Audi-a3club - Автомобильный портал

Программа развития школы эмоциональный интеллект. Тренинг эмоциональный интеллект

Мероприятия для развития эмоционального интеллекта:

_________________________________________________________________________________________________________

Задание «Напоминалки»

Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день). Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите.

Задание «Дневник эмоций»

Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице

Факт (ситуация, человек)

Мысли
Физические ощущения
Эмоции

Упражнение «Установки про эмоции»
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции?
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?

Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»
Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция.
. Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты?
. О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Что
изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации?
. Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала?
. Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?
Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.

Упражнения для развития навыков осознания эмоций других


«Немой телевизор»

Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс.
Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

«Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?

Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями

«Дыхание»
Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.


«Телесные методы»

Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

«Проблемы»
Напишите список актуальных для вас сейчас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет - проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

«Ресурсное состояние»
1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.
2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…
- Где точно в вашем теле «это» находится?
- Какой формы это ощущение?
- Каких размеров это ощущение?
- Какого цвета?
- Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
- Имеет ли «это» температуру?
- Какое «это» на ощупь?
- Какая у этого ощущения граница?
- Двигается ли «это»?
- На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?
- Можно ли это сдвинуть с места?
3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.

«Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?
Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль - тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.

Упражнения для развития навыков управления эмоциями других

Упражнение «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше - один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую - как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой - ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев - для важных для вас людей.

Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад д. Кисловка» Томского района

УТВЕРЖДАЮ
заведующий МАДОУ

Протокол педагогического совета

От «____» ______________ 2014г.

Программа развития эмоционального интеллекта
рассчитана на детей 5-7 лет
«Чувствую - Понимаю - Действую»
срок реализации 1 учебный год

Составитель:
педагог-психолог

Томский район 2014

1.1 Пояснительная записка

1.2 Методологическое обоснование программы

1.3 Цели и задачи программы

1.4 Блоки программы

1.3 Принципы построения взаимодействия с детьми

1.4 Принципы построения взаимодействия с родителями и педагогами

2.1 Методическое обеспечение программы

2.2 Тематический план занятий с детьми

2.3 Тематический план работы с педагогами

2.4 Тематический план работы с родителями

2.5 Условия реализации программы

3. Результативный раздел

3.1 Планируемые результаты реализации программы

3.2 Мониторинг развития эмоционального интеллекта дошкольников

4. Приложение

4.1 Методика оценки сформированности эмоциональной компетенции осознания своего эмоционального состояния детей 5-7 лет «Что, если?»

4.2. Анкета «Тогда и сейчас» для родителей воспитанников, принимающих участие в реализации программы

4.3 Анкета «Результаты года» для педагогов, принимающих участие в реализации программы

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основной целью дошкольного образования является создание благоприятных условий гармоничного развития ребенка, для качественного проживания периода дошкольного детства. Стандартом заданы целевые ориентиры, к которым необходимо стремиться в развитии и воспитании ребенка. Предполагается, что к моменту выпуска из дошкольной организации ребенок может активно, самостоятельно и осознанно выбирать средства для решения задач, ведущих к достижению поставленных целей, может активно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, может проявлять инициативу в организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, может выстраивать теплые, доверительные отношения с людьми, оказывать помощь и поддержку нуждающимся, сочувствовать и сопереживать. Таким образом, акцент делается на успешной социальной адаптации детей, их способности реализовать себя в социуме.


Социально-коммуникативное развитие ребенка на протяжении ряда лет является одним и приоритетных направлений в работе нашего детского сада. Особое внимание всегда уделялось и уделяется вопросам эффективной адаптации вновь поступивших детей к условиям ДОУ, сплочению групп, созданию доверительной атмосферы, партнерских отношений между детьми и педагогами, родителями и детьми, педагогами и родителями. В ежедневной работе поддерживается инициатива детей, создаются условия для проявления каждым ребенком всех своих потенциальных возможностей, творческих способностей, лидерских качеств. Много внимания уделяется выработке единых правил группы, в определении которых ведущими «специалистами» являются дети.

Особенно значимой и актуальной работа в направлении социально-коммуникативного развития стала для нас в период открытия нового корпуса детского сада (февраль 2013 г.), формирования групп разного возраста, с приходом детей 5-7 лет ранее не посещавших дошкольные организации. Практически 30% детей вновь поступивших в ДОУ – это единственные дети в семье, не имевшие постоянного контакта со сверстниками. Отмечались трудности адаптации, частые конфликты между детьми, отсутствие взаимопонимания и взаимопомощи . Воспитатели столкнулись с такой проблемой: в средней и старшей группах дети не стремились к игре вместе, сюжетно-ролевым играм. В группах, где большинство детей были «домашними» преобладала игра рядом, характерная для раннего возраста.

На педагогическом совете было принято решение о необходимости проведения во вновь набранных группах психолого-педагогической работы, направленной на сплочение детей, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков и компетенций.

В мае 2013-2014 учебного года была проведена психологическая диагностика, целью которой было выявление актуального уровня развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков у детей средней и старшей группы, в которых педагоги отмечали трудности взаимодействия детей друг с другом.

Исследование проводилось с использованием методики «Эмоциональные лица» (,) и авторской методики «Что ты почувствуешь?». Которая представляет собой список ситуаций, в которых ребенок может испытать различные чувства, например «Что ты почувствуешь, если увидишь на улице слона?», «Что ты почувствуешь, если к тебе подойдет незнакомый человек?», «… если получишь на день рождения подарок, о котором давно мечтал?», качественно и количественно анализируются ответы ребенка, делается вывод о способности понимать свои эмоции и выражать их словами.

Всего было обследовано 53 ребенка. Результаты исследования свидетельствуют о том, что 32% детей имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, 48% имеют средний уровень и 20% отличаются высоким уровнем эмоционального интеллекта.

В связи с тем, что каждому третьему ребенку из старшей и подготовительной групп необходима психологическая помощь в развитии эмоционального интеллекта, была разработана и утверждена на педагогическом совете развивающая программа «Чувствую - Понимаю - Действую». Данная программа опирается на уже существующие разработки в области развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста (программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.», «Вкус и запах радости», а также рекомендации и методические разработки).


