Audi-a3club - Автомобильный портал

Регионы-вампиры. Как дотационные субъекты федерации транжирят бюджет

Многие семьи в Дагестане являются многодетными. Цель выплаты пособия на детей в Махачкале - оказать поддержку нуждающимся семьям.

Федеральные перечисления в Республике Дагестан в 2019 году

Детское пособие в 2019 году в Дагестане выплачивается по двухуровневой системе: из федерального и республиканского бюджетов. Весь спектр федеральных пособий отражает Закон № 81-ФЗ. Небольшое повышение произошло в феврале 2017 года.

В республике действуют повышающие коэффициенты. Показатель составляет 1,1-1,3 для работников, которые трудятся в высокогорных районах.

Размеры федеральных выплат:

Название выплаты Размер (руб.) Нюансы
Поощрение для 613,44
Выплата по случаю беременности и родов 35 901,37
Разовая 16 350,33 - минимальное перечисление;

266 191,80 - максимальная выплата при 140 днях декретного отпуска

При рождении тройни перечисления делаются на каждого малыша. Дополнительные меры социальной поддержки определяют местные власти.
Минимальное 3 065,69 - за первого малыша;

6 131,37 - за второго

Выплачивается до 1,5 лет
Выплата 2 527,06
Перечисление родителям детей с инвалидностью, которые не имеют возможности работать 5 500;

1200 полагается другим лицам

Выплата мамам, уволенные в связи с ликвидацией предприятия 613,14
Ежемесячное перечисление женщинам, уволенным по причине закрытия предприятия 50 Перечисляется до трех лет
Разовое перечисление беременной супруге служащего по призыву 25 892,45
Выплата 11 096,76 Перечисляется каждый месяц
Регулярное перечисление на детей военных, погибших при исполнении служебного долга 2 231,85
Ежегодное пособие на детей военных, погибших в военных операциях на Северном Кавказе 22 027,02
Разовая выплата для граждан, имеющих орден «Родительская слава» 100 000
453 026
Приемная семья
16 350,33;

124 929,83 - если семья принимает ребенка с инвалидностью

Пособия на приемных детей до 12 лет 7 200
Выплата на детей от 12 до 18 лет 8000
Важно! За назначением необходимо обратиться к специалистам социальной защиты по месту регистрации или МФЦ. Скачать для просмотра и печати:

Необходимые документы

Базовый пакет Дополнительные справки
Заявление

Справка из органов ЗАГС о рождении малыша

Свидетельство о рождении

Документ о заключении брака

Справка от второго родителя

Документ из жилищных органов о проживании малыша с мамой или отцом

Документ о том, что доход семьи меньше прожиточного минимума

Справки об установлении опеки

Выписки с последнего места работы для неработающих граждан

Дополнительные выплаты на детей в Дагестане


Порядок выплат детских пособий утвержден региональным законодательством:

  • Закон РД «О ежемесячном пособии на ребенка» от 29.12.2004 г.;
  • при усыновлении - Закон РД № 66 от 24.12.2007 г.;
  • порядок оказания социальной поддержки устанавливается постановлением Правительства РД № 619 от 28.11.2013 г.
Важно знать! При рождении двойни мамочке выплачивается двадцать тысяч рублей. Когда женщина сразу рожает трое или больше детей, перечисляется 100 000 рублей.

Дополнительное пособие полагается женщинам, когда рождается пятый ребенок. За каждого последующего ребенка причитается пособие.

Социальная помощь полагается тем гражданам, кто действительно в ней нуждается.

Основания для предоставления дополнительных социальных гарантий:

  1. Тяжелое финансовое положение семьи.
  2. Рождение трех и более детей.
  3. Тяжелые жизненные обстоятельства.

В каждом их этих случаев можно рассчитывать на помощь. Сложной жизненной ситуацией, как правило, признается рождение или усыновление детей с инвалидностью. Родным и приемным родителям полагаются дополнительные перечисления.

