Audi-a3club - Автомобильный портал

О новых кардиналах католической церкви. Кардинал — это сан или должность? Сколько человек сейчас входит в Коллегию кардиналов

Кардинал - высшее (после Папы) духовное лицо Римско-католической церкви. По-латински: Cardinalis sanctæ romanæ Ecclesiæ (Кардинал Святой Римской Церкви). История кардиналов восходит к семи древним диаконам, избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах.

Красный цвет одежд кардиналов символизирует верность их папе и готовность защищать престол ценою крови.

При Римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов, которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись только папе, причём, папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых (архидиаконов), которых стали почтительно называть кардиналами.

Титул кардинала архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и во епископы. Позже, все кардиналы стали возводиться во епископское достоинство, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан.

То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они не возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона.


Традиционной одеждой всех клириков, а также поставленных служителей, является сутана – разрезное платье с застёжками до пола. Цвет сутаны кардинала красного цвета.

Кардинал носит поверх сутаны широкий полотняный пояс красного цвета, конец которого свисает вниз.

Кардинальская шапка - один из главных символов облачения кардиналов Римско-католической Церкви. Впервые красная шапка была дарована кардиналам папой римским Иннокентием IV в 1245 году. Красный цвет символизирует готовность пролить её носителя кровь за веру и за Церковь.

Первоначально, только шапка символизировала присвоение человеку сана кардинала, однако впоследствии всё облачение кардиналов стало красным и кардиналов стали называть пурпуроносцы. Изречения «дать кардинальскую шапку» или «получить кардинальскую шапку» означали возвести в достоинство кардинала.

Галеро - самая древняя, плоская, красная шляпа с широкими полями, с которых по сторонам свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала. Также называются Галерами (множественное число) иные подобные знаки на гербах церковных сановников.

После долгих споров с германским императором папа римский Иннокентий IV бежал в Лион. На Рождество 1245 года во время Первого Лионского собора папа римский назначил 13 новых кардиналов вручивши им впервые новые красные шапки.

Галеро происходит от простой шляпы паломников с широкими полями. В церковной геральдике оно используется с разным числом кисточек и в разных цветах.

Первое время папа римский давал галеро кардиналам при их праздничном назначении. После смерти галеро висит на могиле кардинала пока тело не превратилось в прах. Это служит напоминанием о бренности земного жития.

Биретта - появилась приблизительно в XV-XVI веках. Сегодня она является главным символом кардинальского облачения. Представляет собой четырёхугольную шапку с тремя или четырьмя гребнями наверху, увенчанными помпоном посередине.

Обычно католическая биретта бывает чёрного цвета. Кардинал имеет право носить красную беретту без помпона. Особенности формы и отдельные детали биретты варьируются в зависимости от регионов и времени года.

Священники носили биретту как вне богослужений, так и во время определённых моментов литургии.

Дзуккетто - небольшая камилавка красного цвета, повседневный головной убор кардиналов. Традиционный головной убор клира Римско-католической церкви, а также клира Англиканской церкви. Возник вследствие практической необходимости, а именно для того чтобы содержать тонзуру представителей клира в тепле в зачастую холодных, сырых помещениях церквей.

Продолжил существование, как традиционный головной убор. Состоит из восьми сегментов, сшитых вместе с маленьким хвостиком сверху. Внешне практически идентичен традиционному еврейскому головному убору кипа.


Все члены Римско-католической церкви, посвященные в духовный сан, обязаны носить пилеолус (дзукетто). Цвет пилеолуса определяется рангом его владельца. Пилеолус папы римского белого цвета, кардинала - красный или алый, епископов, территориальных аббатов и территориальных прелатов - фиолетовый, священники и дьяконы носят пилеолус чёрного цвета.

До Второго Ватиканского Собора католическое облачение отличалось большой пышностью, после его окончания пышность заметно сократилась, но среди католиков-традиционалистов сохраняются пышные литургические облачения.

Литургическое облачение кардинала

Сутана (фр. soutane, итал. sottana - юбка, ряса), верхняя длинная одежда католического духовенства, носимая вне богослужения. Застёгивается на пуговицы по центру. По давней традиции пуговиц 33 — по числу земных лет Христа, и на рукавах ещё 5 пуговиц — в знак пяти ран Иисуса. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя. У кардинала красного цвета.

Ещё одной разновидностью сутаны является дзимарра (итал. zimarra) - основное повседневное облачение католических епископов. Сутана с пришитой накидкой на плечи. Бывает только черного цвета - с красной окантовкой у кардиналов, и фиолетовой (малиновой) - у епископов. В обиходе дзимарра может быть заменена рубашкой с римским воротником и чёрным либо тёмно-серым светским костюмом.

Кардинал в сутане надевает амикт, покрывающий плечи и шею. Возлагая Амикт, он произносит: «Возложи, о Господь, шлем спасения на голову мою, дабы мог я противостоять нападениям диавола». (Амикт - (лат. amicire - «покрывать») - деталь литургического облачения в виде прямоугольника из белой льняной ткани с вышитым крестом в центре и двумя завязками на верхних углах. Амикт покрывает шею и ворот клирика. Размеры амикта - 60 на 80 см.

Поверх сутаны и амикта кардинал надевает альбу, говоря при этом: «Обели меня, О Господь, и очисть сердце моё; дабы, обелённый в Крови Агнца, мог я заслужить награду вечную». (Альба (лат. аlba - «белая») - длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских священников, препоясанное веревкой.

Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Происходит от древнеримской длинной рубашки, носимой под туникой.

