Audi-a3club - Автомобильный портал

Ректор спбгмту аполлонов евгений михайлович год рождения. Большому кораблю – большое знание

Российское судостроение на подъеме. Полным ходом обновляется Военно-морской флот, пусть и меньше, чем необходимо, но строятся гражданские и специализированные суда. И с каждым днем все острее дает о себе знать дефицит корабелов по всей профессиональной линейке – от рабочих и инженеров до менеджеров, особенно высококвалифицированных.

Об актуальности проблемы президент Владимир Путин говорил еще 30 августа 2013 года на совещании о перспективах развития отечественного гражданского судостроения: «Эта высокотехнологичная отрасль имеет для нас принципиальное значение. Это база для решения оборонных и социально-экономических задач. Это спрос на квалифицированные кадры и научные разработки. Это дополнительные заказы для металлургии, машиностроения, других секторов промышленности. Это мощный ресурс для развития целых регионов Российской Федерации… Нам нужно создать привлекательные конкурентные условия труда в судостроении, обеспечить достойные заработки и возможности повышения квалификации, переподготовки, запустить жилищные программы с поддержкой государства и самих предприятий. Поэтому особенно важно обеспечить постоянный приток новых кадров, чтобы уже со студенческой скамьи вести будущих специалистов до заводов и верфей».

После того совещания, безусловно, произошли определенные подвижки. Какие специалисты особенно востребованы, как обеспечить ими проектантов и производственников, на площадке Петербургского отделения ТАСС обсудили руководители ведущих отраслевых предприятий, научных институтов и базового вуза – Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

Евгений Аполлонов, и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета

Знаковыми событиями для университета стали два совещания по вопросам развития системы подготовки кадров для судостроительной промышленности и ВМФ, которые проводились под председательством секретаря Совета безопасности Николая Патрушева. По результатам этих встреч в 2014–2015 годах были составлены протоколы, получившие статус поручений президента России. Выполнение данных решений определило краткосрочную стратегию развития университета. Для укрепления связей с судостроительной промышленностью мы заключили генеральные соглашения с ОСК, Росатомом, Роснефтью, «Газпромом». Корпорации помогают нам в обновлении лабораторий, оказывают спонсорскую помощь, мы ведем совместные научно-исследовательские работы.

В части развития образовательного процесса и его интеграции с интересами судостроительной промышленности мы создали систему базовых кафедр на ключевых предприятиях отрасли – в Крыловском государственном научном центре, проектном бюро «Малахит» и концерне «Гидроприбор». Наши студенты проходят обучение, адаптируются, получают знания непосредственно от специалистов предприятий. В нашем университете действуют Институт морской техники и технологии под руководством выдающегося корабела Владимира Леонидовича Александрова, и два центра: развития технологий судостроения и машиностроения, подводных добычных комплексов в интересах нефтегазовых компаний.

Значительные усилия прилагаем для повышения авторитета профессорско-преподавательского состава. В частности, в январе 2015-го удалось поднять оклады на 27 процентов, 1 сентября нынешнего года прошло еще одно повышение – в среднем в 1,5 раза. Сейчас зарплата доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой – 64 000 рублей.

В научной сфере университет по праву считается одним из лидеров в Петербурге. У нас растет пакет заказов от предприятий реального сектора экономики. По прошлогоднему рейтингу востребованности инженерных вузов в области научной работы мы заняли второе место в России, хотя наш университет не такой уж большой.

Подготовлена стратегия развития вуза до 2019 года (ее можно рассматривать как среднесрочную).

Владимир Александров, президент Ассоциации судостроителей Петербурга и Ленинградской области, Герой России, почетный гражданин Санкт-Петербурга

Кораблестроители всегда были высококвалифицированными специалистами, имеющими очень широкое образование. Я сам окончил институт в 1967 году. Конечно, в то время не было таких информационных технологий, но существовала главная установка: ты действительно должен хорошо учиться. Тогда было непременное требование к обязательному посещению занятий, чего, к сожалению, нет в нашем демократическом обществе, и это абсолютно неправильно. Существовало высокое понимание, что инженер-кораблестроитель – престижная специальность, она позволит человеку раскрыть себя, обеспечить достойную заработную плату и определенные социальные условия. К сожалению, сегодня мы не видим у студентов серьезного стремления к постижению профессии.

Владимир Александров:
«Несколько лет назад прозвучала серьезная критика в адрес вузов – не так и не тех готовим. Результатом стало резкое повышение требовательности к заведующим кафедрами и преподавателям» ”

Несколько лет назад прозвучала достаточно серьезная критика со стороны руководителей предприятий в адрес вузов – не так и не тех готовим, после чего был открытый разговор. Результатом стало резкое повышение требовательности к заведующим кафедрами и преподавателям с точки зрения их профессиональной подготовки.

Одна из наших главных проблем – стареющие педагоги, нехватка молодежи. Но сегодня эта диспропорция выравнивается.

Подготовка специалистов – обоюдный процесс. В нем участвуют и преподаватели, и университеты, и, естественно, наши заказчики. Одним из перспективных моментов деятельности вуза и судостроительных компаний стало создание факультета целевой контрактной подготовки. Он точечно готовит специалистов для организаций и предприятий. Мы выпустили уже больше двухсот инженеров различного назначения, которые становятся квалифицированной основой и на Адмиралтейских верфях, и на Балтийском заводе, и на Выборгской верфи, и в наших конструкторских бюро.

Хочу обратить внимание на недостаточный темп роста производительности труда на судостроительных предприятиях, что определяется инженерной подготовкой производства. Я проработал на Адмиралтейских верфях 44 года и могу сказать: если приложим совместные усилия, сможем выйти на хорошие показатели. Во всяком случае в Ассоциации судостроителей мы постоянно занимаемся вопросами организации производственного процесса и повышения квалификации наших специалистов.

Владимир Дорофеев, генеральный директор санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»

Наше предприятие специализируется на разработке проектов атомных многоцелевых подводных лодок, специальных глубоководных технических средств, комплексов торпедно-ракетного вооружения. То есть особенности «Малахита» – наукоемкость продукции, кооперативность разработок (очень широкий круг партнеров разбросан по всей нашей стране), многопрофильность специалистов.

Владимир Дорофеев:
«В общении с генеральными и главными конструкторами, с молодыми специалистами бюро, в работе в лабораториях рождается по сути новое поколение корабелов» ”

Взаимодействие с «корабелкой» самое тесное. Часть наших специалистов преподают в Морском университете по совместительству, а ведущие сотрудники, в том числе и я, входят в состав экзаменационных комиссий. В прошлом году у нас создана базовая кафедра по профилю кораблестроения, вооружения и робототехники. Студенты, занятые на этой кафедре вместе с нашими сотрудниками и профессорско-преподавательским составом, разработали концепт-проект, выдвинутый на конкурс лучших инновационных предложений Санкт-Петербурга. Это морская робототехническая платформа для обслуживания месторождений углеводородного сырья под водой, подо льдом, где невозможно применение надводных средств. Мне кажется, что проект сам по себе очень интересный, это яркий практический результат взаимодействия с Морским техническим университетом.

