Audi-a3club - Автомобильный портал

Аналитика: Рейтинг регионов РФ по числу потенциальных банкротов. Аналитика: Рейтинг регионов РФ по числу потенциальных банкротов Регионы банкроты

Что происходит касательно банкротства в РФ на данный момент? Всё больше и больше областей находятся на грани кризисного положения.

Ситуация с регионами на сегодняшний день

Проблема с увеличением долгов со стороны регионов перед банковскими учреждениями актуальна. Финансовые обязательства всё растут. Объяснение понятия несостоятельности здесь. На данный момент миллиардные займы имеет Нижегородская, Мурманская, Омская область, Карельский регион. Рассмотрим подробнее ситуацию с каждой областью:

  • Карельский регион. Область имеет обширный государственный долг, из-за чего ей пришлось брать много займов. В итоге объём заимствований превысил 50%. Объясняется это положение текущими тенденциями в экономической сфере.

Пресс-служба региона объясняет кризисное положение тем, что это область средней экономической развитости. Однако она оказалась выброшена из современной экономики. Для дальнейшего развития требуются новые идеи и стратегии, которых, на данный момент, нет.

  • Нижний Новгород. Область также имеет множество займов (более 3,2 млрд. рублей). Количество займов обусловлено имеющимся государственным долгом, превышающим 42 млрд. рублей.
  • Омская область. Регион также является кандидатом в банкроты. В планах администрации есть взятие большого количества займов, что повышает риск банкротства.
  • Брянская область. Государственный долг региона достиг максимума в исторической перспективе. В прошлом году он увеличился на 2 млрд. рублей и составлял 8,4 млрд. рублей.
  • Мурманская область. Для этого края сравнительно недавно были выделены обширные кредитные линии. Следовательно, у него также будут иметься немалые займы. Однако министерство финансов области это не беспокоит, так как размеры государственного долга не так велики. Согласно норме, размер имеющихся обязательств не может превышать доходы края. Займы требуются для компенсации имеющегося разрыва.

    Администрация Мурманской области уверена в том, что взятые обязательства не станут причиной развития кризисного положения и их удастся вовремя оплатить.

  • Всегда ли взятые финансовые обязательства обозначают приближение кризиса в крае? По словам экспертов, данный признак не является критичным. Заимствования - это обычная процедура для регионов и она довольно распространена. К примеру, большие внешние обязательства имеет Московская область. Также на грани кризисной ситуации находится Мордовия.


    Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:

    Особенности кризисного положения регионов-банкротов

    Проблема имеет несколько граней:

    • Сложное экономическое положение в крае, которое обусловило необходимость во внешних заимствованиях.
    • Особенности финансового управления в определённой области.

    Несмотря на множество регионов с аналогичной проблемой, в каждом ситуация складывается особым образом. Всё зависит от особенностей конкретной области. Кризисное положение, связанное с внешними займами, актуально и часто обсуждается на самых высоких уровнях. Особенно обострилась ситуация в связи с российским кризисом.

    Бесплатная юридическая консультация:


    По словам экспертов, для изменения ситуации требуется работа по трём направлениям:

    1. Инициатива со стороны администрации области, личные попытки изменения положение, взятие ответственности.
    2. Укрепление финансовой базы края;
    3. Создание системы для повышения эффективности работы территорий.

    Несостоятельность регионов является закономерным следствием общего финансового кризиса. По словам главы Минэкономразвития, экономическое положение РФ, относительно кризиса 2008 года, очень плохое. Уменьшаются темпы ВВП.

    Другие эксперты считают, что увеличение долговых обязательств обусловлено повышением социальной ответственности по бюджету. Для изменения ситуации необходима разработка более эффективной системы территориального менеджмента.

    Однако проблема значительно шире. Корень её кроется в сырьевом типе экономики. Для изменения ситуации требуется предпринять действия в нескольких направлениях:

    • Изменения в системе управления;
    • Перемены в управлении территорией страны;
    • Перестройка в области бизнеса.

    Для примера эксперты приводят Саудовскую Аравию. В данном государстве, как и в РФ, есть обширные нефтяные запасы и вертикальное управление. Однако правительство страны предпринимает усилия по перемене положения. В частности, вкладываются средства в формирование сервиса, инфраструктуры, сельское хозяйство.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Комментарии экспертов

    Чего ждать жителям несостоятельных областей? Как сложиться дальнейшая ситуация касательно несостоятельности областей?

    Эксперты утверждают, что кризисное положение коснётся всех. Несостоятельность региона - процедура с особой спецификой. Процедура банкротства имеет аппарат, схожий с аналогичным процессом, касающимся предприятия. Информация о введении процедуры банкротства вот тут. У края также есть движимое и недвижимое имущество. При признании несостоятельности оно подлежит продаже.

    Ответственность правительства заключается не только в покрытии долгов, но и в социальной поддержке населения. Все выплаты, связанные с социальной сферой, должны быть выполнены.

    Первые звоночки об ухудшении темпов развития экономики прозвучали ещё в 2012 году, а с ними стали проявляться и признаки несостоятельности регионов. Однако никаких глобальных мер по изменению ситуации не было предпринято. Меры по государственному антикризисному регулированию, снижающие рост кризиса, предпринимаются только сейчас. Ранее силы правительства были направлены на уменьшение инфляции. Меры предупреждения банкротства изложены в прошлой статье.

    Ранее на увеличение объёма ВВП влияли следующие факторы:

    • стоимость нефтяного ресурса;
    • приток зарубежного капитала;
    • кредитование потребителей;
    • повышение внутреннего совместного спроса.

    На данный момент все эти направления перестали справляться со своей задачей и не стимулируют нормальное увеличение ВВП.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Что происходит после признания несостоятельности?

    При признании края банкротом он имеет ограничения в своей деятельности:

    Очевидно, что после процедуры экономический рост области значительно ухудшиться. Вероятно, его упадок будет критическим. В итоге, может возникнуть финансовая нестабильность в стране. Банкротство даже одного региона может негативно повлиять на всю страну в целом.