1.2 Методологическое обоснование программы

Умение эффективно общаться, налаживать контакты с различными людьми, находить с ними общий язык – одно из важнейших условий для достижения личностных и профессиональных успехов: создания крепкой семьи, надежного круга друзей, сплоченного коллектива. Это подтверждено многочисленными психологическими исследованиями как зарубежных (Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, П. Словея) так и отечественных авторов (,). При этом, значение логического мышления не так важно, как значение эмоционального интеллекта для успешной самореализации в социуме. По данным ученых около 80% успеха в личной и социальной жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта.

Проблемы эмоционального интеллекта рассматривались в таких научных концепциях как теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Саловея, Д. Карузо, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она, теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена. (1)

Существует несколько подходов к пониманию содержания понятия эмоциональный интеллект, а также к вопросу о возможности и необходимости его развития у человека в течение жизни. Однако, несмотря на различия есть определенные положения, которые объединяют различные концепции.

· Эмоциональный интеллект в широком его понимании – это способность понимать свои эмоции, адекватно их выражать, контролировать, а также способность понимать эмоциональные состояния других людей, и в соответствии с этим оптимально выстраивать отношения с окружающими.

· Уровень эмоционального интеллекта зависит от жизненного опыта человека. Таким образом, у взрослого уровень эмоционального интеллекта априори выше, чем у ребенка. Именно взрослый должен быть проводником ребенка в мир эмоций.

· Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку именно в этих периодах идет активное эмоциональное становление ребенка, совершенствуется его самосознание, способность к рефлексии и децентрации (способности встать на позицию партнера по общению). (5)

Также исследователи выделяют конкретные способности эмоционального интеллекта (эмоциональные компетенции):

· Умение контролировать свои аффективные импульсы;

· Умение определять свои чувства и признавать (принимать) их;

· Способность использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

· Умение эффективно общаться с другими людьми, находить общие точки соприкосновения;

· Способность распознавать и принимать чувства других людей;

· Способность к эмпатии.

Активизация интереса среди психологов и педагогов к проблеме эмоционального интеллекта объясняется частотой встречаемости различных трудностей и нарушений у людей, имеющих низкий уровень развития эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. К числу наиболее серьезных проблем относятся:

· Социальная изоляция, отсутствие отношений, удовлетворяющих базовые потребности человека в уважении, принятии, безопасности и любви, как следствие возможность появления аддикций различного рода (интернет-зависимость, гемблинг, зависимость от психоактивных веществ и др.);

· Алексетимия – трудности осознания, определения и адекватного вербального выражения своих переживаний, повышающие риск возникновения психосоматических расстройств у детей и взрослых.

Указанные теоретические положения и результаты практических исследований были взяты за основу для создания программы развития эмоционального интеллекта старших дошкольников «Чувствую – Понимаю - Действую».

1.3 Цели и задачи программы

Программа состоит из 8 блоков, описание которых приведено ниже. В каждом блоке решаются свои практические задачи, способствующие достижению основных целей программы.

Целями программы являются:

1. Успешная социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности в общении со сверстниками;

2. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста;

3. Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников;

4. Содействие формированию культуры общения , ценностям вежливого обхождения друг с другом, стремлению к установлению теплых, доверительных отношений с другими людьми.

Эмоциональный интеллект – это развитие таких навыков, как понимание и собственных чувств, так и эмоций окружающих людей. Благодаря этому мы можем эффективно управлять реакцией на чувства других людей и, таким образом, продуктивнее делать свою работу. Главная задача в развитии эмоционального интеллекта – не подавлять или игнорировать трудные эмоции или чувства, но разумно контролировать их.

Именно эмоциональный интеллект отличает успешных лидеров от всех остальных. более продуктивны в найме новых сотрудников, лучше мотивируют коллег, эффективны в сфере услуг. Но эмоциональный интеллект важен на любом этапе вашей карьеры, особенно если вы хотите достичь высокого уровня ответственности за вашу работу. А в других аспектах жизни ЭИ позволяет быть более счастливой, здоровой и укрепить отношения. Так как же улучшить эмоциональный интеллект и заставить его работать на вас?

1. Развивайте эмоциональное самосознание

Эмоции могут заставить человека вести себя необычно и часто непродуктивно, а самосознание улучшит вашу способность понимать и интерпретировать собственные эмоции, настроения и внутренние мотивы. Эта практика поможет и распознавать эмоциональные состояния других людей и понимать, что стоит за их словами и действиями. Говоря кратко, если вы не понимаете собственную мотивацию и поведение, то и других не поймете.

Что для этого делать:

  • Проговаривайте каждый день три фразы, которые начинаются словами «Я чувствую себя…», — благодаря этой технике вы постепено сможете научиться точно определять свои эмоции и повысить самосознание.
  • Каждый день уделяйте время испытанной эмоции – формулируйте, что вы чувствуете и почему.
  • Напоминайте себе, что эмоции переменчивы и недолговечны, поэтому не могут быть основой для общения и принятия решений.
  • Размышляйте о том, как негативные эмоции – разочарование, отторжение, гнев или ревность – влияют на ваших коллег и клиентов.
  • Определите ваши страхи и желания. Это поможет лучше понять, что вас беспокоит и движет вами.
  • Проверьте, как вы реагируете на стресс. Расстраиваетесь ли вы каждый раз, когда что-то идет не так, как вы запланировали?

2. Эмоциональный самоконтроль

Важно развить способность контролировать импульсивные реакции и эмоции, которые негативно влияют на ваш потенциал и лидерство. Это следующий шаг после развития самосознания. Кратко говоря, самоконтроль – это способность стать «выше» жалких объяснений, ревности, срывов и не позволять эмоциям контролировать вас. Благодаря самоконтролю вы будете думать, прежде чем действовать, и создадите репутацию надежного члена в любой команде.