Альбу священник препоясывает вервием. При этом произносится: «Препояшь меня, о Господь, вервием чистоты, и погаси в сердце моём пламя вожделения, дабы добродетели воздержания и целомудрия пребывали во мне».

На левую руку священник надевает манипул, молясь следующим образом: «Да удостоюсь я, о Господь, нести сноп слёз и скорбей, дабы мог я с радостью обрести награду за труды мои».

Манипул - (лат. manipulus - пучок сена) деталь литургического облачения католического священника. Полоса ткани около метра в длину и 5-10 см в ширину с вышитым по центру крестом. Надевается на левую руку во время мессы. Крепится при помощи завязок либо булавок. Изготовляется из шёлка.

Ношение манипула допустимо клириками не ниже иподиакона. Епископ облачается в манипул перед молитвой Confiteor (лат. Исповедую) в алтаре. Прочие священнослужители надевают манипул перед литургией.


На шею священник надевает столу. Молитва при этом такова: «Возроди во мне, о Господь, бессмертие моё, которое утратил я через грех моих прародителей и, пусть недостоен я приблизиться к Твоим Священным Таинствам, всё же дозволь мне заслужить радость вечную».

Стола - элемент литургического облачения католического (и лютеранского) клирика. Шелковая лента 5-10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Носится поверх альбы, под далматикой или казулой.

Цвет варьируется в зависимости от времени церковного года. Епископ и священник надевает столу на шею таким образом, чтобы концы её спускались до колен на одном уровне.

Поверх столы надевается казула. При этом совершается моление: «О Господь, рекший «Иго Моё сладко, и бремя Моё легко», даруй мне нести их так, дабы заслужить милость Твою».

Казула - (лат. casula — «плащ») - элемент литургического облачения католического клирика. Главное литургическое облачение епископа и священника. Расшитая риза, схожая с далматикой, но без рукавов. Надевается поверх альбы и столы. Цвет варьируется в зависимости от праздника.

Существуют два покроя казулы: романский и готический. Романский покрой предусматривает использование жёсткой ткани. Казула в этом случае покрывает тело клирика спереди и сзади, оставляя открытыми бока и шею. На казуле вышиваются крест и инициалы Спасителя — IHS («Иисус — Спаситель человека»).


Казула готического покроя покрывает тело клирика со всех сторон и имеет небольшие вырезы для рук и шеи. Спереди и сзади нашивается орнат - полоса с вышитыми крестами. II Ватиканский собор практически отменил использование романского покроя и предписал изготовление готической казулы из лёгких тканей.

Митра, в латинском обряде католической церкви — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского.

Пояс, иначе фашья - (лат. fascia) - деталь облачения католического клирика. Кардинал носит красный муаровый пояс. Носится поверх сутаны или дзимарры.

ВАТИКАН. Как уже сообщала «Седмица.Ru», папа Римский Иоанн Павел II возвел в кардинальское достоинство 30 прелатов в ходе консистории, которая прошла на площади перед ватиканской базиликой святого Петра 21 октября. Во время торжественной церемонии 30 новых кардиналов принесли клятву верности Католической церкви, папе и его законным преемникам, после чего понтифик вручил им «беретты» – красные кардинальские шапки.
Как сообщает «Благовест-инфо» со ссылкой на CWN, CNS, ZENIT, помимо 30 прелатов, папа произвел в кардиналы еще одного человека, имя которого пока сохраняется в тайне («in pectore»). Этот 31-й кардинал не получит никаких назначений или привилегий до тех пор, пока понтифик не объявит его имя. В случае, если Иоанн Павел II скончается, так и не успев назвать этого прелата, он утратит кардинальское достоинство.
Консистория началась с того, что государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано зачитал список кандидатов в кардиналы на латыни. В ответ один из будущих кардиналов, архиепископ Жан-Луи Торан, выступил с обращением от лица своих собратьев. Прелат поблагодарил папу за оказанную честь.
«Обогащенная новыми членами, коллегия кардиналов отражает расовое и культурное разнообразие христиан, – заявил Иоанн Павел II в своей речи, большую часть которой, однако, зачитал заместитель государственного секретаря Ватикана архиепископ Леонардо Сандри. Папа также напомнил новым кардиналам, что они должны быть готовы служить церкви до смерти и – если это потребуется – отдать за нее жизнь. Понтифик также призвал иерархов «отвергнуть всякое искушение сделать карьеру или извлечь личную выгоду» из своего нового статуса.
После проповеди понтифика каждый из новых кардиналов впервые надел красную мантию, прочитал символ веры и принес клятву верности «Святой апостольской Римской церкви, благословенному Петру в лице верховного понтифика Иоанна Павла II и его канонически избранным преемникам». После клятвы кардиналы подходили к папе, чтобы получить от него красные кардинальские шапки. По традиции, понтифик должен сам возлагать эти головные уборы на кардиналов, однако в этот раз, из-за своей болезни, Иоанн Павел II лишь благословлял кардиналов, а они брали беретты из рук понтифика и надевали их сами. Помимо красных шапочек, все новые кардиналы получили назначения на титулярные приходы Рима. Как только беретта оказывалась на голове того или иного прелата, верующие, собравшиеся на площади св. Петра, приветствовали его аплодисментами и размахивали национальными флагами. Паломники из Африки исполнили национальный танец в тот момент, когда к папе подошел кардинал с их континента. То же самое сделали верующие из Вьетнама, когда красную шапочку получил их соотечественник.
Церемония завершилась чтением молитвы «Отче наш» и папским благословением, после чего понтифик принял приветствия от официальных делегаций разных государств. Вечером 21 октября все 30 кардиналов получали поздравления во время торжественного приема, который прошел в зале папы Павла VI и в других помещениях апостолического дворца.
Среди прелатов, возведенных в достоинство кардиналов Католической церкви, были:

Бывший секретарь Ватикана по связям с государствами архиепископ Жан-Луи Торан;
- президент Папского совета «Справедливость и мир» архиепископ Ренато Мартино;
- настоятель Ватиканской базилики архиепископ Франческо Маркизано;
- президент Папского совета по толкованию законодательных текстов и глава прелатуры «Опус Деи» архиепископ Хулиан Эрранс;
- президент Папского совета по апостольству для работников здравоохранения архиепископ Хавьер Лосано Барраган;
- президент Папского совета по духовному попечению о переселенцах и путешествующих архиепископ Стефан Фумио Хамао;
- президент Администрации имущества апостольского престола архиепископ Атилло Никора;
- патриарх Венецианский архиепископ Анджело Скола (Италия);
- архиепископ Лагосский Энтони Олубунми Окогие (Нигерия);
- архиепископ Марсельский Бернар Панафье (Франция);
- архиепископ Хартумский Габриэль Зубейр Вако (Судан);
- архиепископ Севильский Карлос Амиго Вальехо (Испания);
- архиепископ Филадельфийский Джастин Фрэнсис Ригали (США);
- архиепископ Эдинбургский и епархии св. Андрея Кейт Майкл Патрик О’Брайен (Шотландия);
- архиепископ епархии св. Себастьяна Эусебиу Оскар Шайд (Рио-де-Жанейро, Бразилия);
- архиепископ Флорентийский Эннио Антонелли (Италия);
- архиепископ Генуэзский Тарчизио Бертоне (Италия);
- архиепископ Кейп-Костский Питер Кодво Аппиах Терксон (Гана);
- архиепископ Ранчийский Телесфор Пласидус Топпо (Индия);
- архиепископ Сиднейский Джордж Пелл (Австралия);
- архиепископ Загребский Йосип Божанич (Хорватия);
- архиепископ Хошиминский Жан Батист Фам Минь Ман (Вьетнам);
- архиепископ Гватемальский Родольфо Кесада Торуньо (Гватемала);
- архиепископ Лионский Филипп Барбарен (Франция);
- архиепископ Эстергом-Будапештский Петер Эрдё (Венгрия);
- архиепископ Квебекский Марк Уэлле (Канада);
- богослов Папского дома, доминиканский священник родом из Швейцарии Жорж Коттье;
- каноник Гентской епархии монс. Густааф Йоос (Бельгия);
- священник-иезуит Томас Шпидлик (Чехия);
- священник ордена Святейшего Сердца Иисусова Станислав Наги (Польша).

После консистории 21 октября число кардиналов, имеющих право голоса на будущем папском Конклаве, составляет 135 человек. Таким образом, был нарушен лимит выборщиков в 120 человек, введенный в 1975 году папой Павлом VI и подтвержденный нынешним понтификом. Количество членов коллегии кардиналов с правом голоса может достигнуть 136 в случае, если 31-й, «тайный», кардинал окажется моложе 80 лет.
Папа Иоанн Павел II и раньше назначал кардиналами больше человек, чем позволял лимит. В то же время, количество кардиналов-выборщиков в скором времени автоматически уменьшится: до конца текущего года 3 кардинала отметят 80-летие и лишатся права голоса, еще 10 прелатов достигнут этого возраста в течение 2004 года.
На сегодня в Коллегии кардиналов есть представители 69 стран мира. Среди кардиналов-выборщиков больше всего европейцев (66 кардиналов). На втором месте прелаты из Латинской Америки, 24 из которых еще не достигли 80-летия. 14 кардиналов с правом голоса представляют Северную Америку, 13 – Африку и столько же – Азию, 5 кардиналов-выборщиков – Австралию и Океанию. Италия остается страной, представленной наибольшим числом кардиналов с правом голоса – 23 иерарха. 11 выборщиков представляют США, 8 – Испанию, по 6 – Германию и Бразилию, по 5 – Польшу и Францию. Из 135 кардиналов с правом голоса на конклаве 25 прелатов занимают те или иные должности в Римской курии.
За 25 лет своего понтификата папа Иоанн Павел II провел уже 9 консисторий, во время которых возвел в кардинальское достоинство 231 прелата (не считая одного кардинала «in pectore»). Из 135 кардиналов-выборщиков 130 получили красные шапочки из рук Иоанна Павла II, и лишь 5 прелатов с правом голоса были произведены в кардиналы его предшественником, папой Павлом VI.

КАРДИНАЛ (лат. cardinalis - главный, основной) - наиболее значимый титул в Католической Церкви после Папы Римского. В соответствии с ККП 1983 в функции К. входит избрание Папы на конклаве и помощь ему в руководстве Вселенской Церковью, которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции при Папе во время консисторий, и индивидуально, возглавляя ведомства и др. постоянные службы Римской курии и гос-ва Град Ватикан. В совокупности К. составляют Коллегию кардиналов, возглавляемую К.-деканом.