«Корабелка» дает базовые теоретические знания. И наша кафедра не предназначена для того, чтобы заменить университетских преподавателей. Это дополнение теоретической подготовки практическими, проектно-ориентированными знаниями применительно к конкретному конструкторскому бюро, в данном случае к «Малахиту». В общении с генеральными и главными конструкторами, с молодыми специалистами бюро, в работе в лабораториях рождается по сути новое поколение корабелов в интересах не только «Малахита», но и всех предприятий российского судостроения.

Татьяна Паклинская, начальник отдела подбора и развития персонала Балтийского завода

Для нас образование, полученное в «корабелке», – своего рода маркер для выпускника, чтобы попасть на завод. Однако вуз дает базовые знания, а дальше мы должны готовить конкретных выпускников «под профессию». По большей части из университета выходят инженеры, конструкторы, в лучшем случае – технологи. Нам сегодня нужны производственники, их никто не готовит. Статистика рекрутинговых агентств показывает, что на одну вакансию приходит всего лишь три резюме, это очень маленький процент. Мы очень страдаем от нехватки инженеров по нормированию, по планированию, по подготовке производства. Нуждаемся и в хороших программистах, которые могут развивать на производстве информационные технологии и системы. Но самый большой дефицит – рабочие.

В последнее время Балтийский завод очень активно прирастает, почти на тысяча человек в год, из них на инженерные кадры приходится примерно сто.

Вопрос с подготовкой кадров для верфей одна «корабелка» не решит, поэтому Балтийский завод сотрудничает более чем с 20 учебными заведениями. Приходящий выпускник может претендовать от 30 000 и до 50 000 рублей.

Для молодежи у нас действуют некоторые преференции. Мы предоставляем и добровольное медицинское страхование, и доплату в течение года. Поддерживаем тех, кто приходит из армии, выплачиваем подъемные.

Валерий Половинкин, советник генерального директора Крыловского научного центра

Система высшего образования в любой стране мира инертна, она никогда с точки зрения конкретных технологий не может конкурировать с передовыми предприятиями. Всегда производство и проектные организации будут впереди высшей школы. Поэтому положить образование на плечи только «корабелки» ошибочно.

Валерий Половинкин:
«Если мы не предоставим свои исследовательские комплексы, лаборатории, станки и технологические цепочки вузу для приобретения практических навыков, не получить нам специалиста, который требуется» ”

Трудно представить себе, чтобы в одной группе вы могли подготовить инженера-исследователя для Крыловского научного центра, проектного специалиста для «Малахита», разработчика подводного морского оружия для «Гидроприбора» и технолога для завода. Из этой ситуации выход такой: индивидуальная подготовка, когда обучение ведется под каждую конкретную должность. Это дорогое удовольствие, вуз не обеспечит такую систему.

Создание базовых кафедр Морского технического университета – очень мудрое решение, мы рассматриваем их как возможность предоставить университету самые передовые лабораторные стенды. Если готовим инженера-исследователя, пожалуйста, в Крыловский научный центр. «Малахит» может предоставить проектные методики и самые современные технологии проектирования, верфи – технологические процессы и линии.

Сегодня разделить каким-то образом потребителя кадров и их производителя невозможно. Весь мир идет по этому пути. Как можно совершенствовать образование? Направлять самых подготовленных специалистов из конкретной промышленности в аудитории, предоставить им возможность преподавать студентам курс практических знаний.

Квалификационные требования к выпускнику формирует не вуз, а потребитель, и если что-то «корабелка» не дает, значит, недостаток в нашей работе. Во всем мире предприятия заключают контракт не просто с университетом, а с конкретным профессором, который готовит нужных специалистов, используя в том числе базовые кафедры.

Сегодня наука развивается очень стремительно, электроника меняется раз в полгода. Если мы не предоставим свои исследовательские комплексы, лаборатории, станки и технологические цепочки вузу для приобретения практических навыков, не получить нам специалиста, который требуется.

Процесс подготовки, который включает базовые знания, – это прерогатива вуза. Практические навыки – не только вуза, но и работодателя. Как только этот симбиоз между образовательным учреждением и промышленным производством возникнет, будет необходимый уровень подготовки.

И.о.ректора СПбГМТУ д.т.н. Евгений Михайлович Апполонов:

Перспективы совместного развития кораблестроительного образования

и судостроительной промышленности

Летом 2014 года состоялось заседание Совета при Президенте РФ по науке и

образованию по актуальной для всех технических университетов теме

«Совершенствование профессиональной подготовки технических и

инженерных кадров». Как следует из материалов заседания Совета, в

качестве одного из главных инструментов совершенствования рассматривается развитие связей университетов с промышленностью и усиление роли и ответственности промышленных предприятий за подготовку, трудоустройство и адаптацию выпускников вузов. Для кораблестроителей рекомендации Совета явились не только руководством к действию, но и в значительной степени подтверждением взятого год назад стратегического курса на кардинальное укрепление связей ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет»

(СПбГМТУ, до 1992 г. - Ленинградский Кораблестроительный институт, Корабелка) и судостроительной промышленности (Судпром).



Инициатор данной стратегии ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) нашел поддержку в Минпромторге России, ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), ключевых предприятиях Судпрома, а также, что особенно важно, понимание в Минобрнауки России. В результате с декабря 2013 года в СПбГМТУ осуществляется последовательная политика, направленная на дальнейшее развитие кораблестроительного образования на основе укрепления взаимосвязей с Судпромом. Об особенностях и первых результатах реализации этого процесса и пойдет речь в настоящей статье.

В 1950-е – 1980-е годы, по праву называемые Золотым веком отечественного судостроения, именно Ленинградский Кораблестроительный институт (ЛКИ, Корабелка) являлся общепризнанным лидером в подготовке высококвалифицированных специалистов-кораблестроителей, имел широкие связи с промышленностью в научной области, высоко оплачиваемый (выше, чем в прикладных НИИ) и сбалансированный по возрастному составу профессорско-преподавательский состав (ППС).

В 1990-е все организации, имевшие отношение к судостроению, оказались в одинаковой и весьма трудной ситуации, однако выбираться из нее в 2000-х начали по-разному. Восстановление страны, появление госзаказа в первую очередь коснулось судостроительных конструкторских бюро (КБ) и верфей.