Техники самоконтроля:

  • Не позволяйте себе присоединяться к той или иной стороне во время офисных драм и конфликтов.
  • Если ситуация эмоционально трудная и заряженная, отступите на время, не принимайте решение сразу. Проанализируйте ваши эмоции.
  • Примите факт, что жизнь изменчива, и фрустрация и разочарования являются частью любой работы. И профессиональная реакция на них – это «мозговые штурмы» и разработка стратегий, а не жалобы и отстранение от работы.
  • Не присоединяйтесь к игре «найди виноватого», не показывайте пальцем на всех и все, что вас окружает. Кроме себя: изучите и примите свои ошибки.
  • Оставайтесь сконцентрированной на себе и тех вещах, которые вы можете контролировать, а не на том, что вне вашей власти.
  • Найдите способы, как реагировать на эмоции, которые бы не включали спонтанные реакции или некорректные выражения.

3. Развивайте способность выказывать сочувствие

Сочувствие – естественный путь в развитии эмоционального самосознания. Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны.

Как развить эмпатию:

  • Живите по золотому правилу – относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам.
  • Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции.
  • Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник.
  • Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать.
  • Признавайте тревоги и чувства других людей – дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения.

4. Работайте над вашей мотивацией

Мотивация – это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью.

Как улучшить мотивацию:

  • В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь.
  • Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться.
  • Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете.
  • Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов.
  • Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей.

5. Улучшите навыки общения

Важный аспект эмоционального интеллекта – умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой – они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие.

Как улучшить навыки общения:

  • Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками.
  • Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной.
  • Старайтесь понять человека, с которым разговариваете. У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программа написана на основе программы Академия Монсиков, дополнена и адаптирована к работе в детском саду (20 занятий).

Введение

Что такое эмоциональный интеллект?

Это способность распознавать свои и чужие эмоции, свои чувства и переживания. Без эмоций жизнь представить невозможно – мы радуемся, удивляемся, сердимся, грустим каждый день. И очень важно знать и понимать, что не бывает плохих или хороших эмоций. Каждая из них - ключ к познанию окружающего мира.

Эмоции позволяют нам эффективно взаимодействовать с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать

Для ребёнка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего.
Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребёнок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.

С учётом актуальности развития эмоционального интеллекта как основы успешной жизни человека с ранних лет разработка и внедрение в практику различных методик развития эмоционального интеллекта представляются не просто желаемыми, а необходимым шагом. Для реализации этой задачи и была разработана методика развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков».

В процессе занятий, основанных на методике развития эмоционального интеллекта «Академия Монсиков», дети учатся:

  • Понимать себя, свои эмоции и потребности;
  • Называть и распознавать свои эмоции;
  • Правильно вести себя в различных ситуациях;
  • Понимать эмоции и потребности окружающих;
  • Доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими;
  • Эффективно воспринимать новую информацию, легко осваивать любой образовательный материал.

Также у детей развиваются:

  • Коммуникативные навыки;
  • Вербальные навыки;
  • Когнитивные навыки: память, внимание, логическое и абстрактное мышление;
  • Познавательные способности;
  • Навыки целеполагания и достижения целей;
  • Стрессоустойчивость;
  • Навыки адаптации к новым обстоятельствам;
  • Навыки разрешения конфликтов;

Монсики

Лучшая форма познания – игра. Помощниками в этой игре, наряду со взрослыми, и станут Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной Долине и являются проводниками эмоций, чувств, знаний, умений и навыков. Они помогают взаимодействовать с ребёнком на понятном ему языке, соединяя реальный и волшебные миры.

Структура занятий

Занятия базового курса позволяют за пять шагов раскрыть для ребёнка всё богатство и все возможности эмоционального мира, где каждый шаг – это часть игрового образовательного процесса.

Первый шаг – «Я чувствую». У ребёнка появляется осознанность. Работаем с органами чувств. Коробочка Эмоций.

Второй шаг – «Я хочу». У ребёнка возникает мотивация. Учимся ставить цели, не бояться нового.

Третий шаг – «Я знаю». Развитие интеллекта. У ребёнка расширяется кругозор. Тренируем навыки.

Четвёртый шаг – «Я могу». У ребёнка формируется адекватная самооценка. Тренируем навыки.

Пятый шаг – «Я делаю». Ребёнок использует освоенный навык в жизни самостоятельно и с удовольствием.

Каждое занятие курса состоит из нескольких этапов.

Введение: погружение.

Результат : формирование ощущения перехода в сказочный мир, активизация роботы всех внутренних систем организма ребёнка.

Этап 1. «Я чувствую» (развиваем осознанность).

Результат : активизация сенсорных систем ребёнка, сознание необходимого эмоционального фона, создание своих эмоций.

Этап 2. «Я хочу» (создаём мотивацию).

Результат : осознание ребёнком мотивации к действию, понимание эмоций окружающих. Мотивация позволяет ребёнку понять его желания, а желания помогают сформировать цель.

Этап 3. «Я знаю» (развиваем интеллект).

Результат : получение ребёнком необходимых знаний, развитие внимания, памяти, логики.

Этап 4. «Я могу» (формируем самооценку).

Результат : развитие самооценки, осознание ребёнком своих сил, развитие навыка управления своими эмоциями.

Этап 5. «Я делаю» (самореализация).

Результат : освоение навыков личностного роста, самореализации и социализации, развитие использования эмоционального ресурса в достижении целей.

Завершение

Результат : применение полученного опыта, знаний, умений и навыков в жизни.

В конце каждого занятия проводится упражнение «Ласковые ладошки». Дети благодарят друг друга за хорошую работу, встают в круг (смотрят в затылок впереди стоящего) и гладят ребёнка, стоящего впереди, расслабленными ладошками по спине, плечам, голове. Потом разворачиваются на 180 градусов и так же гладят ребёнка, оказавшегося впереди, ладошками по спине, плечам и голове.

Нами проведено исследование и разработана программа развития эмоционального интеллекта студентов в процессе изучения иностранного языка.

Программа включает в себя содержательный, процессуальный и диагностический разделы.