    Как коснётся данное событие населения? Рядовой гражданин не испытает катастрофических лишений, однако уровень жизни заметно снизится.

    Однако не все эксперты поддерживают негативный сценарий развития событий. Некоторые аналитики утверждают, что мнения по поводу критичной ситуации в областях преувеличены. Однако ситуация с долговыми обязательствами действительно актуальна, объёмы займов растут. Всё это сказывается на общем состоянии страны.

    Прогнозируется ухудшение роста ВВП, а также уменьшение промышленного производства. На фоне данной ситуации падает спрос на продукцию. Это делает тяжёлым положение в сегменте бизнеса. Предприниматели получают меньше средств, что влечёт за собой сокращение отчислений налогов. Соответственно, уменьшается государственный бюджет.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Наблюдается также отток иностранного капитала, что провоцирует сокращение инвестирования регионов. Отток вызван несколькими причинами:

    1. В некоторых краях не были предприняты меры, которые сделали бы производство конкурентоспособным. Оно не перестроилось по законам современного рынка и стало менее эффективным;
    2. Оборудование на предприятиях устаревает и также снижает эффективность.

    Последствия банкротства

    После признания несостоятельности области можно ожидать следующих последствий:

    • Ущерб банковским учреждениям, кредитным организациям.
    • Потери, по уровню достигающие сотен миллионов рублей.
    • Ущерб регионам, соседствующим с банкротом.
    • Ущерб областям, имеющим деловые связи с должником.
    • Сокращение сотрудников бюджетных сфер.
    • Уменьшение или задержка зарплат.
    • Потеря инвестиционного потенциала области.
    • Смена местного административного состава.

    Эксперты замечают, что крайнее кризисное положение никогда не наступает резко. Это постепенный процесс и местная власть может приостановить его или подготовиться к банкротству. Данная процедура отличается тем, что касается она не только конкретного края, но и близлежащих областей.

    По мнению некоторых экспертов ситуация с регионами ещё сложнее. Смотрите видео:

    В перспективе, регионы банкроты негативно сказываются на общем положении страны. Аналитики имеют множество вариантов развития ситуации. Однако о том, что долговые обязательства растут, убеждены все.

    В разделе Банкротство вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

    Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

    Санкт-Петербург и Лен.область:

    Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

    Бесплатная юридическая консультация:


    Когда целый город банкрот

    Банкротство муниципалитета или региона в России явление маловероятное. В то же время в мировой практике несостоятельность крупных государственных эмитентов встречается достаточно часто.

    Мы решили вспомнить крупнейшие дефолты зарубежных муниципалитетов и регионов, постаравшись в первую очередь обратить внимание на те экономические причины, которые привели к финансовому краху таких крупных заемщиков.

    Автомобильная столица США

    Пожалуй, наиболее богатый опыт муниципальных банкротств имеется у США, где города обладают большой самостоятельностью, а в самом государстве накоплен колоссальный опыт судебных дел, связанных с несостоятельностью. До 40-х годов XX века муниципалитет не мог объявить банкротство, это было исключительно прерогативой компаний и частных лиц. Однако в 1934 году в Акт о банкротстве (Bankruptcy Act) были внесены соответствующие изменения.

    Крупнейшим в истории штатов является банкротство Детройта, который был вынужден заявить о необходимости защиты от кредиторов 18 июля 2013 года. На тот момент долг муниципалитета оценивался в 18–20 миллиардов долларов. Банкротству предшествовал длительный упадок некогда одного из самых успешных американских городов. Считается, что взлет и падение Детройта - это взлет и падение автомобильной промышленности США. Однако к краху города также привели затяжной конфликт на расовой почве и ошибки в градостроительной политике.

    Первые автомобильные предприятия начали создаваться в городе еще в 1920-х годах, а к 1950 году Детройт был настоящим автомобильным центром Америки. В городе разместили производства крупнейшие американские автомобильные корпорации: Ford Motors, General Motors и Chrysler. Только один самый крупный завод корпорации Форда давал работу 90 тысячам американцев.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бурное развитие автомобильной промышленности вытеснило большинство других производств, и муниципальная экономика стала узкоспециализированной. Зарплата автомобильных рабочих в Детройте была выше, чем в среднем по США. К 1950 году ВРП на душу населения в городе был самым высоким в Америке, а его население выросло до 1,8 миллиона человек.

    Автомобильные компании активно привлекали в город переселенцев из других регионов и стран. В Детройт приехали сотни тысяч афроамериканцев с юга США, а также иммигранты из Италии, Польши и Венгрии. Большинство вновь прибывших предпочитало не селиться в многоквартирных домах: высокие зарплаты позволяли строить собственное жилье на одну-две семьи. Это привело к образованию огромного по площади пригорода. Расовая сегрегация стала обычным делом: менеджмент и обеспеченные белые жили в основном в центре Детройта, в то время как афроамериканцы заняли окраины. Надписи «мы хотим видеть только белых арендаторов в нашем районе» часто встречались в центре.

    Кризис и бунты

    С 1950-х годов начинается упадок Детройта. Сначала удар по городу нанесло сокращение численности работников в автомобильной промышленности. В послевоенный период комбинация таких факторов, как повышение производительности труда, автоматизация, консолидация автомобильных предприятий и повышение налогов на отрасль, привела к снижению потребности в сотрудниках. В результате за небольшой период 150 тысяч жителей пригорода Детройта потеряли работу, а общий уровень безработицы в городе подскочил до 10%.

    В 1943 году в городе вспыхнул первый бунт афроамериканцев - 34 человека было убито и 433 пострадало. Волнения продолжались в течение трех дней, навести порядок удалось только благодаря федеральным войскам. Ситуацию усугубила программа перестройки города и возведение сети новых шоссе. Из-за необходимости строить дороги пришлось снести несколько тысяч зданий, преимущественно в бедных пригородах, в том числе церкви, жилые дома, джаз-клубы, семейные кафе. При этом владельцы домов получали уведомления о необходимости переселения за месяц, и городские власти не оказывали им никакого содействия. Многие были вынуждены переселиться в многоквартирные дома.