Должность К. относится к области церковного, а не Божественного права. Первоначально титул cardinalis применялся к церквям и диакониям Рима. Позже, в IV в., он перешел к гл. служителям т.н. титульных церквей Рима и его гл. пригородных епархий: термин presbyteri e diaconi cardinales встречается, по свидетельству Папы Захарии, еще во время понтификата Папы Сильвестра I. в управлении своей епархией опирался на помощь пресвитеров, а также 7 диаконов, которые занимались текущими церк. делами и благотворительностью (в 1-й пол. III в. Папа Фабиан разделил Рим на 7 округов, назначив для каждого из них диакона). Начиная с V в. епископы 7 епархий в пригородах Рима ввели в практику еженедельное служение мессы в папской Латеранской базилике. Настоятелям 25 (позднее 28) рим. титульных церквей также было вменено в обязанность помимо богослужений в своих храмах проводить еженедельные мессы в др. великих рим. базиликах - Санта Мария Маджоре, Св. Петра, Св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура) и Св. Лаврентия, к которым они тем самым были приписаны. Епископы 7 пригородных церквей получили название К. в VIII в., а настоятели рим. титульных церквей - с кон. Х в.

Со времен Григорианской реформы К. стали непосредственными помощниками Папы в управлении Церковью. С этих пор 7 т.н. палатинских и 12 окружных диаконов (тогда Рим был разделен на 12 адм. округов) были также включены в число К. В 1059 Папа Николай II декретом In nomine Domini сделал К.-епископов единственными выборщиками Римских пап. При Папе Урбане II начала формироваться 3-ступенчатая структура Коллегии К., которая окончательно сложилась в 1150, когда Папа Евгений III назначил К.-декана (епископа Остии) и камерария для управления церк. собственностью. Папа Сикст V в конст. Postquam verus от 3.12.1586 законодательно закрепил разделение Коллегии К. на 3 чина.

С 1163 Римские папы стали возводить в кардинальское достоинство также и прелатов, живущих вне Рима: Папа Александр III позволил архиеп. Майнца Конраду Виттельсбахскому вернуться на кафедру после назначения его К., а для приписки к рим. клиру назначил его священником одной из титульных церквей города. Этот обычай сохраняется и по сей день: каждый К. (кроме К.-епископов) имеет титул пресвитера или диакона одной из рим. титульных церквей или диаконий.

Папа Павел VI в 1965 ввел в Коллегию К. некоторых патриархов Вост. Католических Церквей, сохранив за ними титул их патриарших кафедр (motu proprio от 11.02.1965 Ad Purpuratorum Patrum).

Т.о., в соответствии с ист. традицией Коллегия К. разделяется на 3 чина (CIC 350): 1) чин К.-епископов, к которому относятся К., которых Папа удостоил титула одной из 6 епархий пригородов Рима (Альбано, Фраскати, Палестрина, Порто и Санта-Руфина, Сабина и Поджо-Миртето, Веллетри и Сеньи), и патриархи Католических Церквей вост. обрядов, возведенные в достоинство К. К.-епископом Остии является К.-декан, который сохраняет и титул церкви, который имел до избрания деканом; 2) чин К.-пресвитеров, удостоившихся титула одной из старейших рим. церквей; подобно К.-епископам, они не обладают властью управления в своей титульной церкви, однако оказывают ей поддержку и помощь (данное ограничение, введенное Папой Иннокентием XII в 1692, подтверждено в кан. 357 § 1); 3) чин К.-диаконов, удостоенных титула одной из диаконий Рима.

В данном случае названия «епископ», «пресвитер» и «диакон» следует понимать не как свящ. сан, а как термины, появившиеся в определенных ист. условиях. В соответствии с motu proprio Папы Иоанна XXIII ***** gravissima от 15.04.1962 и с кан. 351 § 1 ККП священник, возведенный Папой в достоинство К., должен быть посвящен в епископы (хотя из этого правила возможны исключения).

Причисление К. к тому или иному чину и возможность перехода из одного в другой регулируются положениями канон. права (CIC 350 § 5-6). В момент назначения каждый К. причисляется к чину либо пресвитеров, либо диаконов. К.-диаконы спустя 10 лет после оглашения декрета о назначении могут переходить в чин пресвитеров (при наличии свободного титула); преимущество отдается тем, кто был назначен раньше др. претендентов. Переход в чин епископов из чина пресвитеров происходит в соответствии со старшинством.

К. свободно избираются Папой Римским среди епископов и священников, отличающихся ученостью, благочестием и благоразумием (CIC 351 § 1).

Возведение в достоинство К. осуществляется папским декретом (оглашаемым на ординарной консистории), в котором новому К. жалуется титул церкви или диаконии. На консистории К. вручается кардинальская биретта и кардинальский перстень как знак особого достоинства и соединения с кафедрой Св. Петра. К. носят одеяния алого цвета, символизирующего готовность пролить кровь за Церковь. В особых случаях (как правило, по полит. мотивам) Папа объявляет о назначении К., но не называет его имя (nomen in pectore sibi reservans): назначенный in pectore получает обязанности и права К. только с момента офиц. провозглашения (CIC 351 § 3).

К. обладают богослужебными и др. привилегиями, в т.ч. privilegium canonis и privilegium fori, в соответствии с которыми в церк. судопроизводстве они подсудны только Папе (CIC 1405 § 1, п. 2). К. имеют полномочие принимать исповедь во всех странах мира без ограничений (CIC 967 § 1), а также освобождены из-под юрисдикции местных епископов в делах, касающихся их лично (CIC 357 § 2).

Исполняемые К. функции могут быть ординарными (во время понтификата) и чрезвычайными (когда Св. Престол вакантен).

К., занимающие постоянную должность в Рим. курии и не являющиеся епарх. епископами (куриальные К.), должны проживать в Риме. В соответствии со ст. 21 Латеранских соглашений они получают гражданство Ватикана.