Содержание деятельности по развитию эмоционального интеллекта носит многоплановый характер и способствует:


  • конструированию различных видов и структурных единиц общения на изучаемом языке; восприятие партнеров по общению; развитию коммуникативных умений, навыков (вербальных и невербальных);

  • обучению коммуникативным навыкам, умениям и способностям межличностного взаимодействия с окружающими; активной социальной позиции; социальным отношениям с окружающими (навыки межличностного взаимодействия); эффективным конструктивным навыкам общения (освоение вербальных и невербальных форм диалогового общения);

  • развитию эмоционально-волевой сферы личности: снижению агрессивности, тревожности, импульсивности, конфликтности; повышению уверенности в себе и собственных силах; осознанию собственной уникальности; развитию коммуникативной сферы: формированию потребности в общении.
Методы деятельности преподавателя: теоретическое изучение проблемы исследования; наблюдение за особенностями межличностного взаимодействия студентов в игре, учебе и в не учебном общении; беседа – интервью участников образовательного процесса; психодиагностические методы: опросник Томаса, проективные методики, тесты изучения ЭИ, разработка сценариев учебных занятий с эмоциональной лексикой.

Методы и средства деятельности студентов представлены следующим образом: психодиагностические средства: тесты, опросники, проективные методики; ролевые и имитационные игры, обучающие занятия; рефлексия; проектирование диалогов эссе, докладов, публичные выступления.

Цель образовательной программы : развитие эмоциональной и коммуникативной компетенции в процессе изучения английского языка. Задачи программы :


  • создание педагогических и психологических условий для эффективного диалогового взаимодействия на занятиях и в не учебной деятельности;

  • формирование иноязычной коммуникативной компетенции в академической, профессиональной и социокультурной сферах;

  • развитие эмоционального интеллекта средствами английского языка.
Психолого-педагогические условия реализации программы.

Изучению и способам преподавания иностранных языков в истории вузовского образования отводится роль в развитии общекультурной компетентности, глобального средства коммуникации и способа диалога культур. Традиция преподавания языка в школе, а затем в вузе состоит в постоянном анализе лингвистами свойств и структуры изучаемого языка, а затем трансляции результатов лингвистических открытий в формах учебных программ и педагогических технологий. В настоящее время лингвистические проблемы изучения иностранного языка активно вытесняются политическими и культурологическими: вопросы национальной безопасности, научной интеграции, понимания, межкультурной коммуникации, при этом потребность в прикладном значении языка постоянно растёт. Между тем данные научных исследований и практика вузовской подготовки свидетельствуют о трудностях, возникающих на уровне межличностного понимания и общения на иностранном языке. Теоретическая педагогика в структуру коммуникативной компетенции включает знание языков, общение с людьми, навыки работы в группе, владение большим количеством социальных ролей, а среди факторов и педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативной компетенции, выделяет диалогическое взаимодействие, активизацию методов обучения и гуманизацию образовательного процесса.

Учитывая процессуальный характер развития иноязычной коммуникативной компетенции, мы полагаем, что основой её становления может стать развитие эмоционального интеллекта средствами иностранного языка. При этом возможно, что заинтересованность в общении на другом языке обусловливается внешними, ситуативными обстоятельствами, а не внутренними потребностями. Но и в этом случае достижение результата вызывает у студента чувства удовольствия, радости, гордости за себя. Испытываемые в связи с диалоговым общением позитивные эмоции имеют тенденцию к закреплению, что создает основу для перерастания интереса в устойчивое психическое свойство.

Другим необходимым условием является потребность в позитивном общении со сверстниками и её сохранение в культурно-образовательном пространстве вуза. В таком пространстве студент выступает в качестве субъекта межличностного взаимодействия, имеет возможность самостоятельно выбрать вид деятельности и способ реализации коммуникативных навыков и умений.

Не менее важным нам видится следующее условие – единство и разнообразие образовательных программ и стратегий преподавания иностранного языка в вузе: дополнение основного курса курсами по выбору, возможность подготовиться к международному экзамену и др.

Особым условием, обеспечивающим эффективное включение эмоционального интеллекта, является высокий профессионализм педагога, ведущего занятия, его умение создать искреннее, живое, импровизированное, способное увлечь всех участников общение.

Основные критерии (дескрипторы) оценки результативности программы представлены на трёх уровнях:


  1. Экспрессивное общение
Эмоциональное самосознание и эмоциональный самоконтроль : в ходе общения распознаёт эмоции и может оценить их действие, знает свои сильные стороны, ориентирован на успех, владеет большим запасом эмоционально-экспрессивных слов и адекватно употребляет их в устной речи .

Социальная чуткость: проявляет интерес к проблемам других и готовность помочь, способен побудить к действию, может помочь собеседнику выразить своё мнение, демонстрирует навыки поддерживающего поведения в условиях групповой работы, владеет набором социальных ролей.

2. Инструментальное общение.

Готовность к коммуникативному партнёрству: студент владеет техникой ведения беседы, умеет включаться в диалог, используя подходящие языковые средства, легко взаимодействует с собеседником в условиях иноязычного общения, выражая своё мнение и отношение, развивает умения работать с другими над совместными целями.

Управление взаимоотношениями : способен анализировать и находить совместные решения, владеет навыками урегулирования отношений в разных ситуациях (негативная установка, авторитарная позиция собеседника и т. д.).

3. Прагматическое общение .

Взаимодействие основных сторон речевого высказывания : понимает культурную и психологическую особенности ситуации говорения, выделяет цели-намерения и цели – результаты, адекватно выбирает тональность сообщения (игровая, серьёзная и т.д.), соблюдает особенности жанра: миф, доклад, официальное письмо и др.

Соблюдение правил коммуникации : правило количества и качества передаваемой информации, коммуникативных прав личности (С.Л. Братченко), правило краткости и последовательности передачи сообщения.
За основу содержания программы мы взяли программы по английскому языку, предназначенные для студентов первых и вторых курсов технических специальностей, усилив и дополнив их специальными методами работы по развитию эмоциональной компетентности студентов. Как и в указанных программах, особая роль в нашей программе отводилась активизации обучения: организации работы в малых группах, психогимнастике и игре. Мы считаем, что «забавляющий» характер обучения иностранному языку не решает всей полноты задач коммуникативного общения. Поэтому мы опирались не столько на разнообразие, сколько на творческий потенциал игровой деятельности.

Игровые формы организации занятий . Неопределённость и многозначность понятия «игровая деятельность» создаёт известные трудности в переносе во взрослую жизнь методических приёмов, основанных на детской игровой деятельности. Известно, что ребёнку игра нужна для преодоления конфликта между «хочу» и «не могу», между реальным миром и миром удовольствия.

