Audi-a3club - Автомобильный портал

Белла ахмадулина биография личная жизнь творчество. Биография ахмадулиной

Советская поэтесса-шестидесятница, писательница и переводчица создавала свои первые тексты уже со школьного возраста, зарождая свой собственный неповторимый стиль. Всю жизнь она проживет в России, умерев в возрасте 73 лет, годы ее жизни составят период с 1937 по 2010 год.

  1. Мать: Надежда Макарова Лазаревна, переводчик органов безопасности, племянница Александра Стопани, революционера и партийно-государственного деятеля;
  2. Отец: Ахат Валерьевич, таможенный начальник.

Воспитанием будущей занималась бабушка в связи с занятостью родителей. Отец в годы войны был призван на фронт, тогда как маленькая Ахмадулина с бабушкой сосланы в эвакуацию, начиная с Самары и заканчивая Казанью, вместе с матерью. Там же, в глубоком тылу, девочка пошла в школу.

Образование и творческий путь

Белла отравилась получать высшее образование в Литературный институт, из которого была исключена за отказ в поддержке травли Бориса Пастернака, но, к счастью, позднее была восстановлена.

Первым в ее портфолио было стихотворение «По улице моей который год», которое получило наибольшее распространение среди почитателей. В дальнейшем оно будет использовано в качества текста для музыки в романсе, который исполнит российская певица Алла Пугачева в одной из знаменитых советских кинолент.

Благодаря хорошему происхождению (ее родители занимали высокое положение), началась ее карьера в «Литературной газете», как корреспондента и автора рассказов «На Сибирких дорогах».

Творчество

Многие строки из произведений Ахмадулиной использовались в фильмах, включая знаменитую киноленту «Ирония судьбы, или с легким паром» в реплике «По улице моей». В архивах фильмографии сценарные заслуги за кинокартины «Чистые пруды» и «Стюардесса», а так же участие в качестве актрисы в кинокартине «Живет такой парень», за который она получит статуэтку «Золотого льва», и картина «Спорт, спорт, спорт». Библиография составляет увесистый список сборников ее стихотворений, поэм, переводов, рассказов, эссе и выступлений.

Писательница не осталась без внимания весомых фигур в литературном мире. Иосиф Бродский оценил ее творчество, как наследие лермонтосвко-пастернаковской линии по отношению к русской поэзии. Дмитрием Быковым было замечено сходство ее творчества с импрессионизмом в живописи, которую он объяснил сплошной осознанной размытостью в ее лирике. А так же акцентировал внимание на сквозном «стыде», постоянной теме ее поэзии.

Позднее, в 2013 году, Владимиром Владимировичем Путиным будет включен перечень ее работ в список обязательной школьной программы.

Личная жизнь

Поэтесса заключила несколько браков за свою жизнь. Все началась с поэта Евгения Евтушенко, брак с которым продлился год. После этого она стала женой русского журналиста и сценариста Юрия Нагибина. Ее второй брак так же продлился недолго, после чего она взяла на воспитание Анну — приемную дочь.

С Эльдаром Кулиевым, третьим супругом, поэтесса родила дочь Елизавету. Последний брак был заключен с Борисом Мессерера, театральным художником, с которым она продолжила сожительство в Переделкино.

Смерть

На закате жизни поэтессу одолевали болезни. Она была госпитализирована в Переделкино. Невзирая на качественно выполненную операцию, спустя четыре дня с момента выписки ее не стало.

Белла Ахмадулина обогатила женскую поэзию в России своим индивидуальным стилем и неподражаемым изяществом лирики. Ее заслуги были признанны, она умерла, находясь в ореоле славы и заслуженного почитания. Тот, кому посчастливилось застать ее в живых, может похвастать знакомством с легендарным человеком, имя которого уже ассоциируют с русской классикой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жизнь и творчество

Белла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. В числе предков с материнской стороны-итальянцы, осевшие в России,и среди них- революционер Стопани.Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец».Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. По окончании школы поступила в Литературный институт имени Максима Горького. Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале «Синтаксис».

В 1959 году Ахмадулина была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 году окончила институт с отличной оценкой дипломной работы. В 1962 году стараниями поэта Павла Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна». Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это «крамольное» событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча», «Метель».

К этому времени она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время «оттепели». Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты - от Пушкина и Цветаевой до друзей и современников А.Вознесенского и Б.Окуджавы, а также простые люди - «кривая Нинка», «электрик Василий». Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н.Бараташвили, Г.Табидзе, С.Чиковани. Она - автор многочисленных эссе о В.Набокове, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Вен.Ерофееве, А.Твардовском, П.Антокольском, В.Высоцком и других крупных творческих личностях, которые, по ее словам, «украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой».

В 1977 году она была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 году вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники. Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной «Много собак и собака» вошел в неофициальный альманах «Метрополь» (1979).

Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче. Вскричать: "Полцарства за коня!" - какая вспыльчивость и щедрость! Но снизойдет и на меня последнего задора тщетность. Когда-нибудь очнусь во мгле, навеки проиграв сраженье, и вот придет на память мне безумца древнего решенье. О, что полцарства для меня! Дитя, наученное веком, возьму коня, отдам коня за полмгновенья с человеком, любимым мною. Бог с тобой, о конь мой, конь мой, конь ретивый. Я безвозмездно повод твой ослаблю - и табун родимый нагонишь ты, нагонишь там, в степи пустой и порыжелой. А мне наскучил тарарам этих побед и поражений. Мне жаль коня! Мне жаль любви! И на манер средневековый ложится под ноги мои лишь след, оставленный подковой. 1958

Хочу я быть невестой, красивой, завитой, под белою навесной застенчивой фатой. Чтоб вздрагивали руки в колечках ледяных, чтобы сходились рюмки во здравье молодых. Чтоб каждый мне поддакивал, пророчил сыновей, чтобы друзья с подарками стеснялись у дверей. Сорочки в целлофане, тарелки, кружева... Чтоб в щёку целовали, пока я не жена. Платье мое белое заплакано вином, счастливая и бедная сижу я за столом. Страшно и заманчиво то, что впереди. Плачет моя мамочка,- мама, погоди. ... Наряд мой боярский скинут на кровать. Мне хорошо бояться тебя поцеловать. Громко стулья ставятся рядом, за стеной... Что-то дальше станется с тобою и со мной?.. 1955

Поэзия для Ахмадулиной - самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолет, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для ее поэзии все - даже любая мелочь - может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; все может стать одухотворенным, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчужденное употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем ее поэзия стала проще, эпичнее.

Актёрские работы

1964 - Живёт такой парень

1970 - Спорт, спорт, спорт

Награды и премии

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007 ) - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997 ) - за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы

Орден Дружбы народов (1984 )

Лауреат Государственной премии СССР (1989 )

Лауреат Государственной премии России (2004 )

Лауреат премии фонда «Знамя» (1993 )

Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994 )

Лауреат премии «Триумф » (1994 )

Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994 )

Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998 )

Лауреат «Брианца» (Италия, 1998 )

Лауреат журнала «Дружба народов» (2000 )

Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003 )



Не так давно у одного из самых популярных советских писателей, Юрия Нагибина, была знаменательная дата, отмечали 91 год со дня рождения. Его вдова, Алла Григорьевна Нагибина, много лет провела в Америке и лишь недавно вернулась на родину. Узнав об этом, репортер «Только звезд» встретилась с ней. Нагибина знает многих «шестидесятников», знает не понаслышке. Особенно много тайн она хранит о Белле Ахмадулиной, ведь та восемь лет была ее предшественницей.

Чтобы увидеться со вдовой писателя Юрия Нагибина , я отправилась в писательский поселок Красная Пахра. Именно здесь Нагибин построил добротный загородный дом. Здесь он прожил последние 30 лет жизни, женившись в шестой раз – на ленинградке Алле. Даже сейчас этот дом выглядит представительно, а по тем временам он был одним из самых шикарных. До сих пор сохранились резная мебель, антиквариат и дорогие картины, которые собирал писатель. Алла Григорьевна, его вдова, все это бережно хранит. Она приглашает меня за большой деревянный стол, на котором нас ждут красная икра, вино, изысканные закуски.

– Как жена известного писателя, я была обязана хорошо одеваться, выглядеть стильно, обеспечивать уют в доме, – говорит она. – У нас были лучшее Рождество в Москве и лучшая Пасха, на которые приезжали Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава, Аксенов и многие другие, их сейчас считают легендами. А тогда они были обычными людьми, со своими пороками, между ними часто возникали разногласия.

Алла Нагибина начинает неторопливый рассказ о захватывающих событиях 60-х и 70-х годов...

В 1967 году в компании тех, кого мы сейчас называем «шестидесятниками», кипели страсти. Юрий Нагибин выставил на улицу свою жену, Беллу Ахмадулину, твердо заявив: «Жить с тобой я больше не буду!»

– Белла не хотела уходить от Юрия, – говорит Алла Нагибина. – За восемь лет совместной жизни они часто расставались, один раз перерыв в отношениях достиг года. Поэтому все считали: побесятся-побесятся и помирятся. Но Нагибин сказал: «Всё!»

Почему Нагибин был непреклонен, становится понятно, если прочесть сцену из романа Василия Аксенова «Таинственная страсть». В ней он описал расставание Юрия Нагибина и Беллы Ахмадулиной, в романе он ее называет Аххо или Нэллой: «Он открыл своим ключом дверь, шагнул внутрь и тут же вылетел обратно на лестничную клетку… Чрезмерные духи, чрезмерный кофе, чрезмерный никотин, чрезмерный коньяк… Он достиг гостиной и игриво позвал: «Аххо!» Ответом было молчание, слегка нарушаемое волнующим женским храпцом. Он шагнул в спальню и остолбенел. На супружеской кровати в живописных позах возлежали три женских тела. Члены их переплелись. Власы их простирались по подушкам, будто разбросанные ураганом любви.

Взревев, он понесся по спальне, с грохотом отбрасывая предметы мебели и с треском распахивая окна. «Убирайтесь из моего трудового дома, убирайтесь навсегда! Нэлка, засранка, зассыха, чесотка, развратом своим и лесбиянством ты осквернила свой великий талант. Вон из моего дома!» Он распахнул все двери и долго выбрасывал на лестничную площадку всякий одежный хлам».

Алла Нагибина подтверждает, что прототипами героев этого эпизода из книги Аксенова стали именно Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин. А одной из подружек, с которой писатель застал поэтессу в постели, была Галина Сокол, она стала женой Евгения Евтушенко после Беллы. Об этом написал и сам Аксенов в предисловии к своей книге.

Ахмадулина, по словам Нагибиной, долго надеялась, что сможет вернуться к мужу, а потом стала советоваться с Галиной Сокол, что предпринять. В те годы Нагибин был не только известным советским писателем, но и богатым человеком. Он имел дачу, квартиру в Москве, машину, часто ездил за границу, хорошо одевался, много получал за киносценарии. Развестись с таким человеком Ахмадулиной казалось немыслимым.

– Тогда Белла и Галя Сокол пошли в детский дом, – продолжает вдова писателя. – У них там была знакомая директриса. И она без всяких документов Гальке отдала мальчика, а Белке – девочку. Ахмадулина дала дочке Анне свою фамилию, а отчество – Юрьевна. Она надеялась, что с ребенком Нагибин ее примет обратно. Но этого не произошло.

Юрий Маркович категорически не любил детей. Он не понимал, как можно работать в доме, где плачет маленький ребенок. За свою длинную жизнь писатель женился шесть раз, но ни одна из женщин, в том числе и Ахмадулина, не уговорила его завести малыша. Так что неудивительно, что история с приемной девочкой не подействовала на писателя, которому было уже почти 50 лет.

– Белле не удалось принести в его дом этого ребенка, – вспоминает Нагибина. – Он сказал: «Даже ради него я жить с тобой не буду!» И никогда эту девочку не воспитывал. Где-то Белла с ней перекантовывалась. А потом вышла замуж за Эльдара Кулиева.

Брак с сыном балкарского классика Кайсына Кулиева, Эльдаром, самый загадочный в биографии Ахмадулиной. Откуда взялся этот человек, никто в компании Беллы не понимал. Например, Нагибин пишет, что познакомился с ним в ресторане, когда того выгоняли оттуда пьяным. Писатель заступился за молодого человека. Эльдар был на 17 лет младше Беллы, но они подружились. Может, поэтому, оформив официальный развод с Ахмадулиной, Нагибин смягчился к ней и купил им с мужем квартиру.

– Они жили в том же доме, на улице Черняховского, что и мы с Юрием, – говорит Нагибина. – Я стала следующей женой Нагибина после Беллы, и мы с Юрой счастливо прожили тридцать лет. Он как-то признался: «Мне кажется, что до тебя ничего не было!» А Кулиев с Ахмадулиной очень много пили, она не сбавила темпов, даже когда родила дочку Елизавету. Однажды часа в три ночи Белла ко мне влетает и говорит: «Он меня убивает!» Я с ней иду туда, открываю двери: Эльдар, этот «убийца», лежит на овечьей шкурке, калачиком свернулся и спит. Кулиева в нашей компании называли «горный козел», он был простоват, и Белла с ним прожила недолго.

Следующим мужем Ахмадулиной стал художник Борис Мессерер. Считается, что к этой гавани поэтесса прибилась после долгого периода жизни с мужчинами, которые ее не понимали. Однако ради этого союза Белле Ахатовне пришлось в буквальном смысле бросить своих детей.

– Когда Белла вышла замуж за Мессерера, она переехала к нему без детей, Аня и Лиза остались жить вместе с домработницей и ее матерью в той квартире, которую купил Юра, – рассказывает Нагибина. – Кстати, отношения с матерью у Ахмадулиной были неважные, та работала сторожем в картинной галерее. С домработницей мы встречались иногда. Она мне рассказывала: «Мы так плохо живем, на полу спим, ничего у нас нет». В общем, Белла о детях забыла. И когда Аня, уже будучи большой девочкой, узнала, что она приемная, она от матери ушла. Именно поэтому она теперь отказывается давать интервью, видимо, не хочет вспоминать прошлое.

О том, что Белла Ахмадулина, так же как и многие ее друзья – Булат Окуджава, Юрий Галич, Евгений Евтушенко, Василий Аксенов, – любила застолье, знают все. Но до какой степени выпивка губила талант поэтессы, помнят только лишь те, кто был свидетелем этих «праздников». К счастью для Беллы, они не были запечатлены на пленку, а то бы сейчас имидж Ахмадулиной не был бы столь безупречным.

– Помню, мы вместе ездили выступать, ехали в машине, она напилась, конечно. Юра вел машину, а Белла выбивала ногами стекла, просила остановить, – вспоминает Нагибина. – Когда мы притормозили у киоска, где выпивали мужики, она пошла и купила «мерзавчик», нас это не удивило… Потом был такой эпизод еще при их жизни с Юрой. Три дня она где-то пропадала. После чего явилась с милиционером и маленьким ребенком. И говорит: «Теперь это наш ребенок, мы будем вместе жить, а этот мужчина – мой друг!» И Юра, конечно, всех выпер. Он тоже выпивал, но все-таки следил за собой, любил чистоту, порядок в доме. Беллу быт не волновал вообще, и в этом они сошлись с Мессерером.

После развода с Ахмадулиной Юрий Нагибин продолжал с нею общаться, это было неизбежно, ведь компания-то одна и та же, все друг друга знали. Правда, все мужчины выступали на стороне Беллы и Юрия Марковича осуждали, а его новую жену – не принимали.

– Преподносилось все так, что Юра бедную талантливую поэтессу выгнал на улицу, – с грустью говорит Алла Григорьевна. – А что она вытворяла? Это в начале вечера, когда Белла читала стихи, все ею восхищались, смотрели ей в рот. А к пяти часам утра она начинала «разваливаться», теряла форму. И что самое противное, Мессерер в таких случаях вставал и уходил домой, он не хотел с ней возиться. Мне это всегда было горько. Я просила мужчин: «Ну помогите же ей, она же унижается!..» Вспоминаются слова матери Юры, которая говорила про них с Беллой: «Уезжают два красавца, приезжают две свиньи». А с Борисом ей было удобно, потому что он разрешал ей пить и относился равнодушно к этой ее зависимости. Почему – не знаю…

Из дневника Юрия Нагибина

«Рухнула Гелла, завершив наш восьмилетний союз криками: «Паршивая советская сволочь!» – это обо мне. А ведь в тебе столько недостатков. Ты распутна, в двадцать два года за тобой тянется шлейф, как за усталой шлюхой, ты куришь до одури, ты мало читаешь и совсем не умеешь работать. Как ты утомительно назойлива! Вот ты уехала, и свободно, как из плена, рванулся я в забытое торжество моего порядка! Ведь мне надо писать рассказы, сценарии, зарабатывать деньги и тратить их на дачу, квартиру, двух шоферов, двух домработниц, счета, еду и мало ли еще на что. А Б. Ахмадулина недобра, коварна, мстительна и совсем не сентиментальна, хотя великолепно умеет играть беззащитную растроганность».

Справка

Белла Ахмадулина родилась в 1937 году. Окончила Литературный институт в 1960-м. Ее стихи начали издавать с 1962 года. В 1964-м она снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень», после чего стала известна широкой публике. Первым мужем Ахмадулиной был Евгений Евтушенко, вторым – Юрий Нагибин, потом она была замужем за Эльдаром Кулиевым, а последним ее мужем стал Борис Мессерер.

В 1968 году, разводясь с Юрием Нагибиным, Белла взяла на воспитание дочь Анну. А в 1973 году родила от Кулиева дочь Елизавету.

Юрий Нагибин родился в 1920 году. Вернувшись с фронта, он закончил ВГИК, стал писателем. Среди наиболее известных произведений Нагибина – «Моя золотая теща», «Срочно требуются седые человеческие волосы», сценарии к фильмам «Председатель», «Бабье царство», «Гардемарины, вперед!».

У Нагибина было шесть браков, Ахмадулина – его пятая жена. Аллу Нагибину писатель привез из Ленинграда, они жили вместе с 1968-го по 1994 год.

Белла Ахмадулина - одна из самых выдающихся советских поэтесс, обладательница Государственной премии СССР. В отличие от других литературных деятелей этой эпохи, она не касалась в своем творчестве социальных проблем, а свои стихотворения писала высоким изысканным слогом. Жизнь Беллы Ахмадулиной была яркой, насыщенной и полной интересных событий.

Детство

10 апреля 1937 года в Москве в семье заместителя министра таможенного комитета СССР и переводчицы из КГБ родилась Изабелла Ахатовна Ахмадулина.

Воспитанием девочки занималась бабушка. Именно она привила будущей поэтессе любовь к литературе, читая ей произведения русских классиков. Начало Великой Отечественной войны перевернуло жизнь Ахмадулиных. Отец семейства отправился на фронт. Девочка с бабушкой были эвакуированы в Казань. В эвакуации Белла перенесла тяжелую болезнь, после которой насилу оправилась.

Когда отгремели победные залпы, девочка вернулась в Москву и пошла в школу. В школе она чувствовала себя не слишком комфортно, так как в эвакуации привыкла к одиночеству. Поэтому школу девочка часто прогуливала.

Начало творческого пути

Свои первые стихи Ахмадулина написала в 15 лет. Школьницей она посещала литературный кружок Дворца пионеров. Когда же пришла пора определяться с профессией, по настоянию родителей будущая поэтесса решила поступать на факультет журналистики в Московский государственный университет. Но вступительные экзамены девушка провалила. Тогда родители посоветовали ей устроиться в издание «Метростроевец».

Впервые стихотворения Ахмадулиной были напечатаны журналом «Октябрь» в 1955 году. Но в «Комсомольской правде» стихи начинающей поэтессы раскритиковали, назвав старомодными.

Литературный институт

Спустя год Ахмадулина стала одной из студенток Но окончить его не смогла из-за… Бориса Пастернака. В 1958 году ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго». На родине на Пастернака началась жестокая травля. Его называли предателем. Ахмадулина же отказалась подписывать очерняющее писателя письмо. Это не прошло ей даром - девушка была отчислена из института.

Ахмадулина устроилась внештатным корреспондентом в «Литературную газету» в городе Иркутске. Главный редактор оценил по достоинству литературный талант Беллы и помог ей возвратиться в институт. В 1960 году она окончила его с красным дипломом.

Первый поэтический сборник поэтессы Ахмадулиной

В 1962 году впервые был напечатан сборник стихов Беллы Ахмадулиной «Струна». Успех к поэтессе пришел после выступления на сцене Политехнического музея в Москве. На этом литературном вечере кроме Ахмадулиной выступали такие известные поэты, как Евтушенко, Рождественский и Вознесенский. После этого Белла стала частой гостьей подобных творческих мероприятий. И хотя ее стихотворения осуждали за манерность и старомодность, не плениться их изяществом и легкостью было невозможно. Оригинальная манера декламации, особые изысканность и шарм, интеллигентная речь, аристократичный образ выгодно отличали Ахмадулину от других поэтов.

Период 1960-1970 годов

В 1968 году во Франкфурте Белла Ахмадулина выпустила свой второй поэтический сборник «Озноб», а в 1969 году - третий сборник «Уроки музыки». Ахмадулина плодотворно работает. За довольно короткий период времени она выпускает следующие сборники: «Стихи», «Свеча» и «Метель».

В 70-х Белла посетила Грузию. Самобытная культура и великолепная природа страны так восхитила поэтессу, что она пишет об этом немалое количество стихотворений, объединенных в сборник «Сны о Грузии». Ахмадулина также занималась переводами стихотворений таких замечательных грузинских поэтов: Галактиона Табидзе, Николая Баратшвили и Симона Чиковани. Даже когда на творчество Ахмадулиной в СССР действовали идеологические запреты, журнал «Литературная Грузия» неизменно печатал стихотворения поэтессы.

Помимо стихов, Белла Ахмадулина писала эссе о выдающихся личностях. Таких, как Анна Ахматова, Марина Цветаева, Владимир Высоцкий, Владимир Набоков и о некоторых других известных людях.

Любовь в творчестве поэтессы

О любви Белла Ахмадулина написала немалое количество стихотворений. Романтическое мировосприятие и насыщенная личная жизнь немало этому способствовали. Благодаря фильму «Жестокий романс» ее стихотворение «А напоследок я скажу…» стало всенародно известным. Пожалуй, это стихотворение - одно из самых известных стихов о любви Беллы Ахмадулиной.

Общественная деятельность

Не раз Белла выступала в защиту диссидентов Л. Копелова, А. Сахарова и В. Войновича. Газета New York Times публиковала их защищавшие письма Ахмадулиной. Эти письма зачитывали в эфире радиостанций «Радио Свобода» и «Голос Америки».

Белла Ахмадулина принимала участие в некоторых международных фестивалях, в частности в Международном празднике поэзии 1988 году в Куала-Лумпуре.