Наука в лице прикладных институтов Судпрома восстанавливалась гораздо медленнее – отсутствовал приток молодежи и продолжалось старение коллективов, уникальная экспериментальная база разрушалась и продолжала функционировать исключительно за счет энтузиазма персонала, отставал рост заработной платы. Таким образом, даже прикладная кораблестроительная наука в условиях общего экономического роста отечественной экономики не могла обеспечить необходимый темп развития за счет самофинансирования. В этой ситуации руководство страны проявило мудрость и предприняло ряд последовательных шагов для поддержки отечественных научных институтов, создания опережающего научнотехнического задела (НТЗ), развития и модернизации экспериментальной базы.

В период 2007 – 2012 г.г. Минпромторгом России разработана «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», дан старт ФЦП «Развитие обороннопромышленного комплекса на период 2007 - 2015 годов» и ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009 - 2016 годы», утверждена Государственная программа «Развитие судостроительной промышленности на 2013 – 2030 годы». В перечисленных документах перед судостроением поставлены серьезнейшие задачи: создание сложных наукоемких кораблей, судов и морской техники для освоения Арктического шельфа и Севморпути и безусловного выполнения Государственного оборонного заказа. В результате принятых мер полностью преодолено отмеченное отставание научных организаций, развивается и обновляется экспериментальная база, создается опережающий НТЗ – инновационные решения, патенты и полезные модели, эксклюзивные концептуальные проекты.

К сожалению, этот процесс развития практически не коснулся Корабелки, формально не относящейся к Судпрому. На конец 2013 г. состояние Университета характеризовалось катастрофическим старением профессорско-преподавательского состава (ППС), моральным и физическим устареванием учебно-лабораторной базы и плачевным состоянием имущественного комплекса, существенным отставанием средней зарплаты от достигнутого уровня на предприятиях Судпрома, ослаблением связей с промышленностью. Вместе с тем, нельзя не учитывать, что, несмотря на упомянутые трудности, сотрудникам Морского университета удалось сохранить уникальную технологию кораблестроительного образования. На настоящий момент СПбГМТУ является единственным вузом в Российской Федерации, где осуществляется подготовка кадров по всему спектру специальностей и научных направлений, связанных с проектированием и постройкой судов и кораблей всех классов, с разработкой и созданием судовых энергоустановок и средств судовой автоматики, судового машиностроения, технических средств освоения Мирового океана, корабельного вооружения. Университет также готовит специалистов в области экологической безопасности промышленных зон и акваторий, организации и экономики судостроительного производства. И если стратегическая перспектива отечественного судостроения – создание наукоемкой продукции, то без науки не будет судостроения, а без развития кораблестроительного образования и, соответственно, СПбГМТУ - не будет необходимой судостроению науки. Круг замкнулся.

Что может дать университету осуществление стратегического курса на укрепление взаимосвязей СПбГМТУ с Судпромом? В первую очередь, тем самым будет достигнуто повышение качества кораблестроительного образования и, как следствие, увеличение количества выпускников СПбГМТУ на предприятиях Судпрома. Это станет возможным в результате дальнейшего развития системы базовых кафедр и целевой подготовки, согласования профессиональных и образовательных стандартов.

Сотрудничество с предприятиями судостроительной промышленности будет способствовать увеличению степени участия ППС в НИОКР по заказам Минпромторга, Минобразования, Минобороны. Необходимые модернизация научно-лабораторной базы вуза и развитие имущественного комплекса также в значительной степени будут зависеть от взаимодействия с научными центрами, концернами, конструкторскими бюро и верфями. В перспективе можно говорить и о создании совместно с Судпромом научнообразовательных центров.

При этом весьма важно подчеркнуть, что стремление к укреплению связей СПбГМТУ и Судпрома не является односторонним. Судостроение нуждается в развитии кадрового потенциала, пополнении предприятий специалистамикораблестроителями. А Университет располагает уникальным набором образовательных и научных технологий в области кораблестроения, судовой энергетики, морского приборостроения, экономики судостроительной промышленности и морского права и способен решать серьезные комплексные задачи в интересах Судпрома.

С декабря 2013 года в рамках принятой стратегии новый ректорат университета в своей деятельности уже добился определенных результатов.

Начата работа по подготовке прогноза потребности промышленности в инженерах-кораблестроителях, запущен процесс создания системы базовых кафедр на предприятиях Судпрома, активизирована работа по расширению участия университета в федеральных целевых программах (ФЦП) Минпромторга России и Минобрнауки России, договорных работах по заказу Минобороны России и предприятий Судпрома. Стратегия развития СПбГМТУ подробно обсуждена и поддержана на совещаниях с представителями Судпрома, руководителей органов государственной власти, Учебно-методического объединения (УМО) по кораблестроению, Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Подготовка среднесрочного и долгосрочного прогнозов потребности Судпрома в судостроительных кадрах осуществляется ОАО «ОСК», Крыловским ГНЦ и СПбГМТУ при поддержке Минпромторга России.

Важность этой работы трудно переоценить, поскольку на ее основании должны строиться дальнейшие решения по перспективному развитию Университета. При этом необходимо отойти от упрощенных подходов, связанных с алгебраическим суммированием как правило крайне осторожных прогнозов кадровых служб предприятий. Статистические данные по динамике развития кадрового потенциала должны корректироваться с учетом перспектив развития Судпрома в свете поставленных государственных задач и факторов инновационного развития предприятий. Перед университетом не стоит задача обязательного получения положительного градиента в отношении годового выпуска инженеров.

Гораздо важнее качество выпускаемых специалистов. В настоящий момент разработана методика прогноза и начат сбор данных по судостроительным предприятиям.

Положительный эффект от работы базовых кафедр хорошо известен:

повышение качества подготовки выпускников за счет привлечения ведущих специалистов предприятий к образовательному процессу, целевое закрепление выпускников, использование научно-эксперименальной базы предприятий в учебном процессе, адаптация студентов к условиям работы на предприятиях, подключение преподавательского состава и студентов к НИОКР в интересах предприятия. Создание базовых кафедр для СПбГМТУ является главным механизмом реализации стратегического курса на укрепление взаимосвязей с Судпромом. А Судпром, со своей стороны, располагает всеми возможностями для обеспечения успешной работы базовых кафедр: авторитетной научной и инженерной школой, высокопрофессиональными специалистами, уникальной экспериментальной базой в научных центрах. Реализуемый на настоящий момент план создания базовых кафедр основывается на системном подходе, при котором базовыми кафедрами предполагается охватить практически все ключевые судостроительные предприятия Санкт-Петербурга. В рамках данного системного подхода базовые кафедры объединяются в следующие крупные блоки:

Научный блок, включающий базовые кафедры по основным научным направлениям научных центров (КГНЦ, ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС), ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей»).

Здесь уже созданы кафедры прочности и конструкции судов, физических полей, судовой акустики, проводятся организационные процедуры по кафедрам гидродинамики, океанотехники, технологии судостроения и судовой энергетики, технологии композиционных материалов.

Блок подводного кораблестроения на базе ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «СПМБМ «Малахит».