Например, Д.Б. Эльконин исследовал игру как специфическую деятельность ребёнка. В игре ребёнок начинает ощущать, что другой человек может задавать ему любые условия, и впервые учится перестраивать и алгоритмы действий, и мышление так, чтобы достигнуть цели независимо от ситуации.

В.Д. Шадриков отмечает «большое социальное звучание игры: «Игра учит взаимодействию с другими людьми » и личностно значимый опыт переживаний: «Вся гамма чувств сопровождает игру: радость победы, горечь поражения, признание сверстников, гордость за себя и команду, уверенность в своих возможностях, разочарование и торжество ». 7

Мы опирались на творческий потенциал игровой деятельности, понимание того что игра - это единственная деятельность, которая выводит человека за рамки его непосредственного опыта. Отметим наиболее важные особенности игры, которые необходимо знать для игротехнической работы на занятиях:


  1. игра безопасна, она имеет неукоснительные правила, её условия и правила гарантируют эмоциональную и психологическую безопасность участникам через соблюдение правил;

  2. игра имеет ролевую структуру, её можно переиграть в другой роли и в другом сюжете;

  3. игра, как правило, построена по законам драматического произведения, что придаёт ей сильные эмоции, повышает уровень эмоционального воздействия на её участников;

  4. результаты игры носит открытый характер, с одной стороны , это индивидуальные, ценностно окрашенные результаты, а с другой – они представлены на групповом уровне;

  5. процесс игры насыщен эмоциональными переживаниями: интерес, волнение, радость, удивление, чувство свободы, страх, вина, стыд.
В программу игровых занятий включены элементы психогимнастики, так как неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение людей друг с другом. При использовании элементов психогимнастики основной акцент нами был сделан на обучении выразительным движениям; формировании новых эталонов поведения с помощью ролевых игр, тренировке психомоторных функций. Участие в одном и том же этюде, в одной и той же роли могут иметь для участников разную цель: это и воспитание чувств, и расширение социальной компетентности, развитие творческого воображения, возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации.

На отдельных занятиях может быть использован метод музыкотерапии . Музыка позволяет погрузить слушателя в волшебный виртуальный мир, совершить путешествие в мир образов в сопровождении звуков и запахов леса, цветов или морской воды, звона осенних колоколов или шепота песков пустыни; рецептивная музыкотерапия – вспомогательный вид музыкотерапии, предполагающий сопровождение занятий мелодичной музыкой, предназначенной для поддержания взаимных контактов, создания атмосферы взаимопонимания, доверия, дружелюбия.

Важным отличием нашей программы от большинства современных программ, ориентированных на формирование коммуникативной компетенции является то, что данная программа, благодаря её психологической составляющей, способствует раскрытию индивидуально-личностных особенностей студентов, а не только развивает способности человека выполнять социальные действия.

Инновационное содержание и значение нашей программы заключается в том, что она создаёт условия для равноправного речевого и педагогического диалога, адаптируя формы и методы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям студента.

Практическая значимость образовательной программы состоит в:


  • разработке концептуального обоснования психолого-педагогической программы;

  • разработке системы диагностического исследования и подборе диагностических методик;

  • выделение специальных условий, связанных с психологической поддержкой диалогового взаимодействия;

  • разработке рекомендаций по адаптации и проведению программы в условиях неязыковых вузах.
Работа в группах способствует диалоговому взаимодействию.

Понятие «малая группа» в образовательной практике средней и высшей школы получило распространение ещё в середине прошлого столетия на волне интереса к зарубежным технологиям обучения. Сегодня имеется обширный опыт организации обучения в «малых группах», и как форма организации обучения гуманитарным и естественным дисциплинам малые группы повсеместно распространены, однако они редко становятся способом диалогового взаимодействия их членов. Педагоги нередко оперируют понятием группы, но используя его, представляют лишь внешние преимущества малой группы в обучении, не обсуждая психологию группового взаимодействия.

Для ответа на вопрос о природе учебной малой группы и их диалогическом потенциале обратимся к их психолого-педагогическому описанию. Как известно, термин «социальная группа» был введён К. Левиным в 40-е годы ХХ века. Определения группы в психологии и социологии весьма разнообразны. Наиболее общим стало понимание группы на основе взаимозависимости её членов в процессе конкретного вида деятельности. Учебная группа является особой разновидностью социальных групп и рассматривается как совокупность людей, вступающих в непосредственное общение друг с другом. Современные исследования показали важность взаимодействия членов группы для формирования у них чувства «Мы-общность». Для учебной группы наша проблема может быть сформулирована как проблема диалогового общения в групповой среде.

Учебная малая группа – это реальная группа. Термин «реальная группа» (real group) был введён Д. Кэмпбелом, который показал, что восприятию «реальности группы» способствуют такие факторы, как наличие у членов группы общих целей и результатов деятельности; интенсивность взаимодействия между ними и наличие чётких границ; взгляды членов группы и их индивидуальные характеристики. Становится все более очевидным, что структура группы, в которой происходит обучение, каким-то образом связана со структурой процесса усвоения и активностью познавательных процессов, прежде всего восприятия и памяти. Это означает с практической точки зрения, что необходимо разработать более строгие критерии самих обучающих групп.

Другая практическая задача - принятие и соблюдение определённых правил взаимодействия в малой группе. Эти правила нужны для преодоления психологических барьеров во взаимодействии членов малой группы, к которым обычно относят:


  • личностные черты, препятствующие общению, например, застенчивость;

  • эмоциональное состояние, например, возбуждение или страх;

  • неадекватное представление о партнёрах по коммуникации.
Социальная малая группа – это один из компонентов межгруппового общения. Феномены межгруппового общения возникают даже в том случае, когда человек находится в одиночестве, однако наличие рядом своей и другой групп делает их более интенсивными. Основными формами межгруппового общения являются межгрупповое восприятие (эмоциональное отношение к членам свое и других групп и) и межгрупповое взаимодействие (поведение по отношению к членам своей и другой группы). В учебной малой грпе названные формы приобретают педагогические смыслы и возможности, между тем предпочтение при организации работы в малых группах отдаётся, как правило, процессам внутри одной группы, а взаимодействие между членами разных групп не учитывается.