Скачать для просмотра и печати:

Поддержка многодетных семей в Дагестане

Многодетным родителям полагаются различные социальные пособия, которые можно оформить в соцзащите. Есть и моральная поддержка. В РФ гражданам, удостоенным награды «Родительская слава», перечисляется 100 тыс. рублей. Плюс к этому для жителей региона власти Дагестана делают дополнительное перечисление размером 25 тыс. рублей.

Пятерка крупнейших получателей бюджетных дотаций от Минфина - Дагестан, Якутия, Камчатский край, Алтайский край, Чечня - в 2018 году заберет до 30% выделяемых денег, а половина дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности приходится на 13 российских регионов из 85, сообщает РБК со ссылкой на материалы к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы, опубликованные на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности.

В общей сложности на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд рублей - на 5% больше, чем в 2017-м.

Минфин предупреждал , что поменял методику их выделения - они увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года передан от регионов федеральному бюджету и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан, он получит более 59 млрд рублей, на 6,6 млрд рублей больше, чем в 2017 году.

Якутия в 2018 году на выравнивание бюджетной обеспеченности получит на 7,3 млрд рублей больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация - более 39,3 млрд рублей - будет направлена в Камчатский край.

К высокодотационным регионам относятся Алтайский край, в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд рублей, до 27,1 млрд, а также Чечня, где дотация составит 27 млрд.

Десятку замыкают Крым (17,7 млрд), Тыва (15,7 млрд), Ингушетия (9,2 млрд), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд).

Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма - на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

Как рассчитывается объем дотаций

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения с учетом двух показателей - налогового потенциала территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающего коэффициента (индекса бюджетных расходов).

"На Камчатке и в Якутии - один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России", - объяснил завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется высоким уровнем населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина - низкая бюджетная обеспеченность республики, рассказал старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Это регионы-доноры, которые не получают дотации на выравнивание.

Министр финансов РФ Антон Силуанов на днях предупредил , что чрезмерно раздутые расходы на оборону в российском федеральном бюджете могут грозить серьезными последствиями отечественной экономике.

Тем временем из проекта поправок в федеральный бюджет, внесенного на рассмотрение Госдумы, следует, что правительство предлагает увеличить общие расходы на оборону в следующем году на 179,6 млрд рублей.

Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. Но пятерка крупнейших получателей, от Дагестана до Чечни, не изменится и заберет себе 30% всех таких дотаций

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. ​Дотация региону составит 27 млрд руб. (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином на будущий год, следует из материалов к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд руб. — на 5% больше, чем в 2017-м.

В прошлом году Минфин объявил, что региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе ) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. В сентябре этого года министр финансов Антон Силуанов также пояснял, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности растет последние шесть лет, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков, увеличение на 5% — это незначительный рост (в 2017 году объем дотаций вырос на 20%, в 2015-м — на 10,9%). «Помимо роста дотаций произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых [на 2018 год] выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам», — подсчитал Шураков.

Кому пойдут дотации

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан — из федерального бюджета республика получит более 59 млрд руб., на 6,6 млрд руб. больше, чем в текущем году. А наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в следующем году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд руб. больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация — более 39,3 млрд руб. — будет направлена в Камчатский край.


Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году.

Как считаются дотации

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения, объясняет Климанов, при этом учитываются два показателя — налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов. «На Камчатке и в Якутии — один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России», — говорит Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется многочисленностью населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина — низкая бюджетная обеспеченность республики, добавляет Шураков. Это обусловлено низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, которые способна генерировать экономика региона. «Порядка 72% поступлений по налогу на доходы физических лиц генерируются в бюджетных секторах экономики — госуправление, образование, здравоохранение. Существенную часть зарплат в данных секторах платит региональный бюджет», — говорит он.


Объем трансферта увеличится для 47 регионов, у 26 регионов объем дотаций сократится. Самое значительное сокращение дотации ждет Пермский край — на 2,6 млрд руб. Красноярский край получит меньше на 2,4 млрд, Челябинской области дотацию сократят на 1,4 млрд руб., Липецкой области — на 1,1 млрд. Снижение дотаций на 2018 год обусловлено улучшением состояния их экономик, считает Шураков, они в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. Все эти регионы в разное время бывали и регионами-донорами, то есть не получали дотации на выравнивание, указывает Климанов. «Это регионы с экономикой больших предприятий, они во многом могут зависеть от состояния отрасли и принципов учета доходов в этой отрасли для формирования налогового потенциала», — поясняет эксперт.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами и не получают дотации на выравнивание.