Блок надводного кораблестроения, включая скоростные корабли, на базе ОАО «Северная верфь», ОАО «Северное ПКБ», ОАО «Невское ПКБ» и ОАО «ЦМКТ «Алмаз».

Блок арктического судостроения на базе ОАО «Балтийский завод», ОАО «ЦКБ «Айсберг» и 2-х проектных подразделений КГНЦ – ЦКБ «Балтсудопроект» и отделение исследовательского проектирования.

Блок морского приборостроения на базе ОАО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор», ОАО «Концерн морское подводное оружие – Гидроприбор», ОАО «Концерн «Океанприбор», ОАО «Концерн НПО «Аврора».

Реализация системного подхода позволит большинству студентов проходить обучение на базовых кафедрах, осмыслить требования, существующие на предприятиях, присмотреться к профессии. Предприятия в процессе обучения на базовой кафедре смогут принимать студентов на работу по совместительству (студенты смогут и учиться, постигать профессию и зарабатывать себе на жизнь, и мы будем это поощрять), а в дальнейшем отбирать устраивающих их по уровню знаний и заинтересованности выпускников для работы на постоянной основе. Таким образом будут решаться и вопросы трудоустройства будущих выпускников Морского технического университета.

Для организации базовых кафедр уже проделана большая работа и потребуются постоянные усилия в будущем. Мы уверены, что уже в ближайшей перспективе работа базовых кафедр даст ожидаемые положительные результаты, изменит менталитет студенчества в отношении выбора предприятий Судпрома в качестве будущего места работы, обеспечит повышение мотивации студентов, аспирантов, ППС к развитию учебной и научной работы в Университете.

В вопросах развития научной работы руководство Университета рассчитывает на расширение участия ППС, аспирантов, студентов в перспективных работах по заказу Минпромторга России, Минобрнауки России и Минобороны России, ОАО «ОСК» и конкретных предприятий Судпрома. В последние годы имеется положительная динамика увеличения объема НИОКР: 2012 г. – 451 млн. рублей, 2013 г. – 611,8 млн. рублей, в текущем году уже заключено договоров на общую сумму 596,7 млн. рублей, к концу года ожидается объем более 750 млн. рублей. Указанные суммарные объемы вполне сопоставимым с аналогичными показателями ведущих технических вузов. Вместе с тем, СПбГМТУ испытывает серьезный дефицит в госбюджетном финансировании фундаментальных и поисковых исследований (ФПИ). А ведь ФПИ в системе университетской науки являются чрезвычайно важным элементом развития научно-технического задела, обеспечивающего последующее выполнение НИОКР в интересах перечисленных министерств и организаций. В настоящее время в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности объем финансирования СПбГМТУ составляет 11,25 млн. рублей в год, т.е.

около 1,5% от общего объема НИОКР. Проведенные сбор и анализ обновленных предложений по тематике ФПИ показали, что в объем базовой части государственного задания может быть включено 35 НИР стоимостью около 160 млн. руб., в выполнении которых должны принять участие более 250 сотрудников. Это составит всего около 20 % от объема всей научнотехнической продукции Университета, что и можно считать минимально необходимым уровнем для надлежащего поддержания и развития научнотехнического задела, а также привлечения к научной работе ППС, научных работников и талантливой молодежи. При этом, по нашему мнению, базовую часть госзадания в сфере научных исследований для вузов, ориентированных на ОПК, следует формировать с учетом следующих критериев:

– объем НИОКР, выполненных по заказам реального сектора экономики страны;

– объем поставок высокотехнологичной инновационной продукции для Минобороны России и других силовых структур государства;

– публикационная активность в научно-технических сборниках трудов по специальной тематике;

– патентная активность как показатель новизны технических решений.

Особое внимание в развитии научной работы будет уделяться привлечению студентов и университетской молодежи к разработке инновационных проектов. Для поддержки этого направления будет создан фонд с целью финансирования инициативных проектов, востребованных на судостроительном рынке. Мы надеемся, что наша вузовская молодежь в лице студентов, аспирантов, докторантов, преподавателей, представляющая собой наиболее активный и наименее консервативный в своих воззрениях отряд научно-инженерного сообщества, поддержанная руководством и ведущими представителями ППС, сможет внести свой вклад в этот процесс, выполняя научные и инженерные проработки для подготовки дипломных работ, магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. Если вдобавок к имеющейся мотивации мы обеспечим материальную поддержку, это даст заметный толчок к развитию инициатив и активности в этой области.

Успешное развитие образовательного процесса и научной работы невозможно без модернизации и развития учебно-лабораторной и научной базы и имущественного комплекса. Согласно выполненным обоснованиям мероприятия по модернизации учебно-лабораторной и научной базы потребуют финансирования в объеме 450 млн. рублей. С учетом того факта, что в период с 1991 г. и по настоящее время централизованное финансирование в этой области практически отсутствовало, приведенная сумма не представляется избыточной. Но она может быть уменьшена за счет использования научно-экспериментальной базы предприятий через механизм базовых кафедр. Концепция развития имущественного комплекса в долгосрочной перспективе нацелена на объединение расположенных в различных районах города 6-ти площадок в единый кампус на находящейся под управлением СПбГМТУ территории площадью около 16 га на югозападе С.- Петербурга (Ленинский пр., 111). Создание кампуса позволит поднять кораблестроительное образование на новый уровень развития. При этом его местоположение оптимально по ряду важных критериев, в частности, удобное для потенциальных абитуриентов расположение в центре крупного юго-западного жилого массива, удаленного от большинства других технических вузов города, географическая близость к интенсивно развивающимся научным центрам (КГНЦ, ЦТСС), проектным бюро (ОАО «Северное ПКБ», ОАО «ЦМКТ «Алмаз», ОАО «ЦКБ МТ «Рубин» и ОАО «СПМБМ «Малахит»), судостроительным верфям (ОАО «Северная верфь», ОАО «Средне-невский судостроительный завод»).

Стратегия развития СПбГМТУ регулярно обсуждается на совещаниях с заинтересованными организациями. На расширенном, с участием предприятий Судпрома, совещании Учебно-методического объединения (УМО) по кораблестроению было признано и включено в решение, что СПбГМТУ, являющийся системообразующим вузом в области кораблестроения, способен совместно с входящими в УМО университетами обеспечить дальнейшее развитие кораблестроительного образования в стране. В качестве дальнейшего развития этого положения в Университете прорабатывается возможность учреждения Ассоциации судостроительных вузов России под эгидой СПбГМТУ. Наличие данной Ассоциации поможет кораблестроительным вузам консолидировать свои силы и претендовать на выполнение крупных научно-технических проектов.