В практике обучения сложились разные мнения о структуре малой учебной группы, её составе и длительности. История малых групп как формы организации обучения началась в 20-30 годы ХХ века в США. Малые группы под прямым влиянием принципа методологического индивидуализма способствовали разработке учебных планов нового типа, оказавших влияние на развитие педагогической картины мира в целом. В 20-е годы прошлого века общим приёмом разнообразных экспериментов по активизации обучения стало сочетание индивидуального режима работы с организацией подвижных по составу учебных групп. Иена - план, разработанный профессором Йенского университета П. Петерсеном, предлагал замену классов «воспитательными общинами, в которых старшие учащиеся выступают в роли опекунов для младших. Внутри общины для выполнения учебных заданий создаются по желания школьников временные подгруппы. При различных видах учебной деятельности их состав мог свободно меняться, преобладала работа по индивидуальным планам и самостоятельное изучение материала. Деление учащихся на классы по возрасту и уровню подготовки (горизонтальная группировка) было заменено объединением детей разного возраста и уровня подготовки (вертикальная группировка), что создавало условия для развития индивидуального стиля познавательной деятельности.

Развитие эмоционального интеллекта на уроках английского языка потребует развития дополнительной «эмоциональной грамотности» (способности выражать свои эмоции) на неродном языке. Следовательно, необходимо соблюдать условия эмоционального взаимодействия между учащимися в группе. Такими условиями являются безоценочная обратная связь и гармония вербальных и невербальных средств коммуникации.

Исследователи процесса коммуникации обращают внимание на часто возникающие при взаимодействии членов группы «ситуации нарушения общения ». 8

В подобных ситуациях диалог его участников может быть затруднён или полностью разрушен неадекватным интонированием, смешением основных диалоговых структур, усилением эмоционально-оценочного отношения, «раскрепощением» жестов.

При реализации авторитарных и монологических подходов к изучению иностранного языка, в которых преобладает метод «механического запоминания» и научения, содержательное многообразие эмоций и чувств не имеет большого значения, взаимодействие внутри учебной группы складывается на основе формального общения. В педагогических условиях коммуникативного подхода, где работа в парах и группах становится ведущей, важны поддержка и эффективное взаимодействие, и разнообразие проявлений эмоциональных состояний.

Известно, что в небольших группах при традиционном обучении каждый студент находится под постоянным воздействием преподавателя: или в ожидании опроса, или в положении отвечающего. Диалоговая форма работы предполагает подбор приёмов и дидактических средств обучения, которые обеспечат эмоциональный комфорт каждому студенту как «сильному», так и «слабому». В учебной деятельности позитивные и негативные эмоции во многом определяются успехом, а готовность к сотрудничеству и межличностному взаимодействию затрудняются субъективными факторами (эмоциональная нестабильность, слабая мотивация, например) и объективными: отсутствие умений и навыков диалогового взаимодействия.

Мы разделяем точку зрения В.Д. Шадрикова на ситуативную природу учебной деятельности: «Педагогически более рационально исходить из того, что ученик не хочет учиться, но может захотеть. И задача педагога заключается, прежде всего, в том, чтобы ученик захотел учиться ». 9 Студентам, «которые ещё не захотели учиться», трудно взаимодействовать с другими в группе с преобладанием диалоговых форм организации обучения. В такой ситуации преподавателю можно сосредоточиться на преподавании языковых структур, которые выражают эмоции, а также активно использовать игровые формы.

Составы групп важно последовательно менять, используя приёмы обучения на разных уровнях трудности и дифференцированные задания, которые разработаны таким образом, чтобы каждый мог участвовать в учебном диалоге. Выполнение совместных заданий помогает развивать способность взаимодействовать с окружающими людьми, помогает решать проблемы межличностного и делового общения, вырабатывать жизненно важные навыки. В групповом процессе студенты могут экспериментировать с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать новые умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность.

Итак, процесс бучения в составе малой группы характеризуется:


  • разнообразием форм предъявления учебного материала за счет включения игровых ситуаций, историко-культурного материала, психологических практикумов, использования различных форм и типов контроля;

  • активным характером педагогического взаимодействия, в процессе которого студенты получают возможность сотрудничать, реагировать на противоречие, сомневаться, уважать мнение другого человека и т.д.;

  • созданием условий для самостоятельной деятельности в процессе усвоения нового знания;

  • опорой на личный опыт и индивидуальный стиль познавательной деятельности в ходе выполнения дифференцированных по сложности заданий, выбора форм контроля и самодиагностики знаний;

  • включением средств эмоциональной поддержки и созданием психологически комфортной атмосферы благодаря возможности выбора: сложности, темпа, режима обучения.

Фрагменты программы развития эмоционального интеллекта средствами иностранного языка.

Описывая эмоции, можно расположить их в соответствии с их свойствами, например, эмоции можно группировать попарно: любовь и ненависть, симпатия и отвращение, безопасность и страх, горе и радость и т. д.

Одна из главных трудностей при описании эмоций заключается в том, что нужно передать словами все оттенки переживаний. Еще одна трудность в том, что эмоции одновременно проявляются и во внутренних переживаниях, и в поведении. Поскольку мы испытываем эмоции и одновременно реагируем на них, перед нами встает задача из двух этапов. Сначала мы должны правильно расшифровать сигналы, поступившие из внешней среды, а затем отреагировать на них. Когда мы понимаем суть своих эмоций и способны реагировать наилучшим образом , у нас появляется возможность брать под контроль даже самые сложные ситуации и брать на себя инициативу. Например, для выражения своих эмоций можно предложить такие диалоги:

Т –How are you ?

р- I’m fine (not so good, not bad, so-so, terrible, sleepy, humorous, and excited)

I’m in good (bad) mood today. I feel like singing and dancing today, because I have passed my exams successfully.(Я в хорошем настроении. Хочется петь и танцевать, потому что я сдал все экзамены успешно.)

I don’t feel like speaking today because I have a terrible headache.(Мне не хочется разговаривать, потому что у меня сильная головная боль)
- Why are you so sad today?(Почему ты такой печальный сегодня?)

I have problems with my parents.(У меня проблемы с родителями.)