Новая методика

В 2018 году изменится и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методика меняется практически каждый год, указывает Шураков, нынешняя редакция станет уже 11-й. Но при этом состав регионов-лидеров по объему получаемых дотаций сильно не менялся уже лет пять, указывает он.

Во-первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во-вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. В новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, указывает Шураков, Минфин таким образом пытается снизить долговую нагрузку на регионы. «Действительно, выплаты процентов для ряда регионов — существенная статья расходов регионального бюджета», — говорит он. Это же, по его мнению, является одной из причин роста дотаций отдельным регионам.

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Другие дотации еще не распределены

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются наиболее формализованными и прозрачными среди всех федеральных трансфертов регионам. В бюджете также предусмотрены дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.


Дотации на балансировку региональных бюджетов на 2018 год предусматриваются в сумме 48,7 млрд руб., сообщил РБК первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Представленный в парламент проект бюджета не расшифровывает эти ассигнования, они будут распределены ко второму чтению бюджета. В действующей редакции бюджета на 2017 год такие дотации выделялись, в частности, Чечне, Крыму и Севастополю по отдельным, «именным» статьям расходов — эти регионы получили по ним дополнительно около 40 млрд руб. В проекте бюджета на 2018 год таких «именных» статей нет, говорит Ремезков, соответственно Чечне, Крыму и Севастополю отдельная от других регионов дотация на сбалансированность предоставляться не будет. Но, возможно, она будет включена в общую сумму дотаций на сбалансированность (48,7 млрд руб.). Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК о распределении этих дотаций.

Сохранить

При участии: Екатерина Копалкина

Дотации регионам России в 2019 году превысят отметку 645 млрд руб., что на 5% больше показателей прошлого года. При этом правительство будет использовать дифференцированный подход – половину всех перечислений получат 13 регионов. Кроме того, чиновники намерены решить проблему с чрезмерной долговой нагрузкой на региональные бюджеты. Также в следующем году правительство перейдет на новый принцип расчета финансовой поддержки.

В следующем году суммарные дотации регионам России достигнут 645,1 млрд руб., подчеркивают в Минфине. Глава ведомства Антон Силуанов отмечает снижение процентов по новым займам для регионов. Данный показатель не будет превышать учетную ставку ЦБ (9,25%). При этом Минфин перейдет на новую методику расчета необходимых дотаций, что позволит решить проблему долговой нагрузки.

В 2019 году вступает в действие очередная редакция методики определения ресурсов, необходимых для выравнивания бюджетной обеспеченности. В результате Минфин ограничил прирост дотаций для регионов по сравнению с прошлым годом. Согласно утвержденным изменениям, данный показатель не может превышать 20%. Кроме того, при расчете итоговой суммы дотаций чиновники будут учитывать существующую долговую нагрузку (включая затраты на обслуживание долгов).

В Минфине подчеркивают, что в новой методике расчета дотаций учитывается изменение структуры налога на прибыль, в результате которого региональные бюджеты потеряли 1% в пользу государственной казны.

Увеличение размера дотаций регионам России в 2019 году на 5% существенно отстает от показателей прошлого года, подчеркивают эксперты. В 2017 году правительство увеличило поддержку регионов сразу на 20%, а годом ранее на 10,9%. В целом дотации регионам растут на протяжении последних шести лет. При этом тройка лидеров по получению бюджетных средств остается без изменений.

Распределение правительственной поддержки

Традиционно крупнейшим получателем дотаций остается Дагестан, который получит из государственной казны 59 млрд руб. По сравнению с прошлым годом бюджет республики получит больше на 6,6 млрд руб. На втором месте остается Якутия – общие дотации около 44 млрд руб. Замыкает тройку лидеров Камчатский край – более 39 млрд руб.