В июле 2014 года Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, включающая в себя руководителей практически всех судостроительных предприятий региона, заслушала на выездном заседании в Крыловском ГНЦ доклад на тему «Текущее состояние и стратегия развития СПбГМТУ». Судостроителям были представлены инициативы СПбГМТУ по созданию базовых кафедр на ключевых предприятиях Судпрома, по модернизации лабораторной базы и созданию кампуса, по учреждению Ассоциации судостроительных вузов России под эгидой СПбГМТУ, по формированию наблюдательного совета при СПбГМТУ, в чьи функции будет входить оценка эффективности работы ректората, подготовка рекомендаций по стратегии развития Университета, поддержка инновационных проектов в сфере судостроения и кораблестроительного образования.

По итогам заседания члены Ассоциации отметили, что для решения поставленных перед судостроительной промышленностью задач по созданию сложных наукоемких судов, кораблей и объектов морской техники требуется целенаправленная всесторонняя поддержка СПбГМТУ как уникального российского образовательного центра. Общее собрание Ассоциации судостроителей решило рекомендовать руководителям судостроительных предприятий, входящих в Ассоциацию, оказывать всемерную поддержку и практическую помощь работе ректората СПбГМТУ и представить свои предложения по составу наблюдательного совета при СПбГМТУ до конца III квартала 2014 года.

В августе состоялось важное событие - Президент ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов побывал с рабочим визитом в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Между ОАО «ОСК» и СПбГМТУ было подписано Соглашение о сотрудничестве по формированию современной системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для предприятий судостроения и судоремонта. Документ станет основой для разработки и реализации конкретных совместных проектов, программ, мероприятий, отвечающих интересам ОАО «ОСК» и СПбГМТУ.

Мы будем осуществлять совместную деятельность по целому ряду направлений, таких как:

целевая подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов предприятий ОАО «ОСК» в соответствии с задачами, стоящими перед ними по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности страны, и развитию гражданского судостроения;

развитие и внедрение инновационных образовательных технологий (включая дистанционное обучение), повышение качества подготовки и практической направленности обучения студентов с учетом требований предприятий ОАО «ОСК»;

участие в разработке профессиональных стандартов работников предприятий ОАО «ОСК», а также федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом положений соответствующих профессиональных стандартов и требований к уровню квалификации работников;

создание единой информационной системы и базы данных ресурсного обеспечения учебного и научного процессов;

организация и проведение совместных фундаментальных и прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области судостроения и судоремонта;

реализация программ академической мобильности студентов, магистрантов, аспирантов с целью обеспечения подготовки специалистов на основе передового опыта и перспективных технологий;

формирование системы профессиональной ориентации в среде дополнительного и среднего образования, культивирование детского технического творчества, организация научно-практических конференций, форумов, конкурсов, экскурсий и др.;

содействие приведению учебно-исследовательской базы Университета в соответствие с современными требованиями к подготовке ученых и специалистов для организаций высокотехнологичных секторов экономики;

организация взаимодействия советов молодых ученых и специалистов Университета и ОАО «ОСК»;

проведение экспертизы научно-исследовательских работ, выполняемых в интересах ОАО «ОСК»;

обеспечение подготовки научно-педагогических кадров и научных кадров высшей квалификации, организация повышения квалификации профессорско-педагогического состава Университета в обществах Группы ОСК;



организация стажировок руководителей и специалистов обществ Группы ОСК по изучению и освоению передовых достижений при реализации комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств в приоритетных направлениях развития российского судостроения и судоремонта;

профессиональная ориентация выпускников Университета, создание условий для привлечения студентов, магистрантов, аспирантов к выполнению НИОКР в интересах ОАО «ОСК», обеспечение потребности обществ Группы ОСК в высококвалифицированных научных работниках и специалистах;

развитие научно-образовательного сотрудничества Университета с обществами Группы ОСК путем создания базовых кафедр, научных и учебных лабораторий, ресурсных центров коллективного пользования, научно-образовательных центров, малых инновационных предприятий;

сотрудничество с заинтересованными российскими и зарубежными партнерами, направленное на развитие системы подготовки кадров для обществ Группы ОСК;

содействие привлечению ресурсов для развития системы подготовки и переподготовки кадров для обществ Группы ОСК, включая международные программы и проекты.

Новый этап развития кораблестроительного образования в СПбГМТУ должен быть ориентирован на осуществление серьезных задач, поставленных руководством страны перед судостроителями. Эти задачи требуют новых научных разработок и подготовки соответствующих кадров. Мы должны создавать сложные объекты морской техники, суда и ледоколы, способные эксплуатироваться в суровых арктических условиях. Необходимо обновлять военно-морской флот, который по определению является наукоемкой отраслью. Вот почему дальнейшее развитие Санкт-Петербургского государственного морского технического университета архиважно для будущего судостроительной промышленности.

Руководящую должность Центрального конструкторского бюро "Лазурит" занял Евгений Апполонов, ранее исполнявший обязанности ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

По словам Апполонова, планы конструкторского бюро завязаны на "Роснефть", которая в конце 2015 года приобрела "Лазурит" для развития инжинирингового потенциала. Однако у КБ присутствует и ряд проектов, связанных с оборонкой.


"У "Роснефти" значительный судостроительный потенциал: дальневосточный центр судостроения и судоходства, дальневосточный завод "Звезда", "Дальзавод", и ряд других судостроительно-судоремонтных мощностей, – отметил специалист. – Существует программа строительства ряда объектов на этих мощностях, и "Лазурит" рассматривается как проектная организация".

Он добавил, что некоторые из разработок по линии "Роснефти" подразумевают совместную работу с другими компаниями, в том числе с иностранными. Например, концепт танкера Aframax на сжиженном природном газе разработан вместе с южнокорейской компанией Hyundai Heavy Industries .

"Сейчас я вникаю в рабочий процесс, формирую стратегию и планы развития. Я застал квалифицированный коллектив, который долгое время жил в режиме выживания. Надеюсь, мы продвинемся вперед и реализуем все наши намерения", – прокомментировал FlotProm свое назначение Евгений Апполонов.
После окончания в 1977 году Ленинградского кораблестроительного института Апполонов работал в Крыловском государственном центре. В 2003 году получил степень доктора технических наук.

С 2005 года преподавал в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете, а с декабря 2013 года по ноябрь 2016 года исполнял обязанности ректора.

ЦКБ "Лазурит" – одно из трех российских КБ, разрабатывающих подводную технику. В частности, "Лазурит" спроектировал титановые подлодки проекта 945 "Барракуда" и 945А "Кондор", а также глубоководный спасательный комплекс "Бестер". Согласно данным информационно-справочной системы " Коммерсантъ Картотека ", выручка конструкторского бюро в 2015 году составила 273 млн рублей, при этом убыток достиг 12 млн рублей. С октября 2014 года КБ управлял Владимир Огарь.