    На этом фоне в 1967 году вспыхнул очередной бунт, который продлился пять дней - 43 человека было убито и 467 ранено. Ущерб оценивался в 80 миллионов долларов. Протестующие сожгли 412 зданий. После этого Детройт перестал считаться безопасным процветающим городом. Начался сильный отток населения. Автомобильная индустрия продолжала сокращать рабочие места из-за повышения цен на энергоносители и конкуренции со стороны экономичных японских автомобилей. Десятки тысячи домов в Детройте оказались заброшены; стоит напомнить, что до упадка город характеризовала самая большая доля владельцев собственных домов среди небелых американцев.

    К 2000-м годам численность населения города упала до 700 тысяч человек (более чем в два раза), а уровень преступности стал самым высоким среди крупных муниципалитетов США. На фоне сокращения доходов и сохранения расходов на разрушающуюся инфраструктуру ситуация с долгами города систематически ухудшалась.

    В июле 2013 года Детройт был вынужден подать заявление о признании банкротом. Банкротству предшествовали переговоры с пенсионными фондами, кредиторами и профсоюзами, цель­ю которых было уменьшить долговую нагрузку на город посредством реструктуризации, однако они провалились. Пенсионные фонды не позволили кризисному управляющему сократить выплаты пенсионерам, что сделало невозможным уменьшение расходов и реструктуризацию кредитов. Переговоры длились несколько месяцев, но закончились ничем.

    В числе указанных в судебных материалах причин банкротства значились снижение численности населения, значительные расходы на пенсионные программы и программы поддержки инвалидов, сохраняющийся с 2008 года бюджетный дефицит, устаревшие компьютерные системы, использующиеся для администрирования доходов и расходов, коррупция в органах государственной власти. Также было указано, что 47% собственников недвижимости не платят за нее налоги.

    Банкротство обошлось Детройту в колоссальную сумму. За обеспечение процедуры город заплатил юридическим фирмам, консультантам и финансовым советникам 23 миллиона долларов. По другим данным, общая сумма выставленных счетов составляет 177 миллионов, однако муниципалитет согласен только с частью из них. Ставки по облигациям города в течение нескольких месяцев после объявления банкротства выросли почти в два раза - с 8,39 до 16% годовых.

    В декабре 2014 года Детройт вышел из процедуры несостоятельности. Антикризисный менеджер Кевин Орр (Kevyn D. Orr) заявил, что ему больше не нужно контролировать финансовое состояние города и он может передать всю полноту власти избранным лидерам. Антикризисный план, который включал сокращение пенсионных выплат, списание части стоимости облигаций и даже распродажу коллекции живописи местного музея, позволил снизить долги региона на 9 миллиардов долларов. Однако СМИ до сих пор гадают, удастся ли Детройту удержаться на плаву, или упадок в городе продолжится, а следовательно, продлятся и финансовые проблемы.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Слишком большие зарплаты пожарных

    Вторым после Детройта муниципалитетом-банкротом по размерам долга является округ (иногда переводят как графство) Джефферсон в штате Алабама. Город подал на банкротство в ноябре 2011 года. Его долг составлял 4,2 миллиарда долларов.

    В 2012 году обанкротился город Стоктон в Калифорнии. Он вошел в десятку самых опасных городов Америки, а также в десятку самых неграмотных. Менее 17% его населения закончили школу. Муниципалитет подкосил ипотечный кризис: медианная цена на недвижимость упала в два раза, резко снизив доходы городской казны.

    Причиной банкротства еще одного города в Калифорнии, Валлехо, стали слишком высокие зарплаты местных пожарных и полицейских. Они стоили муниципальному бюджету почти 80% доходов. Интересно, что в Валлехо одним из способов финансовой стабилизации стало введение инициативного бюджетирования (Participatory Budgeting).

    После Детройта в США долгое время не было банкротств городов, что связано с восстановлением экономики после финансового кризиса и снижением уровня безработицы. Однако в августе 2015 года о несостоятельности заявил небольшой город в штате Кентукки Хиллвью с населением в 8 тысяч человек. Активы муниципалитета оцениваются в 10 миллионов долларов при долге в 100 миллионов. Аналитики в прессе обращали внимание, что во многом на снижение числа банкротств в США повлиял случай Детройта: у города возникли серьезные проблемы, которые отпугивают другие готовые заявить о несостоятельности муниципалитеты.

    Что касается потенциального банкротства штатов, то они, согласно законодательству США, прибегнуть к защите от кредиторов не могут. Однако дискуссии по поводу необходимого признания несостоятельности того или иного штата регулярно появляются в американской прессе. Так, в 2013 году активно обсуждалось возможное банкротство Иллинойса. За право штатов требовать защиты от кредиторов в связи со своей несостоятельностью, в частности, ратует бывший губернатор Флориды, кандидат в президенты США Джеб Буш. Примечательно, что последние дефолты штатов происходили в XIX веке.

    Бесплатная юридическая консультация:


    «Штаты не могут быть признаны банкротами, однако в действительности они могут оказаться в ситуации, когда им придется отказаться платить по счетам. Что смогут сделать кредиторы в такой ситуации? Я думаю, Джеб Буш имеет в виду, что нам лучше принять некие правила действий в подобном случае», - говорит директор Института государственного и общественного управления Иллинойского университета профессор Д. Фред Гиертс. По его словам, как таковой институт банкротства штатов в США в принципе невозможен, потому что значительная часть полномочий субъектов федерации защищена федеральным правительством. В таком случае, если штат признается банкротом, его долги переходят к Вашингтону.