Данные регионы сохраняют значительную зависимость от финансовой поддержки правительства, дотации обеспечивают до 40% бюджетных поступлений. Кроме того, к категории высокодотационных продолжают относиться следующие регионы:

При этом 84% доходов бюджета Чечни состоит из различных перечислений из федерального центра. Аналогичный показатель для Крыма составляет 67%.

В Минфине отмечают, что финансовая поддержка некоторых регионов в 2019 году существенно сократится. Более того, на перечисления из федерального бюджета не стоит рассчитывать следующим регионам:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Свердловская область;
  • Ханты-Мансийский АО;
  • Татарстан;
  • Самарская область.

Изменение принципа расчета дотаций позволит сократить долговую нагрузку регионов. Ранее о необходимости решения данного вопроса заявил президент РФ Владимир Путин.

Финансовые перспективы регионов

Экономический кризис стал настоящим испытанием для региональных бюджетов. Если дефицит федерального бюджета покрывался за счет накопленных резервов, то региональные власти могли рассчитывать только на привлечение долговых ресурсов. В результате обслуживание накопленной задолженности стало «съедать» значительную часть поступлений региональных бюджетов.

После восстановления роста цен на нефть государственная казна получила дополнительный приток финансовых ресурсов. Основным источником доходов регионов остаются НДФЛ и налог на прибыль, которые зависят от возобновления докризисных темпов экономического роста.

Чтобы улучшить финансовое положение регионов, правительство планирует расширить программу реструктуризации кредитов. С данной инициативой выступил Владимир Путин, подчеркивая необходимость оздоровления региональной системы финансов. В противном случае выполнение многих социальных программ окажется под угрозой.

Масштабная программа реструктуризации кредитов будет запущена уже в 2019 году. Новая инициатива властей будет рассчитана на 7 лет. В результате регионы смогут высвободить дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования расходной части. При этом ключевым показателем станет эффективность использования средств федерального бюджета, что может продлить сроки действия льготной программы до 12 лет.

В следующем году дотации регионам будут увеличены на 5% и достигнут 645 млрд руб. Объем правительственной поддержки будет зависеть от долговой нагрузки на региональные бюджеты. Кроме того, в Минфине ограничили рост дотаций для регионов по сравнению с прошлым годом – данный показатель не может быть больше 20%.

Наибольшие дотации из государственной казны получат Дагестан, Якутия и Камчатский край. Часть регионов не испытывают финансовых трудностей и останутся без дотаций.

В следующем году чиновники планируют запустить масштабную программу реструктуризации долговой нагрузки, что позволит решить проблему закредитованности региональных бюджетов.

Смотрите видео о выделении 104 миллиардов рублей из бюджета страны на дотации регионов:

Дотации федерального бюджета России регионам на 2019 год: Таблица

Регион млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,20
Республика Бурятия 18,30
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13,00
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика – Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,20
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия – Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,50
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,80
Курская область 3,77
Костромская область 3,70
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,60
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения Севастополь 2,60
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,30
Калужская область 0,27
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00
Ленинградская область 0,00
Московская область 0,00
Самарская область 0,00
Сахалинская область 0,00
Свердловская область 0,00
Тюменская область 0,00
город федерального значения Москва 0,00
город федерального значения Санкт-Петербург 0,00
Ненецкий автономный округ 0,00
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,00

Дотации регионам России в 2018 году превысят отметку 645 млрд руб., что на 5% больше показателей прошлого года. При этом правительство будет использовать дифференцированный подход – половину всех перечислений получат 13 регионов. Кроме того, чиновники намерены решить проблему с чрезмерной долговой нагрузкой на региональные бюджеты. Также в следующем году правительство перейдет на новый принцип расчета финансовой поддержки.

В следующем году суммарные дотации регионам России достигнут 645,1 млрд руб., подчеркивают в Минфине. Глава ведомства Антон Силуанов отмечает снижение процентов по новым займам для регионов. Данный показатель не будет превышать учетную ставку ЦБ (9,25%). При этом Минфин перейдет на новую методику расчета необходимых дотаций, что позволит решить проблему долговой нагрузки.