Ранее конструкторское бюро участвовало в разработке проекта спасательного комплекса ГВК-450. В последствии контракт с нижегородским КБ компании "Тетис Про". ГВК-450 в составе спасательного судна "Игорь Белоусов" в конце 2015 года. Подробнее о создании нового спасательного судна российского флота читайте в расследовании " ".

В этом году "Лазурит" на Международном военно-морском салоне по соображениям экономии и эффективности. По словам проектантов, участие в прошлогодней выставке не принесло результата, на который они рассчитывали.

Высшее морское техническое образование сегодня должно быть ориентировано на потребности судостроительной промышленности страны. В этом видит залог успешного развития Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и.о. ректора СПбГМТУ, доктор технических наук Евгений Михайлович Апполонов.

Евгений Михайлович Апполонов - с 1977 года после окончания Ленинградского кораблестроительного института 36 лет отработал в ФГУП "Крыловский государственный научный центр".

В 1982 г. защитил диссертационную работу на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 2003 г. - доктора технических наук. В 1994 г. был назначен начальником сектора прочности надводных кораблей, в 2006 году - заместителем начальника отделения прочности, в 2007 г. - начальником центра исследований и проектных разработок средств освоения ресурсов морей и океанов, в 2009 г. - заместителем директора, в 2012 г. - заместителем генерального директора ФГУП Крыловский ГНЦ.

С 2005 г. по совместительству преподавал в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете в должности профессора кафедры конструкции судов.

Е.М. Апполонов входит в состав диссертационных советов СПбГМТУ и Крыловского ГНЦ, является членом Президиума и председателем секции прочности и конструкции судов НТС Российского морского регистра судоходства, член Российского Национального комитета по теоретической и прикладной механике, неоднократно избирался в состав Международного конгресса по конструкции судов. Автор более 150 научных трудов.

Е.М.Апполонов награжден Почетной грамотой Российского агентства по судостроению и Знаком "Почетный судостроитель". За комплекс работ в обеспечение ледовой прочности судов Е.М. Апполонов в составе авторского коллектива был удостоен Премии Правительства РФ в области науки и техники за 1999 год. С декабря 2013 года - Е.М.Апполонов назначен исполняющим обязанности ректора СПбГМТУ.

Евгений Михайлович, расскажите, пожалуйста, что представляет собой Санкт-Петербургский государственный морской технический университет сегодня. Какие перед ним стоят задачи? Какие проблемы имеются в университете?

Чтобы составить себе точное представление о сегодняшней ситуации в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете нужно внимательно изучить стратегию развития вуза, в которой, наряду с обширными задачами, стоящими перед университетом, также сформулированы и имеющиеся проблемы. Из десятка проблем я выделю три основные. Первая - старение профессорско-преподавательского состава. Средний возраст ППС в настоящее время шестьдесят два года. Соответственно наблюдается снижение мотивации к научной, и, в какой-то степени, к преподавательской работе. Второй момент, это отставание лабораторной, учебной и экспериментальной базы от современного уровня. И, наконец, третьей проблемой является отставание средней заработной платы преподавательского состава от уровня зарплаты, достигнутой сегодня в судостроительной промышленности. Вот эти три позиции вызывают наибольшее беспокойство, когда речь идет о будущем университета. Причем проблемы эти взаимосвязаны.

При низкой средней заработной плате преподавателей рассчитывать на смену поколений - достаточно сложно. В результате в ближайшей перспективе кадры университета просто физически состарятся, что приведет к коллапсу весь образовательный процесс в стенах вуза. Вместе с тем СПбГМТУ является системообразующей, научно-образовательной организацией в судостроительной промышленности. Университет - единственный вуз в России, готовящий выпускников-корабелов по всему набору кораблестроительных специальностей. Он обладает всеми компетенциями в области судостроения, кораблестроения и морской техники. В былые годы сотрудничество Ленинградского кораблестроительного института с ведущими прикладными институтами отрасли, конструкторскими бюро, предприятиями, верфями, приборостроительными концернами осуществлялось на самом высоком уровне. И трудно переоценить вклад "Корабелки" в подготовку высококвалифицированных кадров судостроительной промышленности, в решение оборонных задач, в выполнение целого комплекса научных исследований, которые способствовали развитию и нашего оборонно-промышленного комплекса и гражданского судостроения. Можно с уверенностью сказать, что сегодня университет сохраняет технологию подготовки кораблестроителей необходимой квалификации, несмотря на то, что в годы, последующие за развалом СССР, вуз был вынужден существовать в режиме выживания. Тут надо отдать должное предыдущему руководству университета, преподавателям и сотрудникам, которые смогли сохранить вуз.

- Каким на Ваш взгляд должно быть направление дальнейшего развития вуза ?

Новый этап развития университета должен быть ориентирован на осуществление серьезных задач, поставленных руководством страны перед судостроителями. Все мы знаем, что будущее России существенно связано с освоением арктического шельфа, с превращением Северного морского пути в международную магистраль, с решением оборонных задач и выполнением Государственной программы вооружений и Государственного оборонного заказа. Эти задачи требуют новых научных разработок и подготовки соответствующих кадров. Мы должны создавать сложные объекты морской техники, суда и ледоколы, способные эксплуатироваться в суровых арктических условиях. Необходимо обновлять военно-морской флот, который по определению является наукоемкой отраслью. Поэтому без развития науки, судостроение развиваться не сможет, а без развития образования не сможет развиваться и наука. Вот почему дальнейшее развитие морского университета архиважно для будущего судостроительной промышленности. Сегодня сами судостроители готовы оказать серьезную поддержку вузу. В этом и состоит главный вектор дальнейшего развития и судпрома и университета - в кардинальном укреплении связей университетской науки, образования и судостроительной промышленности.

Не секрет, что студенты технических вузов не все выходят на защиту диплома, многие переводятся в другие учебные заведения. Способно ли вообще это неустойчивое поколение студенчества решить озвученные Вами проблемы развития судостроения?

В этом вопросе содержится объективная реальность, существующая в России. За двадцать с небольшим лет самостоятельного развития РФ у нас сложился определенный перекос в мотивации получения специальностей. В фаворе - юридические, экономические, гуманитарные специальности. И, напротив, отстает мотивация в получении высшего технического образования. Президент России В.В.Путин неоднократно отмечал, что страна нуждается в высокообразованных кадрах для развития российской промышленности. Для этих кадров существуют определенные ниши на наших предприятиях, имеются и хорошие стартовые позиции. Возможно, надо больше внимания в СМИ уделять этому вопросу. Следует разъяснять студентам преимущества получения технического образования. В данном процессе морской университет имеет те же проблемы, что существуют в стране.

- Как университет предполагает решать эту проблему?