После смерти правящего Понтифика все К., возглавляющие ведомства Рим. курии, в т.ч. гос. секретарь и префекты Рим. конгрегаций, теряют свою должность (ст. 6 конст. Pastor Bonus от 28.06.1988). Исключение составляют камерленго Св. Римской Церкви и старший пенитенциарий, которые продолжают исполнять свои обязанности. Ген. викарий Папы для Римской епархии, архипресвитер базилики Св. Петра и ген. викарий Папы для Града также не прекращают исполнения своих полномочий (конст. Папы Иоанна Павла II Universi dominici gregis, 1996).

По достижении 75 лет К. получают предложение отказаться от занимаемых должностей (CIC 354).

До кон. XIX в. светские власти обладали возможностью влиять на назначение К. (начало этой традиции положил первый «авиньонский» Папа (Авиньонское пленение пап) Климент V); со временем Римские папы признали за императором Свящ. Рим. империи, королями Испании, Франции, Португалии и Польши, а также венецианским дожем право рекомендовать для назначения т.н. К. короны (cardinales coronae). Однако фактически это было скорее почетное звание, поскольку его обладатели предпочитали оставаться при дворе своего правителя.

Палатинскими назывались К., которые в силу своей должности должны были быть всегда в распоряжении Папы, поэтому проживали в Апост. дворце. Впервые они упоминаются в 735, когда Папа Григорий III к 14 имевшимся окружным диаконам добавил еще 4, названных cardinales Palatini, в обязанности которых входило помогать Папе во время богослужений в Латеранской и Ватиканской базиликах. С течением времени они превратились в ближайших сотрудников Папского двора. Вновь избранный Понтифик утверждал их в должности или назначал новых. К нач. XX в. оставалось двое палатинских К. - начальник Апост. канцелярии и гос. секретарь. Папа Павел VI в motu proprio Pontificalis domus (28.03.1968) упразднил должность начальника канцелярии.

До недавнего времени существовала также должность К.-протектора к.-л. а или конгрегации, не находившихся в его юрисдикции, но получивших его поддержку и покровительство. Начало этой традиции положил Франциск Ассизский, рекомендовавший своим преемникам каждый раз обращаться к Папе с просьбой о назначении одного из К. покровителем Ордена францисканцев. В 1964 Государственный секретариат прекратил практику назначения К.-протекторов для ов и конгрегаций. В наст. время К.-протекторы поддерживают учебные и воспитательные учреждения Церкви - Папскую Церковную академию, Римскую богословскую академию, Марианскую академию, Римскую археологическую академию и др.

Лит-ра: Юркович, 60-63; Morgan T.B. Speaking of Cardinals. NY., 1946; EC 3, 779-784; Del Re N. // Mondo Vaticano. Va., 1995, p. 225-234; NDDC, 127-128; Brunori P. La Chiesa Cattolica: Fondamenti, persone, istituzioni. Mi., 1999, p. 32-33; CIC 349-359.

В структуре церковной католической иерархии положение определяется уровнем достоинства. Кардиналы — это и сан, и должность. Вторая степень духовного достоинства после Папы римского. Кардиналы выполняют два основных действия: избирают на особой коллегии наместника умершего Папы и помогают ему в управлении важнейшими делами Католической Церкви. В свою очередь, кардиналы назначаются Папой. Он также принимает решение об их отставке: на нее подается прошение после достижения кардиналом 75 лет.

Коллегия

  1. Все количество кардиналов составляет возглавляемую деканом коллегию. Она выполняет три основных роли.
  2. Коллегия кардиналов собирается на консисторию (совет), созванную и возглавленную Папой, для совещания и обсуждения важных вопросов.
  3. Коллегия возглавляет руководство Католической Церковью в промежуточный период после смерти либо отставки предыдущего Папы и до избрания нового.
  4. Коллегия собирается на конклав, чтобы выбрать нового Папу.

Численность кардиналов

Коллегия в 1962 году насчитывала 87 кардиналов. Это количество было увеличено папой Павлом VI в 1973 году до 120 человек. Но сегодня такая норма не соблюдается жестко и на консистории 2012 года, которую возглавлял папа общее число кардиналов достигло 213 человек. Это связано с образованием новых титулярных церквей и диаконий, для которых требуются кардиналы разных чинов.

Чины

Коллегия делится на три чина: кардиналы-епископы, кардиналы-пресвитеры (священники), кардиналы-диаконы.

Священнослужитель епископского сана в коллегии — высший чин, в который возводят кардинала-пресвитера, изредка кардинала-диакона. Их закрепленное число в коллегии с 1917 года шесть человек. И до нынешнего времени оно остается неизменным. Кардинал-епископ, старейший из чина, традиционно выбирается деканом коллегии.

Коллегию кардиналов-священников возглавляет кардинал-первопресвитер. В связи с увеличением количества римских титулярных церквей, ограничения численности кардиналов-пресвитеров в коллегии перестали действовать при Павле VI. До этого их число было установлено с 1917 года в 50 человек. При наличии вакансии, в достоинство кардинала-епископа могут возводиться те кардиналы-священники, которые находятся в римском служении с учетом их старшинства. Это действие совершается только после решения Папы.

Семь первых диаконов Рима поставил сам ап. Петр (так записано в Liber Pontificalis). Рим в III веке был разделен на семь церковных округов, и во главе каждого назначен диакон. Постепенно количество римских диаконий увеличилось, и сейчас их насчитывается 62. Соответственно, за каждой закреплен кардинал-диакон. После десятилетней службы в своем чине они имеют право переходить в чин кардиналов-пресвитеров. Но им, за редкими исключениями, не дозволено становиться напрямую кардиналами-епископами.

Кардинал-перводиакон (протодьякон) возглавляет коллегию кардиналов-диаконов. Помимо своих главных обязанностей он руководит процессиями при Папских богослужениях. Существует традиция: кардинал-перводиакон коронует возлагая на его голову тиару. Если священнослужитель совершил две такие коронации, то может переходить непосредственно в чин кардинала-епископа — это исключительное право. С 1978 года эта традиция не применялась, но и не была отменена. Также обязанностью и привилегией кардинала-перводиакона является объявление о новом избранном Папе и вручение ему паллия — древнего отличительного знака епископского достоинства.

Одеяние

Главные элементы внешнего облачения кардиналов — это мантия и шапочка пурпурного цвета, символизирующие их достоинство. С 1245 года и на протяжение длительного времени только красный головной убор был внешним атрибутом кардинальского сана. Первым было галеро — широкополая шляпа, подобная тем, что носили паломники, с полей которой свисало 15 кисточек. Отменена в 1969 году.

Биретта - четырехугольный берет, увенчанный тремя гребнями. Его, возводя в сан, Папа возлагает на голову кардинала. Это торжественный и официальный головной убор, а повседневным считается дзукетто - маленькая, покрывающая тонзуру, шапочка, идентичная еврейским ермолкам, только с маленьким хвостиком на макушке.

Другие атрибуты

К предметам, символизирующим кардинальское достоинство, относятся также красный зонт, перстень, герб и трон, который находится в церкви, за которой закреплен кардинал.

Перстень с XIX века стал важнейшим внешним знаком достоинства кардиналов. Это - символ преданности Католической Церкви. Золотое кольцо украшает сапфир, рубин или изумруд. Снаружи изображена сцена распятия, а внутри выгравирован герб Папы, который кардиналу сделал назначение.

Серый кардинал

Это - не чин и не должность. Такое прозвище получил в XVII веке отец Жозеф (Франсуа Леклер) - французский политический деятель, исполнитель тайных поручений и начальник канцелярии кардинала Ришелье. В миру дворянин Леклер продвигался по военной и политической карьере. После 1599 года, приняв постриг в монастыре капуцинского ордена, стал фанатичным приверженцем католической веры. Прославился как церковный реформатор, проповедник, влиятельная при дворе духовная особа, совмещавшая политическую и религиозную деятельность.

Кардиналом и преподобием придворные прозывали монаха из-за его особых неофициальных полномочий и власти. А прозвище серый кардинал указывало не только на цвет капуцинского одеяния, но также на его неявные теневые деяния, и на то, что монаха считали тенью кардинала Ришелье. За несколько месяцев до смерти он получил кардинальское достоинство.

Серыми кардиналами называют в политике и бизнесе лиц, имеющих исключительное влияние и полномочия, но не занимающих главные должности.

Кардиналы римско-католические . Институт кардиналов – характерное учреждение римской церкви, направленное к возвышению и укреплению папского могущества в римско-католическом мире. Самое слово саrdinalis, происходя от саrdo (крюки, на которых висят и вращаются двери), в приложении к человеку филологически должно обозначать такое лицо, которое является как бы главным остовом, неподвижным центром, напр., государства или церкви. В сфере государственной этот титул усвоялся префектам Египта и преторий асийского округа (при императоре Феодосии), некоторым начальникам флота и армии (с I до V в. но р. Хр.) и; др. приближенным к государю сановникам. В первой половине II в. этот титул перешел в римскую церковь. Вполне естественно предположить, что он прежде всего стал иногда применяться к лицу римского первосвященника; действительно, такое употребление этого термина встречается во многих западных сочинениях, и сам папа Геласий (в V в.) называл себя ерiscopus ordinarius cordinalis роntifex. Но и ближайшие к папе лица, сочлены римского пресвитериума, как „ближе других прилегающие к тому саrdo, чрез который все приходит в движение» (по замечанию папы Льва IX в послании к патриарху константинопольскому Михаилу), назывались уже оо II в. (наряду с прочими наименованиями) и рresbyteri еt diaconi cardinis nostri или саrdinales . Так как кардиналами могли быть и на самом деле были лица всех трех степеней священства, то в интересах отчетливости проследим первоначальную историю института кардиналов для каждой степени священства отдельно.

Приблизительно в конце I в. по р. Хр. Рим в церковном отношении был разделен на 7 округов, которые назывались „диакониями“ от имени своих управителей – 7 диаконов первенствующих (diaconi primores). Каждая диакония являлась благотворительным учреждением и в то же время церковным зданием, в котором совершали богослужение пресвитеры и клирики. Семь диаконов, имевшие надзор за округами диаконий, назывались еще (кроме вышеприведенного наименования) раtres diaconiarum, capita regionum, а в 6-м каноне римского собора при папе Сильвестре (314–335 г.) прямо титулованы „кардиналами“. Эти кардиналы-диаконы по недельной чреде присутствовали при священнослужении папы в Латеранской базилике Спасителя, состояли членами римского пресвитериума и председательствовали на соборах областного их клира.