В 2018 году вступает в действие очередная редакция методики определения ресурсов, необходимых для выравнивания бюджетной обеспеченности. В результате Минфин ограничил прирост дотаций для регионов по сравнению с прошлым годом. Согласно утвержденным изменениям, данный показатель не может превышать 20%. Кроме того, при расчете итоговой суммы дотаций чиновники будут учитывать существующую долговую нагрузку (включая затраты на обслуживание долгов).

В Минфине подчеркивают, что в новой методике расчета дотаций учитывается изменение структуры налога на прибыль, в результате которого региональные бюджеты потеряли 1% в пользу государственной казны.

Увеличение размера дотаций регионам России в 2018 году на 5% существенно отстает от показателей прошлого года, подчеркивают эксперты. В 2017 году правительство увеличило поддержку регионов сразу на 20%, а годом ранее на 10,9%. В целом дотации регионам растут на протяжении последних шести лет. При этом тройка лидеров по получению бюджетных средств остается без изменений.

Распределение правительственной поддержки

Традиционно крупнейшим получателем дотаций остается Дагестан, который получит из государственной казны 59 млрд руб. По сравнению с прошлым годом бюджет республики получит больше на 6,6 млрд руб. На втором месте остается Якутия – общие дотации около 44 млрд руб. Замыкает тройку лидеров Камчатский край – более 39 млрд руб.

Данные регионы сохраняют значительную зависимость от финансовой поддержки правительства, дотации обеспечивают до 40% бюджетных поступлений. Кроме того, к категории высокодотационных продолжают относиться следующие регионы:

При этом 84% доходов бюджета Чечни состоит из различных перечислений из федерального центра. Аналогичный показатель для Крыма составляет 67%.

В Минфине отмечают, что финансовая поддержка некоторых регионов в 2018 году существенно сократится. Более того, на перечисления из федерального бюджета не стоит рассчитывать следующим регионам:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Свердловская область;
  • Ханты-Мансийский АО;
  • Татарстан;
  • Самарская область.

Изменение принципа расчета дотаций позволит сократить долговую нагрузку регионов. Ранее о необходимости решения данного вопроса заявил президент РФ Владимир Путин.

Финансовые перспективы регионов

Экономический кризис стал настоящим испытанием для региональных бюджетов. Если дефицит федерального бюджета покрывался за счет накопленных резервов, то региональные власти могли рассчитывать только на привлечение долговых ресурсов. В результате обслуживание накопленной задолженности стало «съедать» значительную часть поступлений региональных бюджетов.

После восстановления роста цен на нефть государственная казна получила дополнительный приток финансовых ресурсов. Основным источником доходов регионов остаются НДФЛ и налог на прибыль, которые зависят от возобновления докризисных темпов экономического роста.

Чтобы улучшить финансовое положение регионов, правительство планирует расширить программу реструктуризации кредитов. С данной инициативой выступил Владимир Путин, подчеркивая необходимость оздоровления региональной системы финансов. В противном случае выполнение многих социальных программ окажется под угрозой.

Масштабная программа реструктуризации кредитов будет запущена уже в 2018 году. Новая инициатива властей будет рассчитана на 7 лет. В результате регионы смогут высвободить дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования расходной части. При этом ключевым показателем станет эффективность использования средств федерального бюджета, что может продлить сроки действия льготной программы до 12 лет.

В следующем году дотации регионам будут увеличены на 5% и достигнут 645 млрд руб. Объем правительственной поддержки будет зависеть от долговой нагрузки на региональные бюджеты. Кроме того, в Минфине ограничили рост дотаций для регионов по сравнению с прошлым годом – данный показатель не может быть больше 20%.

Наибольшие дотации из государственной казны получат Дагестан, Якутия и Камчатский край. Часть регионов не испытывают финансовых трудностей и останутся без дотаций.

В следующем году чиновники планируют запустить масштабную программу реструктуризации долговой нагрузки, что позволит решить проблему закредитованности региональных бюджетов.