развиваться внутри субстрата (камня, коры, дерева). Есть накипные лишайники с шаровидной формой слоевища (кочующие лишайники)

Листоватые

Таллом имеет вид чешуек или достаточно больших пластинок.

Монофильное - вид одной крупной округлой листовидной пластинки (в диаметре 10-20 см).

Полифильное - слоевище из нескольких листовидных пластинок

Прикрепляются к субстрату в нескольких местах с помощью пучков грибных гиф

На камнях, почве, песке, коре деревьев. К субстрату прочно прикрепляются толстой короткой ножкой.

Встречаются неприкреплённые, кочующие формы

Характерной особенностью листовидных лишайников является то, что его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней

Кустистые.
Высота маленьких - несколько миллиметров, крупных - 30-50 см

В виде трубочек, воронок, ветвящихся трубочек. Вид кустика, прямостоячего или висячего, сильно разветвлённого или неразветвлённого. «Бородатые» лишайники

Слоевища бывают с плоскими и округлыми лопастями. Иногда у крупных кустистых лишайников в условиях тундр и высокогорий развиваются добавочные прикрепительные органы (гаптеры), с помощью которых они прирастают к листьям осок, злаков, кустарников. Таким образом, лишайники предохраняют себя от отрыва сильными ветрами и бурями

Эпифиты - на ветвях деревьев или скалах. К субстрату прикрепляются небольшими участками слоевища.

Напочвенные - нитевидными ризоидами

Уснея длинная - 7-8 метров, свисающая в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таёжных лесах

Это высший этап развития слоевища

В чрезвычайно суровых условиях произрастают лишайники на камнях и скалах в Антарктиде. Живым организмам приходится жить здесь при очень низких температурах, особенно зимой, и практически без воды. Из-за низкой температуры осадки там выпадают всегда в виде снега. Лишайник не может поглощать воду в такой форме. Но его выручает чёрная окраска слоевище. Благодаря высокой солнечной радиации тёмная поверхность тела лишайника быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попавший на нагретое слоевище, тает. Появившуюся влагу лишайник сразу впитывает, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза.

Строение

Слоевище состоит из двух разных организмов — гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом.

Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф).

Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых — цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.

Питание

Питание лишайника осуществляется обоими симбионтами. Гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а водоросль (или цианобактерия), в которой имеется хлорофилл, образует органические вещества (благодаря фотосинтезу).

Гифы играют роль корней: они впитывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Клетки водорослей образуют органические вещества, выполняют функцию листьев. Воду лишайники впитывают всей поверхностью тела (используют дождевую воду, влагу туманов). Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, которые в качестве фикобионта имеют зелёные водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевище пропитывается водой, частично прямо из субстрата. Лишайники, имеющие в качестве фикобионта сине-зелёные водоросли (особенно ностоки), способны фиксировать атмосферный азот.

Внутреннее строение

Это своеобразная группа низших растений, которые состоят из двух разных организмов — гриба (представители аскомицетов, базидиомицетов, фикомицетов) и водоросли (зелёные — цистококк, хлорококк, хлорелла, встречается кладофора, пальмелла; сине-зелёные — носток, глеокапса, хроококк), образующих симбиотическое сожительство, отличающееся особыми морфологическими типами и особыми физиолого-биохимическими процессами.

По анатомическому строению различают лишайники двух типов. У одного из них водоросли разбросаны по всей толще слоевища и погружены в слизь, которую выделяет водоросль (гомеомерный тип). Это наиболее примитивный тип. Такое строение характерно для тех лишайников, фикобионтом которых являются сине-зелёные водоросли. Они образуют группу слизистых лишайников. У других (гетеромерный тип) на поперечном срезе можно под микроскопом различать несколько слоёв.

Сверху находится верхняя кора, имеющая вид переплетённых, тесно сомкнутых грибных гиф. Под ней гифы лежат более рыхло, между ними расположены водоросли — это гонидиальный слой. Ниже грибные гифы расположены ещё более рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевина проходят пучки гиф, которые прикрепляют лишайник к субстрату. У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.

У кустистых радиально построенных лишайников на периферии поперечного разреза находится кора, под ней гонидиальный слой, а внутри — сердцевина. Кора выполняет защитную и укрепляющую функции. На нижнем коровом слое лишайников обычно образуются органы прикрепления. Иногда они имеют вид тонких нитей, состоящих из одного ряда клеток. Их называют ризоидами. Ризоиды могут соединяться, образуя ризоидальные тяжи.

У некоторых листовых лишайников слоевище прикрепляется с помощью короткой ножки (гомфа) расположенной в центральной части слоевища.

Зона водорослей выполняет функцию фотосинтеза и накопления органических веществ. Основная функция сердцевина — проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл. У некоторых кустистых лишайников сердцевина выполняет и укрепляющую функцию.

Органами газообмена служат псевдоцифеллы (разрывы коры, заметные невооружённым глазом как белые пятнышки неправильной формы). На нижней поверхности листовых лишайников есть круглые правильной формы белые углубления — это цифеллы, также органы газообмена. Газообмен осуществляется и через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое.

Размножение

Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Кроме того, грибы и водоросли сохранили и свои собственные способы размножения. Грибы образуют споры, водоросли размножаются вегетативным путём.

Лишайники размножаются либо спорами, которые образуют микобионт половым или бесполым путём, либо вегетативно — фрагментами слоевища, соредиями и изидиями.

При половом размножении на слоевищах лишайников формируются половые спороношения в виде плодовых тел. Среди плодовых тел у лишайников различают апотеции (открытые плодовые тела в виде дисковидных образований); перитеции (закрытые плодовые тела, имеющие вид маленького кувшина с отверстием наверху); гастеротеции (узкие плодовые тела удлинённой формы). Большинство лишайников (свыше 250 родов) формируют апотеции. В этих плодовых телах споры развиваются внутри сумок (мешковидных образований) или экзогенно, на вершине удлинённо-булавовидных гиф — базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4-10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать 124 000 спор. Прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность.

Бесполое спороношение лишайников — конидии, пикноконидии и стилоспоры, возникающие экзогенно на поверхности конидиеносцев. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища, а пикноконидии и стилоспоры — в особых вместилищах пикнидиях.

Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями — соредиями (пылинки — микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба, образуют мелкозернистую или порошкообразную беловатую, желтоватую массу) и изидиями (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют вид бородавочек, зёрнышек, булавовидных выростов, иногда маленьких листочков).

Лишайники — пионеры растительности. Поселяясь на местах, где другие растения произрастать не могут (например, на скалах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Это разрушительное действие заканчивают вода и ветер. Лишайники способны накапливать радиоактивные вещества.

Часть 1. Выберите один правильный ответ.

А1. Изображённую на рисунке растительную клетку можно узнать по наличию в ней

А2 . Клетки организмов всех царств живой природы имеют

А3. Почему бактерии относят к организмам прокариотам?

А4 . Вирус СПИДа может функционировать в клетках

А5. Гриб в составе лишайника

1) создает органические вещества из неорганических

2) поглощает воду и минеральные соли

3) расщепляет органические вещества до минеральных

4) осуществляет связь лишайника с окружающей средой

А6 . Процесс дыхания у растений происходит

А7. Почему водоросли относят к царству растений?

А8 . Поглощают кислород и выделяют углекислый газ при дыхании

А9 . Какую роль играют растения семейства бобовых в природе?

А10 . Доказательством родства всех видов растений служит

1) клеточное строение растительных организмов

2) наличие ископаемых остатков

3) вымирание одних видов и образование новых

4) взаимосвязь растений и окружающей среды

А11. Процесс фотосинтеза следует рассматривать как одно из важных звеньев круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его

1) растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

2) растения выделяют в атмосферу кислород

3) организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

4) промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

А12. Растения, грибы, животные – это эукариоты, так как их клетки

А13 . Все растения от водорослей до покрытосеменных имеют

A14 . Чтобы обеспечить доступ кислорода воздуха к корням растений, почву надо

A15 . Укажите основную причину сокращения видового разнообразия растений.

1) небольшая продолжительность жизни растений

2) влияние деятельности человека

3) гибель растений от насекомых-вредителей

4) сезонные изменения в жизни растений

A16 . Кроме растений, к автотрофным организмам относятся

A17 . Вымирание большинства древних папоротников произошло в результате

1) изменения климата: похолодания и снижения влажности

2) чрезмерного использования папоротников человеком

3) их поедания животными

4) изменения климата: повышения температуры и влажности

A18 . Почему посев кукурузы после бобовых, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, ведет к повышению урожая?

A19 . К какому семейству относят картофель, томаты, у которых цветок пятичленного типа со сросшимся околоцветником и плод – ягода?

A20

Почему грибы, собранные возле автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

1) В них мало питательных веществ.

2) Они очень медленно растут и невкусные.

3) В них накапливается много вредных, токсичных веществ.

4) В них накапливается много нитратов.

A22 . В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1) В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических.

2) Не нуждаются в воде при оплодотворении.

3) Относятся к высшим споровым растениям.

4) Имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани.

A23 . Грибы в отличие от растений

A24 . Почвенное и воздушное питание характерно для организмов царства

1) грибов 2) бактерий 3) растений 4) животных

A25 . По каким признакам моховидные отличаются от других растений?

1) имеют клеточное строение

2) размножаются спорами

3) имеют листья, стебель и ризоиды

4) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

A26 . Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют

1) клеточной мембраны и цитоплазмы

2) митохондрий и рибосом

3) ядра и расположенных в цитоплазме органоидов

4) пластид, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки

A27 . Особенности обмена веществ у растений по сравнению с животными состоят в том, что в их клетках происходит

A28 . Как бактерии переносят неблагоприятные условия?

A29 . В процессе дыхания растения поглощают

A30 . Растения отдела покрытосеменных в отличие от голосеменных

1) имеют корень, стебель, листья

2) имеют цветок и плод

3) размножаются семенами

4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

A31 . Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

A32 . К автотрофным организмам относят

A33 . Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

1) использование солнечной энергии при фотосинтезе

2) неограниченный рост в течение всей жизни

3) синтез органических веществ из неорганических

4) выделение кислорода в атмосферу

A34 . К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

A35 . В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались

А36 . Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?

А37 . Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они

А38 . Клубень и луковица – это

А41 . Папоротниковидные, в отличие от покрытосеменных, не имеют

A42. Укажите признак, характерный только для царства растений.

A43. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них

A45. У комнатного растения срезан стебель с листьями, оставлен только пенек высотой 5 см. На пенек надета резиновая трубочка, соединенная со стеклянной. Что иллюстрирует данный опыт?

1) наличие у растений процесса транспирации

2) передвижение по растению органических веществ

3) наличие у растений корневого давления

4) значение воды в жизни растений

А46 . Укажите правильный порядок классификации:

1) класс – тип – семейство – отряд – вид – род

2) тип – класс – отряд – семейство – род – вид

3) отряд – семейство – род – вид - отдел

4) вид – род – тип – класс – отряд – царство

А47 . Капуста и редька относятся к одному семейству на основании

А48 . В каком случае перечислены «царства» органического мира?

1) бактерии, грибы, растения, животные

2) позвоночные, беспозвоночные, хлорофилльные

3) деревья, хищники, простейшие, водоросли

4) споровые, семенные, рептилии, птицы

А49 . Не имеет оформленного ядра

А50 . В цитоплазме бактерий находятся

1) рибосомы, одна хромосома, включения

2) митохондрии, несколько хромосом

3) хлоропласты, аппарат Гольджи

4) ядро, митохондрии, лизосомы

А52 . Общим свойством для всех организмов является способность к

А54 . Сходство между корнем и стеблем проявляется в том, что оба органа

1) растут из почки

2) имеют одинаковые функциональные зоны

3) имеют почки

4) растут своей верхушкой

А55 . Корневой чехлик защищает зону

А56 . Шишка хвойных – это:

Часть 2

Выберите три правильных ответа из шести (В1-В10) .

B1 . В чем состоит значение фотосинтеза?

1) в обеспечении всего живого органическими веществами

2) в расщеплении биополимеров до мономеров

3) в окислении органических веществ до углекислого газа и воды

4) в обеспечении всего живого энергией

5) в обогащении атмосферы кислородом, необходимым для дыхания

6) в обогащении почвы солями азота

B2 . Появление каких изменений у растений в процессе эволюции не способствовало общему подъему их организации?

1) Появление корней у древних папоротников.

2) Появление хлорофилла у мхов.

3) Возникновение тканей у хвойных.

5) Появление цветка и плода у покрытосеменных.

6) Возникновение проводящих тканей у цветковых.

B3 . Какие признаки характерны для класса двудольных растений?

А) вставочный рост

Б) семена с двумя семядолями

В) листья с сетчатым жилкованием

Г) из зародышевого корешка развивается главный корень

Д) в стебле не происходит вторичного утолщения

Е) стержневая корневая система

B4 . Папоротники относят к царству растений, так как

А) в процессе дыхания они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

Б) в процессе фотосинтеза они образуют органические вещества и выделяют в атмосферу кислород

В) их клетки содержат хлоропласты

Г) их клетки содержат цитоплазму

Д) выполняют роль консументов в экосистеме

Е) выполняют роль продуцентов в экосистеме

B5 . Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

1) оформленное ядро

2) цитоплазму

3) митохондрии

4) плазматическую мембрану

5) гликокаликс

6) рибосомы

B6. Растения семейства лилейных можно узнать по

1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

5) образованию плодов – ягода или коробочка

6) образованию плодов – орех или стручок

В7 . Выберите три названия семейств растений

1) двудольные

2) моховидные

5) Мотыльковые

6) Розоцветные

В8 . Клетки бациллы отличаются от клетки амебы

1) отсутствием митохондрий

2) наличием цитоплазмы

3) наличием рибосом

4) отсутствием ядра

5) наличием нуклеотида

6) наличием клеточной мембраны

В9 . По каким признакам грибы можно отнести к отдельному царству?

1) ограниченный рост

2) прикрепленный образ жизни

3) отсутствие хлорофилла

4) запасное вещество – крахмал

5) запасное вещество – гликоген

6) хитинизированная клеточная оболочка

В10. Выберите признаки мохообразных растений:

1) тело представлено талломом

2) есть листья и стебель

3) размножаются семенами

4) гаметофит представлен заростком

5) спорофит – коробочка на ножке

6) из споры вырастает зеленая нить

В11 . Определите последовательность развития растения папоротника, начиная со споры

А) заросток

Б) зародыш спорофита

Г) зигота

Д) спорангии

B12 . Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.

1 2 3 4 5 6

В13 . Установите последовательность соподчинения систематических групп растений, начиная с наибольшей

А) отдел Покрытосеменные

Б) семейство Злаки

В) вид Пшеница безостая

Г) род Пшеница

Д) класс Однодольные

В14 . Соотнесите процессы развития с организмами, у которого эти процессы происходят

Часть 3

На задания С1-С5 дайте краткий ответ из нескольких слов или одного-двух предложений, а на задания С6-С10 – полный развернутый ответ, С11-С12 - найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны.

С1

С2

С3.

С4

С5

С6 . Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?

С7

С8

C9

C10

С11. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

С12

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по биологии

Часть 1

№ задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ № задания Ответ
А1 3 А14 2 А27 3 А40 2
А2 4 А15 2 А28 2 А41 2
А3 3 А16 2 А29 3 А42 3
А4 4 А17 1 А30 2 А43 2
А5 2 А18 3 А31 4 А44 3
А6 2 А19 1 А32 4 А45 3
А7 2 А20 4 А33 2 А46 2
А8 1 А21 3 А34 3 А47 4
А9 2 А22 4 А35 1 А48 1
А10 1 А23 3 А36 2 А49 4
А11 1 А24 3 А37 1 А50 1
А12 4 А25 3 А38 2 А51 2
А13 3 А26 4 А39 1 А52 3
А54 – 4; А55 – 2; А56 - 2

Часть 2

№ задания Ответ
В1 145
В2 236
В3 БВЕ
В4 БВЕ
В5 246
В6 135
В7 356
В8 145
В9 356
В10 256
В11 ВАГБД
В12 АБАБАБ
В13 АДБГВ
В14 112221

Часть 3

С1 . В каких реакциях обмена исходным веществом для синтеза углеводов является вода?

Реакция пластического обмена - фотосинтез

С2 . Какой процесс в жизни дерева нарушается при удалении его коры?

Проведение воды и растворенных в ней минеральных веществ

С3. С какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

Для увеличения числа боковых корней, что приведет к увеличению площади питания растений.

С4 . С какой целью проводят побелку стволов и крупных ветвей плодовых деревьев?

Для защиты от солнечных ожогов и от вредителей

С5 . К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

К загрязнению окружающей среды

С6. Почему систематики выделяют грибы в особое царство органического мира?

С7 . Какие признаки характерны для царства растений?

С8 . Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

C9 . Какие признаки характерны для моховидных растений?

1) большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды;

2) размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит);

3) взрослое растение мха – половое поколение (гаметофит), а коробочка со спорами – бесполое (спорофит);

4) оплодотворение происходит при наличии воды.

C10 . Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

1) на рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек;

2) побеги служат органами вегетативного размножения;

3) клубень – видоизменённый побег, содержит запас органических веществ (крахмал).

С11 . Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.

2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.

3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

4. Они растут только в первые годы жизни.

5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

С12 . Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

Заполните заявку на подготовку к ЕГЭ по биологии или химии

Краткая форма обратной связи