История кардиналов-пресвитеров дает первое более или менее определенное известие от второй половины II в., – известие о том, что папа Гигин (139–142 г.) в каждом „титуле“ учредил многих пресвитеров и клириков, присвоив пресвитеру начальнику „титула“ название саrdinalis. Римские „титулы», бывшие первоначально частными домашними церквами, со II в. в виду возрастания христианской общины в Риме стали, в количестве 25, крещальными церквами (ессlesiae baptismales), – соответственно чему Рим был разделен на 25 крещальных округов. Другое важное, идущее от древности, известие о кардиналах-пресвитерах относится к 384 г., когда папа Марцелл (Маркелл) для крещения обращающихся в христианство и для погребения мучеников устроил 25 „титулов“ в Риме на подобие диоцезов (quasi diocoeses); так как городские „титулы“ существовали и раньше, то нового в этом известии то, что „титулы“, quasi-диоцезы, должны были заключать в себе значительный округ приходских церквей, находившихся в окрестностях римских. Эти округи церквей, зависевшие от „кардинальских титулов“, при папе Александре III (4159–1181 г.) стали обозначаться термином „кардиналии“ (саrdinaliae). Карднналы-пресвитеры, начальники „титулов“, состояли членами римского пресвитериума, в великие праздники вместе с прочими кардиналами принимали обязательно участие в священнослужении папы в Латеранской церкви и со времени распоряжения папы Симилиция (468–483 г.) до времен папы Гонория II (1124 г.) совершали очередное служение по неделе в так называемых патриархальных церквах (св. Марии, св. Петра, св. Лаврентия и св. Павла). Юрисдикция кардиналов-пресвитеров в их округах подходила к епископской и была утверждена конституциею папы (872–882 г.) „de jure саrdinalium» и особенно папы Гонория III („Нis quae“... 1216 г.), который спор между „кардиналами“ титула Лаврентия и клириками подчиненных этому титулу церквей решил в том смысле, что последние обязаны слушаться своих кардиналов-пресвитеров на словах и на деле обязаны подчиняться налагаемым от них исправительным и карательным мерам.

Что касается кардиналов-епископов, то первое определенное упоминание о них падает на довольно позднее время – папы Стефана IV, который в 817 г., как передает Liber pontificalis, распорядился, чтобы 7 кардиналов-епископов совершали по недельной чреде мессы в Латеранской церкви, а в великие праздники участвовали бы там в священнослужении все. По документам XI в., кардиналами были епископы Остии, Албании, Порто, Сильвы-Кандиды, Пренесте, Сабинума и Тускулума. Несомненно, что „римские епископы“ (епиcкопы отдельных близ Рима лежащих церквей в собственно папском диоцезе) издавна принимали живое участие в совете и в выборе папы и исполняли миссию его легатов; но, так сказать, постоянных помощников папы из числа епископов уже к VIII в. установилось только семь, которые с этого времени стали называться ерiscopi cardinales Romanae sedis, episcopi collaterales, episcopi Romanae ecclesiae, или ерiscopi curiae. Кардиналы-епископы были членами римского пресвитериума и вмели свои диоцезы, которые состояли из некоторых городских римских и подгородних приходских церквей, не находившихся в зависимости от кардинальских титулов.

Второй период истории кардинальства можно начать со времени избирательного декрета папы Николая II (1059 г.), который только кардиналам предоставил право выбора папы. Вскоре титул кардинала запрещено было носить клирикам провинциальных церквей . Кардиналам постепенно предоставлены были почетные атрибуты и инсигнии. Либеральное рассуждение на 40-м заседании Констанского собора о бесполезности и тягостности „сословия» кардиналов, при том же не учрежденного ни Апостолами, ни соборами, не было поддержано тогдашними богословами; апологетами кардинальства оказались даже свободомыслящие ученые того времени И. Герсон и Петр де-Аллиако. К возвышению кардинальства послужили и особые условия избрания в кардиналы, выработанные и установленные папою Львом X в 1513 г., Тридентским собором, а потом специальным декретом папы Сикста V (1585–1590 г.). От кандидата кардинальства требуются те же качества, что и от кандидата в епископы, за исключением следующего: кардинал-диакон не должен быть моложе 22 лет (для получения епископского сана требуется другой возраст); рожденные вне законного брака – даже в том случае, если они чрез последовавший затем брак родителей будут признаны по законам римской церкви законнорожденными и, таким образом, не лишаются права на занятие епископской кафедры, – даже и в этом случае все равно не могут быть кардиналами; кандидат кардинальства, состоявший в законном браке, не должен иметь ни детей, ни внуков; у него не должно быть среди кардиналов близкого (до второй степени) родственника. Чин наречения в кардинальский сан, употребляемый теперь, окончательно редактирован в XII – XIII в.; изложен он в Оrdo Rmaanus Канетана.

Новонареченные кардиналы при торжественной обстановке в Сикстинской капелле дают присягу „никогда ни задумывать, ни соглашаться, не допускать что-либо ни против величия папства, не против личности пап,... помогать в сохранении и поддержании, по мере сил своих, всего римского папства и верховных прав св. Петра“. Можно еще отметить, что иногда кардиналы назначались по рекомендации римско-католических королей и князей, для защиты церковных интересов их стран, и носили в таком случае титул саrdinаlis protector nationis. Всех привилегий кардинальства насчитывается до 300. Папы не пренебрегали никакими маловажными по существу вещами, чтобы только возвысить и отличить своих „князей церкви“. Иннокентий IV дал им красную шляпу, Павел II пожаловал им красную камилавку и митру из шелковой камки (для торжественных процессий) и право выезжать на белой лошади с красным покрывалом и 8олотыми поводьями. Согласно декрету папы Урбана VIII от 1630 г., кардиналов в обращениях верующие обязаны называть „достопочтеннейшими и светлейшими“ (Reverendissimi et Eminentissimi), каковой титул до тех пор принадлежал только гофмейстеру ордена Иоаннитов и трем немецким курфюрстам. Кардиналы имеют трон в своей собственной церкви, известный установленный для них экипаж и горб, носят золотое кольцо с сапфиром на руке и пр. Внешним знакам почета соответствует и высокое положение кардиналов в иерархической лестнице, достигнутое ими постепенно. Первоначально преимущество первостояния при совершении богослужения определялось степенью священства; только на соборах, являясь представителями папы, кардиналы имели преимущество пред всеми епископами. Уже в сравнительно позднее время избирательный декрет папы Николая II (1059 г.), соборы Клермонский (1095 г.), Лионский (1245 г., при папе Иннокентия IV) окончательно установили и подтвердили право первостояния кардиналов независимо от степени священства пред епископами. Но в римских уставах XIV-XV в. заметны еще некоторые следы древней богослужебной практики: „патриархам“ указывается в них место между кардиналами-епископами. Со времени же папы Евгения IV (1431–1447 г.) и до ваших дней кардиналы-диаконы стоят выше „патриархов“. Особые преимущества кардиналов при священнослужении папы наглядно выражаются в том, что они целуют (в известный момент) руку папы, тогда как „патриархи“, митрополиты и епископы целуют его колено. Если случится участвовать в торжественных процессиях правоверным государям, то император должен занимать место среди старших кардиналов-епископов, а король – позади их. Папы заботились об особой неприкосновенности кардиналов; судьею последних был только папа. Тридентский собор и папа Сикст V (1585–1590 г.), подтвердили почти епископскую их юрисдикцию, которую, впрочем, – по причине многократных столкновений между епископами и кардиналами – вынуждены были ограничить папа Гонорий III и особенно папа Иннокентий ХII (в 1691 г.): кардиналам оставлены дисциплинарная юрисдикция в их кардинальских титулах и право визитации подведомственных им церквей. Состоя при римской курин, кардиналы участвуют в годовых доходах священной коллегии (Rotulus); им принадлежит – jus орtandi – важное право, согласно которому старшие живущие в Риме кардиналы (именно по старшинству, т. е. без различия трех классов) могут требовать (орtаrе) себе освободившуюся вакансию (епископскую, пресвитерскую или диаконскую) подгороднего „кардинальского титула“, и важную обязанность „легата от ребра“ – legatus а latere (см. ,Легаты“) – могут нести только кардиналы. Эти „князья церкви», наделенные всякими привилегиями, суть самые приближенные лица к папе, его агенты; чрез них он управляет римско-католическою церковию. Это управление сосредоточено в консистории (см. „Консистория римско-католическая“), в конгрегациях (см. „Конгрегации“), членами которых состоят исключительно кардиналы, и в различных трибуналах римской курии (см. „Курия римская“). Отметим особо важное значение кардиналов-начальников некоторых трибуналов: кардинал-епископ, президент трибунала „Пенитенциария“ (с 1744 г.), по особому полномочию папы дает индульгенции, напутствует его самого перед смертию и пр.; кардинал-продатарий, президент трибунала „Датария“, заведует канцеляриею, назначенной первоначально для приема адресованных на имя папы прошений, а теперь – да управления церковными имениями; кардинал – камергер (саmmerlengo) заведует финансами и в случае смерти папы является местоблюстителем папского престола; кардинал – статс-секретарь отвечает за министра иностранных дел; помощником ему (с 1838 г.) служит кардинал – статс-секретарь внутренних дел и др. Пока существовала „Церковная область“ (до 1870 г.), в руках кардиналов (особенно статс-секретаря и его помощника) сосредоточивалась и вся административно-юридическая власть в папских владениях. Но и после 1870 г. церковно-иерархическое значение кардинальства сохранилось в своей силе. Властвуя над каждым в отдельности кардиналом, папа почти бессилен против священной коллегии ; последняя de facto осуществляет ту власть, которая в идее принадлежит папе.

Предложенный краткий исторический очерк кардинальства показывает, что этот институт ведет свое начало не от Христа и не от Апостолов. Предоставление кардиналам – священникам и кардиналам-диаконам высшего положения в иерархической лестнице сравнительно с епископами (не кардиналами) приводит к тому, что последние иногда домогались получить пресвитерство в кардинальском титуле; не менее странно и то, что кардиналы-пресвитеры пользуются правом посвящения в низшие церковные должности (хиротезия), а кардиналы-диаконы совершают литургию, как пресвитеры. Такое положение вещей с большою определенностию осуждается 23-м правилом IV вселенского собора.

А. В. П – в.

Провинциальные церкви делились на tituli monores и tituli majores; пресвитеры последних иногда позволяли титуловать себя кардиналами, очевидно, в подражание пресвитерам «титулов» «кардинальских» города Рима (tituli саrdinales). Окончательное строгое запрещение для клириков провинциальных церквей украшать себя титулом кардинала последовало в булле папы Пия V от 1567 г. Кроме того, имеющий дело с историческими документами должен не упускать из вида другой случай несобственного употребления имени «кардинал», которое прилагалось иногда к епископам, временно причисленным к известному саrdo по причине разорения или уничтожения их собственных диоцезов. В посланиях папы Григория великого еще упоминается 12 кардиналов-иподиаконов, которые, может быть, имели какие-либо полномочия от папы в известных провинциях.

В различные времена количество кардиналов не было одинаковым. Достаточно указать, что Констанцский собор остановился на цифре 24, как достаточно определяющей число кардиналов; окончательное распоряжение сделано было в 1586 г. папою Сикстом V, который по аналогии с 70 старейшинами израильскими () нашел всего более приличною в данном случае цифру 70. В число 70 кардиналов входят 6 подгородних епископов, 50 пресвитеров и 14 диаконов; но священная коллегия редко имела это количество своих членов. Установился такой порядок, что папа не публикуют всех имен избранных им кандидатов на вакантные кардинальские места, а хранит их до поры до времени в своем уме (собственно, „в груди“, in petto ).