Ахмадулина была среди тех, кто подписал знаменитое «Письмо сорока двух», обращенное президенту РФ Б. Ельцину в 1993 году, направленное против пропаганды насилия, нацизма и шовинизма и содержащее призыв к запрету коммунистических и нацистских партий. В 2001 году Ахмадулиной было также подписано письмо в защиту опального телеканала НТВ.

Поэтесса и кинематограф

В биографии Беллы Ахмадулиной говорится о том, что она снялась лишь в двух кинолентах.

В фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» (1959 год) двадцатидвухлетняя Белла играла роль ленинградской журналистки. Венецианский кинофестиваль отметил картину «Золотым львом».

В фильме «Спорт, спорт, спорт» Ахмадулина играла Элему Климову.

Поэтесса - сценарист таких кинолент, как «Стюардесса» и «Чистые пруды».

Стихи Беллы Ахмадулиной часто звучали в отечественных фильмах. Впервые ее стихотворение прозвучало в «Заставе Ильича» (1964 год). В 1973 году вышел киноальманах под названием «Друзья мои», в котором неоднократно использовались стихотворения Ахмадулиной.

Во всенародно любимой «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова главная героиня Надя голосом Аллы Пугачевой пела проникновенную песню «По улице моей который год…» по одноименному стихотворению Ахмадулиной.

В 1976 г. поэтесса прочитала свое стихотворение в кинофильме «Ключ без права передачи». Два года спустя героиня Светланы Немоляевой в культовом фильме Эльдара Рязанова «Служебный роман» читала стихотворение Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой» из сборника «Озноб».

В 1984 году в фильме «Пришла и говорю» известная певица Алла Пугачева исполнила «Взойти на сцену» - песню на стихи Беллы Ахмадулиной. В этом же году вышел фильм «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, в котором было использовано три замечательных стихотворения поэтессы.

Оригинальные декламационные интонации Ахмадулиной использовала Ия Савина, которая в мультфильме про Винни Пуха озвучивала поросенка Пятачка.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Будучи восемнадцатилетней девушкой, поэтесса вышла замуж за известного поэта Евгения Евтушенко. Но брак был недолговечным. После трех лет семейной жизни пара рассталась.

Прошел год после расставания с мужем, и Ахмадулина вновь решилась на замужество. Ее очередным мужем стал литератор - писатель Юрий Нагибин. И этот брак оказался недолговечным. С Нагибиным поэтесса прожила девять лет. Василий Аксенов в своем биографическом романе «Таинственная страсть» писал о том, что причиной развода супругов стала измена Ахмадулиной.

В 1968 году Ахмадулина решила удочерить сироту Аню. Отчество девочке дал Юрий Нагибин.

Третьим мужем поэтессы стал Эльдар Кулиев. У супругов родилась дочь Лиза. Увы, и этот брак оказался недолговечным.

В 1974 Белла стала женой Бориса Мессерера - талантливого театрального художника. Их знакомство было случайным - они встретились, выгуливая своих собак. В этот раз Ахмадулиной повезло. С четвертым мужем поэтесса прожила до самой своей смерти. Вступив в очередной брак, Ахмадулина отдала дочерей своей матери и домработнице на воспитание. Спустя некоторое время поэтесса возобновила свои отношения с дочерями, но активного участия в их жизни не принимала.

На закате жизни

Последний период жизни поэтессы был омрачен тяжелой болезнью. Белла Ахмадулина перестала заниматься творчеством и почти не выходила из своего дома в Переделкино.

В 2010 году семидесятитрехлетняя поэтесса была госпитализирована. Ей сделали операцию. К сожалению, Ахмадулину это уже не спасло. Спустя четыре дня ее выписали домой. 29 ноября Белла Ахмадулина покинула наш мир.

С любимой поэтессой простились в московском Доме литераторов спустя несколько дней. 3 декабря Беллу Ахмадулину похоронили на Новодевичьем кладбище.