Мы намерены вести достаточно активную кампанию по привлечению абитуриентов в наш университет. Главным образом, информируя школьников и их родителей о состоянии дел в судостроительной промышленности. Мы будем организовывать для школьников, заинтересованных в получении высшего технического образования, специальные экскурсии на предприятия судостроительной промышленности. По моему мнению, недостаточно ограничиваться проведением традиционных дней открытых дверей в университете. Будущие студенты должны непосредственно, визуально ознакомиться с областью, в которой они будут работать после окончания вуза, убедиться в том, что судостроение это инновационная и высокотехнологичная отрасль, дающая возможность выпускникам университета раскрыть все свои способности в области научной работы, проектных разработок, развития технологий.

Абитуриент и студент должны осознавать шанс реализации своего творческого потенциала и ощущать возможность получения достойной заработной платы в качестве уважаемого и авторитетного специалиста-технократа.

Известно, что по стране наблюдается дефицит школьников, сдающих ЕГЭ по физике, а без знания этого предмета трудно представить студентов, которые будут успешно получать образование в морском техническом университете. Это задача не только одного вуза, но и в целом определенной информационной кампании в стране. Во времена СССР авторитет точных наук был непререкаем. Взять хотя бы дискуссии про физиков и лириков. Ведь физики были передовым отрядом советской интеллигенции. Существовала целая система физико-математических школ. Школьники мечтали поступить в авторитетный технический вуз, а после его окончания - остаться при кафедре, поступить в аспирантуру - все это воспринималось в качестве идеального варианта карьеры. Посмотрите, сколько высокохудожественных произведений и в литературе, и в киноискусстве, и в театральных постановках было посвящено этим вопросам - защите диссертаций, борьбе научных мнений и т.д. Немногие отдают себе отчет в том, что технологическая и информационная революции были подготовлены специалистами, имеющими как раз техническое образование. Очень важно развивать эти представления среди учащейся молодежи.

Если же говорить об усилиях, направленных на повышение уровня образования непосредственно в СПбГМТУ, отмечу, что мы большое значение придаем организации базовых кафедр на наших судостроительных предприятиях. Через базовые кафедры мы надеемся обеспечить возможность получения студентами знаний не только от преподавательского состава, но и напрямую от ведущих специалистов отрасли. Надеемся, что студенты смогут проводить практические и лабораторные занятия на современных экспериментальных стендах и установках, которые имеются в отраслевых институтах, проектных бюро, верфях. Это взаимодействие позволит теснее укрепить связи между преподавательским составом и специалистами на местах и будет способствовать развитию научной работы в вузе.

- Этот процесс уже запущен или пока находится на стадии согласований и поиска партнеров?

В качестве пилотного проекта рассматривается организация базовых кафедр в Крыловском научном центре. Мы рассчитываем, что такого рода кафедры появятся и в Центре технологий судостроения и судоремонта, и в ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", и в ведущих конструкторских бюро, приборостроительных концернах, на судостроительных верфях и т.д. На базовых кафедрах будут читаться классические курсы, обеспечиваемые преподавателями университета, и специализированные курсы, подготовленные силами специалистов судостроительной промышленности.

Функционирование базовых кафедр - это еще и адаптация студентов к будущей работе на предприятиях судостроительной промышленности. Специалисты предприятий будут подыскивать и отбирать устраивающих их по уровню знаний и заинтересованности студентов для дальнейших работы прямо в процессе занятий по базовым кафедрам. А студенты сумеют понять особенности работы, осмыслить требования, существующие на предприятиях, присмотреться к профессиям. Скажу больше, в принципе, предприятия смогут трудоустроить приглянувшихся им студентов еще во время обучения. Мы это будем поощрять. Студент сможет и учиться, постигать профессию и зарабатывать себе на жизнь. Этот момент очень важен и вопросы трудоустройства будущих выпускников морского технического университета должны в значительной степени решаться на стадии их обучения в стенах вуза.

Будут ли в полном объеме востребованы кадры подготавливаемых специалистов, имеющих, скажем, узкую техническую специальность, в условиях, если в России будут происходить процессы сокращения предприятий судостроительного профиля?

Я бы не сказал, что в стране существует тенденция к сокращению предприятий судостроительного профиля. Напротив, как я уже отметил, задачи, поставленные перед судостроителями, свидетельствуют о том, что отрасль должна интенсивно развиваться. Объем потенциальных заказов, которые готовы разместить в судостроительной промышленности нефтегазовые и судоходные компании, военно-морской флот свидетельствует о необходимости роста количества предприятий, а не об их сокращении.

Другое дело, что любой инновационный процесс, происходящий в промышленности, невольно способствует сокращению количества рабочих мест. Всякая инновация обеспечивает новый уровень автоматизации, сокращения трудоемкости, повышения производительности труда. Но инновационные процессы сокращения рабочих мест, по моему глубокому убеждению, не должны перекрыть общий вектор количественного развития судостроительной промышленности. И, в связи с этим, большого беспокойства за судьбу выпускников я не испытываю. Главный момент, чтобы наши выпускники могли выдерживать конкуренцию за место на наших предприятиях у выпускников других технических вузов, для чего мы и предпринимаем шаги, о которых я уже сказал.

Вы упомянули и проблеме недостаточного уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава. За счет чего, и каким образом будет решена эта проблема?

Эта проблема является ключевой. Без достойной зарплаты нельзя говорить ни о поднятии авторитета преподавателей, ни о стремлении молодежи влиться в преподавательский состав вуза. Заработная плата преподавателя университета состоит из двух составных частей. Во-первых, деньги за процесс обучения. Эта часть в основном оплачивается из бюджета Минобрнауки России. Во-вторых, из вознаграждения, которое можно получить, занимаясь научной работой. На первую часть университет существенным образом повлиять не может. Мы можем говорить только о некотором увеличении этой составляющей за счет повышения уровня подготовки наших выпускников. Главным же и решающим залогом успеха в моем понимании является развитие второй составляющей зарплаты. Это увеличение объема научной работы преподавательского состава вуза в интересах судостроительной промышленности. Для этого существует достаточно много форм. В университете функционирует научно-исследовательская часть (НИЧ). В рамках НИЧ может выполняться большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но участие в этом процессе преподавателей я считаю пока недостаточным, и прилагаю усилия, чтобы развить это направление деятельности профессорско-преподавательского состава. Для этого существуют федерально-целевые программы, осуществляемые и Минпромторгом РФ и Минобрнауки РФ. Есть потребность в договорных работах, выполняемых для нужд судостроительной промышленности. Необходимо только укрепить связи преподавателей, научных работников с соответствующими предприятиями, имеющими заинтересованность в получении новых научно-технических разработок. У нас в планах установление двусторонних связей с большинством предприятий Санкт-Петербурга и с ведущими российскими предприятиями. Конечно же, очень важную роль играет в этом Объединенная судостроительная корпорация, с которой мы тоже договорились обсуждать вопросы развития научных исследований.