В использовании на уроках таких мини-диалогов заложены большие ресурсы для развития эмоциональных компетенций.

В ранней юности у многих учащихся исследователи отмечают тенденцию подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других, Знание о Человеке с его свойствами и возможностями, достоинствами и недостатками приобретает личностный смысл в процессе общения. В связи с этим на уроке иностранного языка живейшую реакцию вызывает проблематика межличностных отношений, чувств, в особенности те моменты, когда необходимо осмыслить и оценить нравственную позицию личности.

Для развития эмпатии можно использовать такие упражнения как комплимент-похвала. Например, обменяйтесь мнениями о своих друзьях. Скажите, что у них хорошо получается. Используй те модель “I think, he (she) is good at …(Я думаю она (он) хорошо умеет)” “I think, he (she) can do … very well.”Я думаю он (она) может делать что-либо очень хорошо. (тема My lifestyle) Здесь же можно использовать прилагательные, описывающие деловые качества, стиль работы, умственные способности, поведение (clever, quick-minded, cute, active, passive, hard-working, energetic, enthusiastic, helpful, talkative) (умный. сообразительный, активный, пассивный, трудолюбивый, энергичный, полный энтузиазма, разговорчивый).

Комплимент и похвала играют разные роли в диалоговом общении. Похвала – это позитивная оценка деятельности или подкрепление в ходе успешной работы. Комплимент- это способ выразить одобрение, независимо от того, что человек сделал.

Похвала, поддержка. Поделитесь своими чувствами, которые вы испытываете по отношению к своему другу или к своим родителям. Используй выражения “I feel like (Я чувствую)…”, “I am happy(Я счастлив)/ I am glad(Я рад)/ It’s nice to work with (her) him /that he (she) he my friend …(Здорово работать с ним или с ней , т.к. она, он мой друг).”. Можно продолжить фразу объяснением “because he (she) is so …(потому что она, он такая)”

Комплимент…- That"s a wonderful color on you.-Thanks a lot. I"m very glad you like it.- Какой красивый цвет! - Рад, что вам нравится. You have wonderful taste in clothes. У Вас великолепный вкус в одежде. What a great house! - Какой прекрасный дом! It’s gorgeous, terrific! - Он роскошный, потрясающий!

Упражнения, в которых есть различного рода эмоциональные пожелания, помогают проникнуться жизнью товарищей, воспитывать сочувствие, сопереживание. По назначению это может быть пожелание к празднику, пожелание по случаю, или к уроку. “I wish you a Happy New Year: Желаю счастливого Нового года”, “I wish you will get better (Желаю, чтобы ты поправился быстрее)”, “I wish you success at your exams”(Желаю успехов на экзаменах). I wish you luck! (Пусть тебе повезет!)

Открытость, гибкость можно проявить в таких упражнениях, когда мы даем совет. Например: Посоветуй своему другу, как лучше провести выходные. Начни фразу так “I want you to have a good time at weekend(Я хочу, чтобы ты отдохнул хорошо в выходные), so I’d / advice/ recommend/ tell (Я хотел бы посоветовать, порекомендовать, сказать…тема «Путешествие»)

«Поделись радостью» Перечисленные фразы могут относиться не только к процессу работы и общения студенческой группы, но к любым событиям жизни студентов. Это упражнение позволяет отработать употребление инфинитивной конструкции. Например, “I am happy to get a good mark”. (Я рад получить хорошую оценку.) , “I am glad to meet my friend after holidays” (Я рад встретить своего друга после каникул) , “It’s so nice to have a picnic on Sunday.”(Приятно сходить на пикник в воскресенье) , ”It’s wonderful to learn such interesting things about this country.”(Замечательно узнать такие интересные вещи об этой стране)

На уроке иностранного языка естественно обсуждать «живые» проблемы учащихся (взаимоотношения с родителями, события вузовской и городской жизни). При выборе темы необходимо учитывать и возможность разных подходов к ее освещению, наличие спорных положений. Задание-стимул должно дать толчок к речевой деятельности (а не сообщать содержание речи, как это часто бывает).

В формулировке цели включены указания на характер взаимодействия, дается та или другая коммуникативно-психологическая установка:

Диктальная (например: «Обменяйтесь сведениями о школах, где вы раньше учились»);

Одномодальная - модального согласия (например: «Обсудите фильм, который вам обоим понравился»);

Разномодальная (например: «Убедите друг друга в преимуществах того вида спорта, которым занимается каждый из вас»).

Язык эмоционального интеллекта . Поскольку эмоции составляют мотивационную основу деятельности человека и играют важную роль в его жизни, они неизбежно должны находить своё выражение и в его языке. “Plans for the Future”, Hobbies and Pastime”,”Travelling”,”Examinations - в этих случаях мы имеем дело с обменом информацией эмоционально значимой для обучаемых. Используя даже самую простую лексику, можно научить студентов выражать свои чувства. Язык эмоций состоит в использовании нескольких глаголов, множества прилагательных и некоторых модальных глаголов.

Описать чувство I feel bitter (я чувствую горечь, разочарование, / I am angry / impatient/ frightened (я сердит, я нетерпелив, я напуган) Взять на себя ответственность за собственные эмоции I feel jealous / hurt / leftout/ lonely (я испытываю ревность, чувствую боль, я чувствую себя покинутым, я чувствую себя одиноким) Сопереживать I understand / accept / realize (я понимаю, я принимаю соглашаюсь, я осознаю)

Дать совет I / you should/ might /have to

We shouldn’t stop for a coffee. We are going to be late. (Нам не следует пить кофе, а то мы опоздаем.)

You might have been more polite with your parents. (Ты мог бы быть повежливее со своими родителями.)

You have to see the new exhibition. (Тебе нужно посмотреть новую выставку.

Высказать собственные желания и потребности I / need / would like / want to do smth (мне нужно, я хотел бы, я хочу что-либо сделать)

Отталкиваться от положительного I"d feel better, if (я чувствовал бы себя лучше, если бы)

Существуют определённые правила негативной обратной связи, которые позволяют изменить поведение человека, не понизив его самооценку. Поэтому важно знать языковые структуры, которых следует избегать. Они, прежде всего, связаны с командами или указаниями I/you should (мне следует, тебе следует) (You should help her. Вам следовало бы помочь ей.), обязательствам I / you must (я должен, ты должен) (You must post the letter at once. Вы должны отправить письмо немедленно.) и обвинениями you’re insensitive, you’re making me jealous (ты бесчувственный, ты заставляешь меня ревновать)

Изучение фразеологии и обогащение речи фразеологическими единицами является одним из действенных средств познания эмоциональной системы языка. В преподавании иностранных языков фразеологические единицы являются уникальным по своему многообразию материалом. Использование фразеологизмов в учебном процессе является эффективным способом не только обогащения словарного запаса студентов, но и усвоения грамматического материала. Благодаря своей выразительной форме фразеологические единицы передают содержание сообщения с высокой степенью эмоциональной окраски, создают условия для высказывания личного отношения к обсуждаемому факту или явлению. А это, в свою очередь, создает мотивационное обеспечение процесса общения на уроке иностранного языка. Как показывает практика, студенты реагируют с большим интересом на образцы идиоматической речи. Использование фразеологических единиц способствует, таким образом, реализации практической цели обучения иностранным языкам – овладению навыками живого общения.

Это можно показать на примере работы с идиомами.

Cream of the crop (the best of a group «лучший в группе»).

I can say that Ann and Mike are the cream of the crop.(Я могу сказать, что Анна и Миша –лучшие в группе.) тема – студенческая жизнь

Sweat blood (to work very hard «работать очень напряжённо»).

My groupmate Alex sweated blood to finish his project on time.

Burn the midnight oil (to study late at night «заниматься всю ночь напролёт»). As a rule I burn the midnight oil on the eve of my exams.(Как правило, я занимаюсь всю ночь напролёт накануне экзаменов.) тема – студенческая жизнь

Pull up one’s socks (to try to do better «прикладывать максимум усилий»).

I’ll have to pull up my socks if I am going to finish my work today.

Know something inside out (to be an expert in, have thorough knowledge of something «быть экспертом в своей области»).

My mother knows the accountancy inside out.

Sharp as a tack (very intelligent, smart, quickwitted «очень умный, находчивый»).

My friend is sharp as a tack, he got 100 on every test.(Мой друг –очень умный. Он получил 100 баллов за каждый тест.) тема –мой образ жизни(My lifestyle)

Have something on the ball (to be smart, clever, to be skilled and have the ball necessary know-how «быть умным, опытным»).

I can trust my father, he’s got a lot on the ball / he’s got something on the ball.(Я могу доверять своему отцу, он-умный,опытный.) тема –мой образ жизни (My lifestyle)


Приведём примеры дотекстовых и послетекстовых упражнений, направленных на формирование речевых лексических навыков по использованию данных идиом:

Дотекстовые задания.

Например:

What do you understand by success? What does it mean to you? (Что вы понимаете под успехом? Что он для вас означает?).

How can you achieve success? (Как можно добиться успеха?).

Послетекстовые задания.

Например:

Answer the following questions (Ответьте на вопросы по тексту);

Agree or disagree (Выразите свое согласие или несогласие);

Fill in gap with an appropriate idiom (Заполните пропуски подходящими идиомами);

Студенты могут передавать свое отношение к происходящему только при помощи лексики, но иногда при этом полностью теряется эмоциональная окраска сказанного, ведь недаром при неформальном общении мы используем в речи много междометий. Одно междометие может заменить целое предложение, а то и фразу. Роль междометий в диалоге велика, так как они придают высказыванию национальный колорит, естественность и эмоциональность.

Междометия выражают чувства, требования, призывы. Большинство эмоциональных междометий являются полифункциональными (т.е. имеют несколько значений), причем полифункциональность междометий – явление специфичное. Многозначность предполагает наличие у слова близких значений, однако, одно и то же междометие в различных ситуациях может выражать эмоции, даже противоположные по значению. Например, междометие «ooh » выражающее и боль, и удовольствие: «Ooh ! What a kick!» или «Ooh ! What a deliciouscake!» Однако следует заметить, что одно и то же междометие, выражая различные эмоции, произносится с разной интонацией и по-разному. Например, «oh » – «удовлетворение» дольше произносится и как бы на выдохе, чем «oh » – «боль», похожее на выкрик. Большое число полифункциональных междометий свидетельствует об эмоциональности, жизненности и спонтанности языка. Когда нас переполняют эмоции, мы не выбираем, какое же междометие лучше использовать, чтобы оно передавало только одну определенную эмоцию. Поэтому, очевидно, часто используются ‘универсальные’ междометия (oh, ah, well,wow и другие).

1. Ah - а! ах! (выражает удовольствие, симпатию, боль и т.д., в зависимости от интонации говорящего)

Ah, it is so nice, thank you! – А, это так мило, спасибо!

2.Blah - вздор, чепуха, ерунда

Blah, do you really think so? – Вздор, ты правда так думаешь?

3. Eh - 1) а? как? что (вы сказали)? (просьба повторить сказанное)

2) так ведь? не правда ли? (ожидание согласия)

3) да? вот как? (удивление сказанным кем-то)

4) эх! (выражает сожаление, упрек)

Eh, how I wish I were in London now! – Эх, вот бы я сейчас была в Лондоне!

4 Gee - вот так так!, вот это да!, ничего себе!

Gee, I"m so glad you called! - Вот это сюрприз! Я так рад, что ты позвонил!

5. Ha - ха!, а!, ба! (восклицание, выражающее удивление, радость, подозрение, гнев, торжество)

Ha, I have done it! – А, я сделал это!

6 Oh - о! ах! ох! ба! (выражает удивление, радость, восхищение, страх)

Oh, how wonderful! – О, как прекрасно!


2012 -> Программа исследований (предварительная версия) Москва, лас, январь 2012г
2012 -> Возможные руководители: Шляго нн., Балашов А. И., Котляров И. Д., Тарасова Ю. А., Козлова Ю. А., Рання Н. А., Смирнова Е. Э., Корчагина Е. В., Чуланова Г. Ю., Соколова А. А. и др
2012 -> Программа дисциплины Политическая антропология России (курс по выбору) Для направления 030200. 62 Политология
2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 030300. 68 «Психология»
2012 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600. 62 «Журналистика»