    Муниципалитеты находятся в противоположной ситуации. Анализ поведения кредиторов в случае банкротства городов показывает, что пенсионные фонды, частные инвесторы, финансовые корпорации рассматривают муниципальные образования скорее как отдельные, слабо зависящие от федеральных властей корпорации, допускающие собственные финансовые ошибки. Так, округ Ориндж в штате Калифорния с населением 2,5 миллиона человек обанкротился в 1994 году, но уже через полгода смог снова выйти на рынок заемного капитала, хоть и с уровнем процентных ставок больше обычного. Ориндж занимал деньги с 1970-х годов, вкладывая средства в муниципальные предприятия, рассчитывая на то, что доход от вложений превысит выплаты по кредитам. Но этого так и не случилось.

    К слову, в России ситуация совершенно другая: часто финансовые проблемы не только муниципалитетов, но даже отдельных предприятий приводят к вмешательству даже не региональных, а федеральных властей - вплоть до главы государства.

    Без ликвидации имущества

    Согласно законодательству США муниципалитет, желающий воспользоваться процедурой несостоятельности, должен получить либо, по крайней мере, попытаться получить согласие на такой шаг со стороны кредиторов. Сами кредиторы, что примечательно, не могут вынудить муниципалитет пойти на такой шаг. Это значительно отличается от банкротства компаний и финансовых организаций, когда любой держатель долга юридического лица может в случае отсутствия выплат подать в суд.

    Законодательство США о банкротстве, в том числе глава 9 Кодекса о банкротствах, не предполагает принудительную ликвидацию активов муниципального образования. Распродажи активов не происходит, так как город должен продолжать выполнять свои обязательства перед жителями. Фактически целью федерального закона о банкротстве (действует в США с 1934 года) является обеспечение процедуры, в рамках которой муниципалитеты могут реструктурировать свою задолженность. Пока они находятся под защитой закона о банкротстве, у них есть возможность сохранять свободу в своей деятельности, в том числе в вопросах осуществления бюджетных расходов, налогообложения, эмиссии муниципальных долговых бумаг и операций с муниципальным имуществом.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Разработчики законодательства исходили из того, что муниципалитет является органом власти, управляемым демократически, и поэтому вмешательство в деятельность города без его согласия фактически становится ограничением политических прав граждан.

    От Австрийских Альп до Лимпопо

    Хотя в США и сложилось старейшее законодательство о несостоятельности муниципалитетов, процедуры банкротства для городов (а в некоторых случаях - и регионов) существуют и в других странах, в том числе в Канаде, Швейцарии, ЮАР, Бразилии, Албании, Румынии, Италии.

    В некоторых случаях причиной дефолта становится плохая система администрирования финансов. Так, в начале 2012 года Казначейство ЮАР заявило, что провинция Лимпопо технически является банкротом - в бюджете региона для расчетов с кредиторами не хватало 2,7 миллиарда южноафриканских рэндов (около 180 миллионов долларов). Причиной банкротства целой провинции стали недостаточные учет и контроль над государственными тратами. Значительный объем расходов никем не проверялся, и зачастую траты даже не сопровождала необходимая документация. Ситуацию значительно ухудшил высокий уровень коррупции. Так, а­удиторы при проверке финансов провинции в одном только департаменте образования не смогли получить документы более чем по 600 государственным контрактам.

    Значительное число банкротств муниципалитетов в Европе приходится на Италию. Институт муниципального банкротства был введен в стране в 1989 году на фоне растущих дефицитов местных бюджетов. С 1989 по 2011 год процедурой воспользовалось 448 муниципальных образований. Некоторые города за это время успели объявить о дефолте дважды. Небольшой город Таранто, центр одноименной провинции на юге Италии, ставший банкротом в 2006 году, набрал долгов на 637 миллионов евро.

    Однако самого крупного ожидаемого банкротства в Италии так и не случилось. Речь идет о потенциальном дефолте Рима, который оказался на грани несостоятельности к 2014 году. На фоне долгового кризиса к началу позапрошлого года дефицит бюджета итальянской столицы превысил 800 миллионов евро. Основной причиной ухудшения ситуации стало сокращение туристического потока: если в 2007 году в город приехало 9 миллионов туристов, то через пять лет эта цифра упала до 8,4 миллиона. При этом туристы и паломники стали чаще привозить еду с собой и гораздо реже делать заказы в кафе и покупки в магазинах. Значительный ущерб бюджету также наносили безбилетники в общественном транспорте - каждый четвертый пассажир не платил за проезд. Выходом из кризиса для Рима стало получение помощи в 575 миллионов евро от правительства Италии.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Еврозона пока еще не сталкивалась с банкротством регионов. Однако в течение последних нескольких лет на фоне непрекращающегося долгового кризиса в зоне евро все чаще говорят о потенциальном дефолте тех или иных территорий. Так, весной текущего года пресса сообщала, что перед угрозой несостоятельности оказалась австрийская Каринтия в Альпах.

    Долг провинции с населением в 550 тысяч к марту 2015 года составлял 10,2 миллиарда евро. Причиной финансовых трудностей стало то, что регион предоставлял гарантии местному банку Hypo Alpe Adria Bank по финансовым вложениям. Не последнюю роль в решении давать такие гарантии играли дружеские отношения между банкирами и губернатором Каринтии Йоргом Хайдером (Jorg Haider). В итоге банковские средства были вложены в облигации стран Южной Европы, в первую очередь Греции, и потеряны. Однако дефолта не случилось, так как на помощь пришли власти Австрии.

    Как видно из примеров, причинами банкротств регионов и муниципалитетов являются не только экономические процессы в государствах, но и их свобода и самостоятельность в принятии решений. Если центральное правительство готово брать на себя ответственность за провалы на местах и вкладывать деньги, то дефолтов не происходит. Однако должно ли оно это делать, остается предметом дискуссии.

    "Бюджетный учет" для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

    Выставки, форумы, конференции

    Учебный центр "Бюджет": ваша возможность повысить квалификацию

    Бесплатная юридическая консультация:


    Финансовый контроль

    Журнал "Финконтроль" для финансовых контролеров и проверяемых

    Промышленность

    Господдержка промышленности в Москве: меры и результаты 2017 года

    Сельское хозяйство

    Государственная поддержка фермеров: что уже делается и что изменится

    Финансовый контроль

    Как влияет централизация учетных функций на внутренний финконтроль

    Финансы

    Когда союз необходим: репортаж с первого семинара-совещания Союза развития государственных финансов

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бюджет.ru social

    Сайт может содержать материалы, не предназначенные для лиц младше 18-ти лет.

    © 2012–2016  Издательский дом «Бюджет»

    БЮДЖЕТ.RU - интернет-издание о финансовой жизни страны. Использование материалов Бюджет.ru разрешено только с предварительного письменного согласия правообладателей.

    Топ 15: Главные должники-банкроты России (15 фото)

    С 1 октября 2015 года в России действует институт банкротства граждан, что должно стать эффективным лекарством от жадности и для должников, и для кредиторов. По закону, суд назначает процедуру реструктуризации долгов на трехлетний срок, если имущества и доходов должника не хватает, он освобождается от долгов. Несколько участников списка поспешили подать заявление о банкротстве в тот же день, как закон вступил в силу. Топ-15 должников, не вернувших кредиторам почти 300 млрд рублей, - в рейтинге Forbes.

    Бесплатная юридическая консультация:


    1. Тельман Исмаилов, 59 лет

    Требования кредиторов: 158,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: ООО «Южная автомобильная группа» (по кредиту Сбербанка)

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (3.3.2016)

    Бесплатная юридическая консультация:


    Источник капитала: финансово-промышленная группа «Донинвест»

    Основные кредиторы: ВТБ - 7,3 млрд рублей, Сбербанк - 4,4 млрд, Газпромбанк - 3 млрд, МДМ Банк - 1,8 млрд, Росбанк - 1,6 млрд, Юникредит Банк - 139 млн.

    4. Владимир Кехман

    Требования кредиторов: 10,2 млрд рублей

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (23.12.2015)

    Источник капитала: импортер фруктов JFC

    5. Олег и Татьяна Михеевы

    Возраст: по 48 лет

    Требования кредиторов: 9,6 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: ООО «Зарина» (к Михееву) и Промсвязьбанк (к супруге Михеева)

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (Михеев - 02.12.2015 , Михеева - 7.12.2015)

    Источник капитала: девелоперская компания «Диамант» и банковский бизнес

    6. Марат Баласанян

    Требования кредиторов: 5,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: Реструктуризация долгов (15.12.2015)

    Источник капитала: Инвестиционная группа «Объединение «Восток»

    Требования кредиторов: 4,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (11.4.2016)

    Источник капитала: нефтесервисный холдинг «РУ-Энерджи Групп»

    8. Александр Мамедов

    Требования кредиторов: 3 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Банк БТФ

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (20.11.2015)

    Источник капитала: импортер алкоголя «Русьимпорт»

    9. Алексей Нусинов

    Требования кредиторов: 2,6 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Glamin Business Ltd (по кредиту Промсвязьбанка)

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (03.12.2015)

    Источник капитала: автодилер ГК «Независимость»

    10. Александр Гительсон

    Требования кредиторов: 1,9 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: сам должник, Александр Гительсон

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (27.4.2016)

    Источник капитала: Восточно-европейская финансовая корпорация (ВЕФК)

    11. Дмитрий Майоров

    Возраст: 43 года

    Требования кредиторов: 1,6 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (24.2.2016)

    Источник капитала: строительная компания «Техинвест»

    12. Василий Гущин

    Заявитель о банкротстве: ООО «Объединенные активы» (по кредиту НС Банка)

    Статус дела о банкротстве: реализация имущества (15.12.2015)

    Источник капитала: текстильный холдинг «Юнистайл» и недвижимость

    13. Ленур и Эльвира Ислямовы

    Возраст: Ленуру Ислямову 50 лет, Эльвире Ислямовой 41 год

    Требования кредиторов: 1,2 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (Ислямов - 16.03.2016, Ислямова - 24.03.2016)

    Источник капитала: автотранспортный холдинг «Квингруп» и банковский бизнес

    14. Андрей Исаев

    Заявитель о банкротстве: ООО «Мойка 22»

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (2.6.2016)

    Источник капитала: «Балтийский Банк» и недвижимость

    15. Махмуд Хассан Юнес, Олег Панков, Виктор Гожин

    Возраст: Махмуду Хассан Юнесу 58 лет, Олегу Панкову 59 лет, Виктору Гожину 62 года

    Требования кредиторов: 1 млрд рублей

    Заявитель о банкротстве: Сбербанк (ответчики Юнес и Панков) и Магомед Нурмагомедов (ответчик Гожин)

    Статус дела о банкротстве: реструктуризация долгов (Юнес - 26.04.2016, Панков - 25.01.2016) и реализация имущества (Гожин - 2.12.2015)

    Источник капитала: девелоперская компания «Апогей»

    После того как рейтинговое агентство Standard&Poors объявило о техническом дефолте Новгородской области, вопрос о банкротстве регионов стал одной из наиболее обсуждаемых тем. Сегодня в очередном номере "Оперативного мониторинга экономической ситуации в России» были опубликованы свежие данные по экономическому положению регионов. The Insider приводит эти данные в виде наглядной инфографики (см. ниже), и как можно понять из этих данных — Новгородская область находится еще далеко не в самом худшем положении — ведь некоторые регионы уже задолжали более 80% от своих годовых доходов, а ряд субъектов — и свыше 100%. Прокомментировать положение, сложившееся в регионах, The Insider попросил Наталью Зубаревич, директора региональной программы Независимого института социальной политики (именно этот институт и готовил для мониторинга региональную часть).

    — Насколько тяжелой сегодня выглядит ситуация с долгами регионов?

    — По последним данным на на 1 апреля 2015 г., общий объем долга регионов и муниципалитетов — 2,4 трлн руб., это треть от собственных доходов их бюджетов (т.е. без трансфертов). В том числе долг коммерческим банкам - 1 трлн. руб. В качестве антикризисной меры из федерального бюджета выделено на этот год 310 млрд для перевода долгов коммерческим банкам в бюджетные кредиты, ставки по которым намного ниже, а сам долг федеральному бюджету легче пролонгировать. Однако процесс замещения долга коммерческим банкам бюджетными кредитами идет медленно, так как Минфин требует выполнять жесткие условия, чтобы получить средства на замещение: иметь бездефицитный бюджет и сокращать занятость в бюджетной сфере. С одной стороны, Минфин можно понять – нужно жить по средствам, но с другой – регионы не виноваты в быстром росте долга. С 2012 г. их вынудили выполнять решения о повышении зарплаты бюджетникам, принятые в Кремле. Расходы бюджетов регионов пришлось наращивать. А с 2013 г. начали проседать и доходы бюджетов – стагнация, а потом кризис экономики.

    В первом квартале 2015 г. доходы бюджетов регионов выросли на 11%, а расходы — только на 4%, 55 регионов смогли добиться профицита. Но первый квартал не показателен, дальше, скорее всего, будет хуже. Дело в том, что рост доходов был обеспечен, во-первых, ростом налога на прибыль на 8%. Компании платили его по результатам 2014 г., а он был лучше для крупного бизнеса (который является основным источником поступлений налога на прибыль). Во-вторых, на треть выросли трансферты регионам (без учета Крыма). Скорее всего, их просто начали перечислять раньше, а не в апреле-мае, как обычно. Но большой вопрос, будут ли федералы и во втором квартале опережающими темпами выделять трансферты? Ведь в законе о бюджете на 2015 г. запланировано их сокращение на 15%. Если дали раньше – это не значит, что дали больше в целом за год. Тормозить рост доходов бюджетов будет и самый главный налог для регионов – на доходы физических лиц (НДФЛ), поступления по которому выросли в первом квартале лишь на 3,8% (без учета Крыма). В апреле зарплата в реальном выражении сократилась на 13%, поэтому во втором квартале поступления по НДФЛ вряд ли будут расти. Риски возрастают, и первый квартал, завершившийся лучше ожидаемого, не должен расхолаживать, дальше будет хуже. И как в этой ситуации будет вести себя федеральный центр – это вопрос не ко мне.

    — Но способен ли вообще федеральный центр переложить на себя ответственность на долги регионов в масштабе года хотя бы?

    В первом квартале 2015 г. началось более масштабное сокращение социальных расходов. Сильнее всего на образование

    — Вопрос так не стоит. Федеральный бюджет не будет взваливать на себя долг регионов, но денег может подкинуть, к тому же при высокой инфляции долг частично размывается. Регионам приходится рубить расходы бюджетов– и это уже почувствует на себе население. В 2014 г. большинство регионов сокращали расходы на ЖКХ и национальную экономику, но в 2015 г. их заставили выполнять федеральные решения по росту дорожного строительства, это опять дополнительные расходы. В первом квартале 2015 г. началось более масштабное сокращение социальных расходов. Сильнее всего на образование – сокращения в 26 регионах (в 2014 г. – в 9 регионах). Расходы на здравоохранение сократились в 21 регионе, а если считать с территориальными фондами ОМС, то в 12 регионах. Расходы на социальную политику (соцзащиту населения) сократились в 16 регионах (в 2014 г. – только в трех). Перед губернаторскими выборами их сокращать никак нельзя, а вот после…

    - Но говорить о дефолте регионов все-таки пока рано?

    Дефолта субъекта федерации у нас быть не может по политическим причинам

    Дефолта субъекта федерации у нас быть не может по политическим причинам. Коллеги из Standard&Poors назвали дефолтом просрочку выплат Новгородской области по кредиту коммерческому банку. Это технический дефолт. Мы тоже в своем мониторинге использовали это слово для выделения группы наиболее проблемных регионов, но поставив его в кавычки, о настоящем дефолте и банкротстве регионов и городов речи не идет.

    - Но надо же как-то отдавать банкам долги, а бесконечно резать расходы невозможно.

    Часть долга можно реструктурировать в бюджетные кредиты, часть выплатить за счет сокращений расходов, кроме того, со многими банками можно договориться – ведь основные кредиторы у нас «Сбербанк» и ВТБ, то есть банки, принадлежащие государству.

    - Таким образом, получается, что долг де-факто перекладывается на плечи налогоплательщиков?

    В связи с сокращением расходов бюджетов регионов на социальные цели проблемы у населения, действительно, будут нарастать.

    - Все это звучит пока очень неопределенно.

    А и не ждите определенности, ее нет. Сделать прогноз в условиях нарастающей нестабильности невозможно, вариантов действий много. Ясно только что дефолта по типу Детройта у нас быть не может. Подкинут трансфертов, чтобы смягчить наиболее тяжелую ситуацию, но и быстрее заставят сжимать расходы. Пропорции «кнута и пряника» для регионов уже сейчас разные. Ручное управление, как обычно.

    - Как в этом контексте выглядит положение реального сектора в регионах?

    Ситуация сложная, промышленный спад в апреле ускорился до 4,5%, а в обрабатывающей промышленности – до 7,2%. В целом за январь—апрель в 37 регионах спад с разной скоростью. Рост промышленности сохраняется в регионах, где сосредоточены предприятия военно-промышленного комплекса, некоторые регионы-экспортеры, в том числе с новыми нефтегазовыми месторождениями – Ненецкий автономный округ, Сахалин, Иркутская область, Якутия. Перестали расти регионы пищевой промышленности, эффект импортозамещения оказался краткосрочным: во-первых, мешает потолок платежеспособного спроса (у людей денег становится меньше), а во-вторых, для импортозамещения нужны инвестиции, а они в России падают третий год подряд и с ускорением. Сжатие платежеспособного спроса населения показывает динамика оборота розничной торговли – минус 7,5% за январь—апрель, причем спад характерен почти для всех регионов страны. Конкретнее – смотрите в мониторинге РАНХиГС, раздел про регионы.

    Комментарии

    Олег Иванов

    Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) понизило рейтинг Мордовии до уровня B, говорится в сообщении агентства. Это означает, что в регионе низкий уровень кредитоспособности, ему присвоен статус «рейтинг на пересмотре - негативный». Понижение связано с неспособностью выполнять обязательства перед кредиторами - Мордовия нарушила условия реструктуризации кредитов из федерального бюджета. По данным агентства, регион не в состоянии добиться единовременного снижения долга в 2020 году.

    Отмечается, что федеральное казначейство должно было в течение 12 месяцев взыскать с Мордовии бюджетные кредиты на 20,48 миллиарда рублей (88 процентов собственных доходов республики в 2018 году). Минфин частично реструктурировал график списания задолженности, что позволило Мордовии с 1 декабря не возвращать средства, равные 15 процентам собственных доходов за текущий год. Остаток суммы был списан в полном объеме. С 1 февраля 2019 года объем списания составит, по оценке АКРА, 81 процент собственных доходов регионального бюджета за год. Если эти деньги спишут, Мордовия будет неспособна исполнять свои обязательства по обслуживанию рыночного долга.

    Ситуацию комментируют эксперты Центра ПРИСП - руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области и политтехнолог, эксперт по коммуникациям .

    Олег Иванов

    Периодически возникают случаи, когда некоторые регионы страны оказываются или в преддефолтном состоянии, или же рейтинговые агентства понижают им рейтинг до состояния «технического дефолта».

    Похожая история произошла с Новгородской областью в 2015 году, когда рейтинговое агентство Standard & Poor"s объявило регион в состоянии технического дефолта. Однако никакого банкротства регионов быть не может, в первую очередь, по политическим причинам. Поскольку Россия является федеративным государством, то регионам, находящимся в преддефолтном состоянии, государство оказывает поддержку. Кроме того, два региона страны - Республика Хакасия и Костромская область - находятся под внешним управлением. Таким образом, федеральные власти берут на себя финансовое управление субъектами. Можно предположить, что федеральный центр найдет источники и поможет субъекту покрыть свои долги.

    Алена Август

    Губернаторам кризисных территорий «не стоит надеяться на различные громкие фамилии, за которыми обычно удавалось спрятаться.

    Введение четких критериев оценки эффективности губернаторов является инструментом, позволяющим исключить любые возможности помощи со стороны влиятельных покровителей. Понятно, что экономика сегодня, мягко говоря, не на подъеме. Но это вовсе не означает, что надо сложить руки и просто подавать блистательные отчеты наверх при совсем иной реальности.

    Недисциплинированные южане и северяне

    На начало июня 2017 года физическим лицам в России было выдано кредитов на сумму в 3,2 трлн рублей. При этом общая задолженность физлиц по кредитам составляет 11 трлн рублей. Просроченная же задолженность составляет около 8% от общей - примерно 890 млрд рублей. Сумма впечатляет, согласитесь.

    Самая большая доля «просрочки» - в регионах юга России и Северного Кавказа. В Карачаево-Черкесии, к примеру, она составляет 14%, в Кабардино-Балкарии - 11,1%, в Краснодарском крае - 10,3%, а в Ингушетии - и вовсе 27,7%. Высокая доля просроченной задолженности также в Сибири: в Кемеровской и Омской областях - около 11%, а в Бурятии - 13%. Самая низкая доля «просрочки» - в Севастополе (2,2%), Ненецком автономном округе (2,3%) и в Крыму (2,5%).

    Показатель Поволжья ниже среднего по России - 7,8%. Чаще всего не выплачивают задолженность в Самарской и Саратовской областях (9% и 9,5% соответственно), а также в Башкортостане и Ульяновской области (8,8% и 8,3%). В Татарстане доля просрочки средняя для ПФО - 7,3%, а самый низкий по Поволжью показатель - в Чувашии (5,4%) и Мордовии (5,9%).

    Говоря же про закредитованность населения, нужно отметить, что больше всего кредитов на каждого жителя приходится в северных регионах с высокими доходами. Лидер по задолженности - Ямало-Ненецкий автономный округ (в среднем на каждого жителя приходится около 190 тыс. рублей долга), Ханты-Мансийский автономный округ (176 тыс. рублей), Тюменская область (152 тыс. рублей), Магаданская область и Якутия (примерно по 130 тыс. рублей). Для сравнения - в Москве, находящейся на 12-м месте, на каждого жителя приходится лишь по 103 тыс. рублей долга, а в Татарстане (находится в середине рейтинга) - 70 тыс. рублей. Наименее закредитованные регионы России отчасти совпадают с регионами, где самая высокая доля просроченной задолженности, - Ингушетия, Крым и Севастополь (6,5-8,5 тыс. рублей на человека), Дагестан и Чечня (12-13 тыс. рублей на человека).

    Однако одно дело взять кредит, и совсем другое - не оплачивать его. Что касается просроченной задолженности на каждого жителя, то в лидерах тут Север и Сибирь. В Бурятии на каждого жителя в среднем приходится по 9,5 тыс. рублей просроченной задолженности. В лидерах также Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ (примерно по 9 тыс. рублей), Красноярский край и Москва (около 8,5 тыс. рублей на каждого жителя). Татарстан здесь опять же находится примерно в середине списка с 5 тыс. рублей (показатель сравним с Белгородской областью, Республикой Алтай и в целом соответствует показателю ПФО). Меньше всего «просрочки» на каждого жителя - вновь в Крыму, Севастополе и Чечне (от 160 до 760 рублей), но говорит это не столько о том, что жители не доводят кредиты до стадии «просрочки», сколько о том, что кредиты здесь в целом берут редко.

    Число потенциальных банкротов растет за счет бывшего среднего класса

    Некоторой палочкой-выручалочкой для должников становится возможность подать на личное банкротство. При этом число потенциальных банкротов в Поволжье растет. По данным Национального бюро кредитных историй на конец мая 2017 года во всех регионах Поволжья рост составил от 12 до 30%. При этом общее число потенциальных банкротов в ПФО выросло за год со 116,5 до 141 тыс. человек - на 21%. Отметим, что под потенциальными банкротами подразумеваются жители страны, которые формально подпадают под определение, данное в законе, - у них долга более 500 тыс. рублей, а просрочка платежей составляет более 90 дней.

    Чаще всего личное банкротство грозит людям, находящимся в самом экономически-активном возрасте: более трети потенциальных банкротов в Поволжье - в возрасте от 30 до 39 лет. Немногим меньше - 29% должников - в возрасте от 40 до 49 лет. Значительно меньше потенциальных банкротов (примерно одна пятая) находится в возрасте от 50 до 59 лет. Следом за этой категорией по количеству потенциальных должников - люди в возрасте от 25 до 29 лет (каждый десятый). Людей другого возраста \совсем мало: от 60 до 65 лет - 4,5% должников, а люди моложе 25 и старше 65 лет составляют суммарно лишь около 1,3% потенциальных банкротов.

    Как сказали «Реальному времени» в Национальном центре банкротств, типичный потенциальный банкрот - это «бывший средний класс»: возраст лиц, проходящих процедуру банкротства, - от 35 до 55 лет. По гендерной принадлежности нет особых «перекосов»: банкротятся в одинаковом соотношении как женщины, так и мужчины. То же можно сказать и об их семейном положении.

    Второй тип - предприниматели, выступающие для своих организаций поручителями. «Падение рынка негативно воздействовало на их предприятия, прогнозы рентабельности, которые были сделаны при взятии кредита, не оправдались, задолженность по кредитам становится их ответственностью», - рассказывают в НЦБ.

    Башкортостан лидирует по числу потенциальных банкротов

    Пытаясь проследить, где в основном проживают потенциальные банкроты, можно прийти к выводу, что таким регионом в Поволжье является Башкортостан. По данным Национального бюро кредитных историй на конец мая 2017 года, здесь их около 25,5 тыс. человек. Этот же регион является и одним из лидеров по годовому росту показателя (с начала апреля прошлого года) - за год их стало больше на четверть. Татарстан занимает по числу потенциальных банкротов второе место с 17 тыс. человек, при этом годовой рост составляет 19%. Много потенциальных банкротов также в Самарской области (15 тыс. человек, за год число увеличилось на 22%), Пермском крае (около 14 тыс. человек, годовой рост - 21%), Нижегородской области (13 тыс. человек, рост на 22%).

    Наименьшее число потенциальных банкротов - в Марий Эл и Мордовии (примерно по 2,5 тыс. человек). При этом именно Марий Эл стала лидером годового роста числа потенциальных банкротов - почти на треть, а показатель Мордовии вырос за год на 19%.

    Если говорить о ситуации не с потенциальными, а с уже «состоявшимися» банкротами-физлицами, то, по данным Национального центра банкротств, основная масса их оказалась из Москвы. При общем количестве банкротов (по данным на 1 июня 2017 года) в 65,5 тыс. человек, почти каждый десятый банкрот - из Москвы. Немногим меньше - 4,3 тыс. человек - живут в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Третье место занимает Московская область с 3,5 тыс. банкротов. В «пятерку» также входит Краснодарский край (3,5 тыс. человек) и Башкортостан (2,3 тыс.). Показатель Татарстана - 1,4 тыс. человек, что больше, чем в Нижегородской области, но меньше, чем в Самарской и Саратовской областях.

    Чаще других ведет к банкротству потребкредит, а Пензенская область - в лидерах по неудачным микрозаймам

    Возвращаясь же к ситуации в Поволжье, интересно отметить, что основная масса потенциальных банкротов, по данным НБКИ , задолжала не по кредитам на крупные покупки - ипотека или автокредит, а по небольшим кредитам. Больше всего потенциальных банкротов - 90 тыс. человек (то есть более половины) задолжали по потребительским кредитам. При этом практически не отличается от общей картинки и деление людей по регионам и возрастам.

    Впрочем, как отмечают в Национальном центре банкротств, иногда должник по одной из категорий становится должником сразу по нескольким статьям. «Достаточно распространенной является ситуация, когда заемщик, например, выплачивающий ипотечный кредит, испытывая материальные сложности, идет на новый заем в микрофинансовых организациях или берет срочный кредит. Как следствие, денежные обязательства значительно возрастают и очень быстро становятся неподъемными, что заводит гражданина в долговую яму», - говорят в НЦБ.

    Вторая по значению «причина» нахождения в списке потенциальных банкротов - задолженности по банковским картам. Впрочем, количество должников здесь значительно меньше, всего около 14 тыс. человек. Как ни странно, типичный должник не отличается по возрасту и месту проживания и в этом случае. Интересно здесь, впрочем, отметить, что перевес Башкортостана по числу должников по этому виду кредитов гораздо больше, чем в других случаях. В Башкортостане проживает больше трети всех поволжских должников по «кредиткам», которым грозит банкротство, причем отрыв от ближайшего региона - почти в четыре раза.

    Третий по значению вид кредитов, должники по которым могут стать банкротами, - автокредиты. Сейчас таких по Поволжью - 12 тыс. человек. Причем тут заметно, что на возраст от 30 до 39 лет приходится еще большая часть должников. Таких тут около 40%, а вот людей в возрасте от 65 лет - всего 0,6%.

    Людей, которые могут стать банкротами из-за неплатежей по ипотеке, в Поволжье всего 3,6 тыс. человек. Причем это первый случай в ПФО, когда лидером по числу должников является не Башкортостан: здесь больше всего должников - в Пермском крае. Еще более интересная картинка появляется, если рассмотреть ситуацию с должниками по микрозаймам. При совсем небольшом общем их числе - 2,7 тыс. человек, более четверти приходится на один регион, причем довольно небольшой - Пензенскую область. Учитывая, что обычно аудитория микрофинансовых организаций бывает довольно ограниченной в деньгах, можно сделать выводы об уровне достатка в этом регионе.

    Максим Матвеев,
    аналитическая служба "Реального времени"