Нет ли планов по привлечению западных специалистов к преподаванию в стенах СПбГМТУ? Как вообще университет развивает международное сотрудничество?

Такая работа постоянно ведется. Университет весьма авторитетно выглядит на международной арене. Имеется достаточный объем обучения и подготовки иностранных студентов, идет активное взаимодействие с иностранными научными центрами ближнего и дальнего зарубежья. В качестве одной из первых командировок в должности и.о.ректора СПбГМТУ мне предстоит деловая поездка в ведущий университет Казахстана, где мы с коллегами обсудим взаимодействие российских и казахских научных и образовательных организаций. У нас есть связи с рядом зарубежных компаний, которые предоставляют для университета гранты и читают лекции. Наш университет является организатором международных конференций и форумов. Этот процесс для нас важен. Но, по моему убеждению, главный вектор на сегодня состоит в развитии связей между СПбГМТУ и российскими университетами и предприятиями.

Что могут ожидать студенты от реализации ректорской программы в ближайшие годы? Первая встреча ректора со студенческим активом и обмен мнениями ведь уже состоялись.

Да, встреча ректората со студентами состоялась буквально на первой же неделе моей работы в вузе. Мы выслушали друг друга и зафиксировали набор студенческих чаяний. Есть целый блок вопросов, касающихся развития университетской инфраструктуры. Эта проблема понятна, она не может быть решена мгновенно и зависит от наличия достаточной материальной базы. А материальная база связана с финансированием, как по бюджету, так и по внебюджетным проработкам. Программа увеличения объема научных работ позволит увеличить и отчисления на решение инфраструктурных вопросов. Если же говорить об образовательной и научно-технической стороне, мы дадим возможность студентам увидеть процесс создания объектов морской техники на всех стадиях от научно-исследовательских проработок до строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов. Согласие со стороны предприятий-партнеров уже получено.

Кроме того, мы собираемся привлечь студентов к научной работе в СПбГМТУ. Будем стремиться к созданию определенных проектов, ориентированных на разработку молодежной средой. Важно сформировать гибкие коллективы из студентов, молодых специалистов и преподавателей в университете, чтобы силами подобных групп разрабатывались новые проекты и реализовывались новые идеи. Для поддержки этого будет создан фонд с целью финансирования внутренних разработок в университете, направленных на реализацию в промышленности в рамках наших инициатив. В перспективе, мы хотели бы создавать продукт, который будет востребован, и предлагать его на нашем судостроительном рынке. Мы надеемся, что наша вузовская молодежь, представляющая собой наиболее активный и наименее консервативный в своих воззрениях отряд научно-инженерного сообщества, - сможет внести свой вклад в этот процесс. Наряду с ведущими представителями науки в университете имеется немало аспирантов и докторантов, магистров, бакалавров, которые по определению должны выполнять научно-инженерную работу, чтобы подготовить свои магистерские, кандидатские и докторские диссертации. Если вдобавок к имеющейся мотивации мы обеспечим материальную поддержку, это даст заметный толчок к развитию инициатив и активности в этой области.

Если говорить о минимальных сроках для выполнения обширной заявленной программы, то, на Ваш взгляд, сколько может потребоваться времени, чтобы был подготовлен специалист нового типа?

Нет пределов совершенству. В прошлом сам выпускник "Корабелки", я могу сказать, что достаточно много работал с иностранными научными центрами, университетами, верфями и довольно хорошо знаю иностранных специалистов в своей области. Меня никогда не покидала гордость за судостроительное образование, которое я получил в стенах вуза, за отечественную научную школу в судостроении, которую достойно представлял Ленинградский кораблестроительный институт. В конце 80-х начале 90-х годов та система образования была сильно раскритикована и совершенно напрасно, на мой взгляд, так как являлась передовой. Она обеспечивала те успехи СССР в научно-технической области, о которых мы хорошо знаем, это и первые космические корабли, и первые атомные ледоколы, и первые атомные подводные лодки - сложнейшие инженерные сооружения, которые до сих пор остаются определенными приоритетами и лицом страны. В настоящее время мы реформируем наше образование и стараемся встроить его в систему образования, принятого в мире. Этот процесс правильный и не вызывает возражения. Но любой процесс протекает во времени и нельзя в рамках перестройки системы образования потерять тот положительный опыт, который был накоплен нашим преподавательским составом за многие десятилетия подготовки студентов. По уровню подготовки студентов, по рейтингу преподавательского состава я не считаю, что мы имеем какое-то отставание от ведущих университетов мира, но по системе подсчета университетских рейтингов, мы отстаем. В этом есть и объективные причины, ведь наши университеты в советские времена были в значительной степени изолированы от связей с мировым университетским сообществом. И до сих пор имеет место определенная изолированность в области вопросов цитирования научных трудов, нас меньше знают в мире, хотя наши разработки по уровню не отстают от соответствующих мировых. Процесс интеграции в мировую университетскую систему будет достаточно длительным, и, я уверен, успешным, но оценивать конкретные сроки мне затруднительно, может быть через несколько лет я дам более точный прогноз на этот счет. Но вот, что мне кажется достаточно важным - провозгласив определенную программу дальнейшего развития и образования и научной работы в университете, программу повышения уровня выпускников вуза, мы должны иметь определенные узловые точки. Очень важно, задумываясь о дальних перспективах, что вообще свойственно российскому менталитету, реально оценивать и некоторые маленькие, но положительные шаги. Через год мы должны подвести первые итоги и понять: увеличился ли у нас объем научных работ, улучшилось ли взаимодействие с предприятиями, оказались ли востребованы наши студенты в судостроительной промышленности? Вот эти промежуточные итоги надо подводить регулярно, чтобы понимать в какой системе координат мы находимся, и какие у нас градиенты развития - положительные или отрицательные. И при обнаружении тревожных тенденций надо делать корректировки в проводимой работе. Я думаю, что к концу года мы сможем уже получить первые результаты нашей деятельности.

Исполняющим обязанности ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ) с 7 декабря 2013 года назначен Евгений Апполонов, ранее работавший заместителем генерального директора ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Об этом сообщает пресс-служба Крыловского центра.

Евгений Апполонов работал во ФГУП «Крыловский государственный научный центр» с 1977 года после окончания Ленинградского кораблестроительного института. В 1982 году защитил диссертационную работу на соискание ученой степени кандидата технических наук, а в 2003 года - доктора технических наук.

В 1994 году был назначен начальником сектора прочности надводных кораблей, в 2006 году - заместителем начальника отделения прочности, в 2007 году - начальником центра исследований и проектных разработок средств освоения ресурсов морей и океанов, в 2009 году - заместителем директора, в 2012 году - заместителем генерального директора.

С 2005 года по совместительству преподает в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете в должности профессора кафедры конструкции судов.

Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет - единственный в России вуз, который на трех основных факультетах готовит морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне.