Audi-a3club - Автомобильный портал

Многообразие земноводных и их значение. Разнообразие земноводных

Урок «Многообразие и значение земноводных»

Цель урока. Показать многообразие современных земноводных, углубить и расширить знания о классе; на различных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение земноводных в природе, жизни человека и необходимость их охраны.

Задачи:

Образовательные :

    познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

    Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями отрядов земноводных, их приспособленности к среде обитания

Развивающие:

    организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

    продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к животным - “Защита незаслуженно гонимых амфибий”

    На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность

    продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха

Тип урока : комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, рефлексивный, проблемный.

Оборудование:

    презентация, видеоурок по теме, компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

Эпиграф урока.

Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных насекомых и птиц! Но и в их жизни, если в неё вглядеться, можно найти немало любопытного.

1.Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест. Определите правильные суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-))

Суждения (вопросы)

Знак

Лягушки не могут жить без воды

Лягушки никогда не пьют воду

Лягушки и жабы дышат только легкими

Питаются лягушки только водорослями

Весной лягушки возвращаются в пруд,

где они родились

Из оплодотворённой икринки сразу

развивается лягушонок

Лягушек надо уничтожать, так как они приносят вред

Для учёных обыкновенная лягушка не представляет никакого интереса

Земноводные произошли от рыбообразных предков

Головастик- это личинка земноводных

Жабы- это вредители садов и огородов

Лягушки занимают две среды обитания - воду и сушу

От прикосновения к жабе появляются бородавки

Все земноводные – хищники

    Изучение нового материала.

Проблема У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью. - «Как вы думаете, за что же люди не любят лягушек, жаб и им подобных?»

Противоречие .Земноводные с одной стороны неприятные животные, а с другой стороны - необычные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить.

Необычность этих животных состоит уже в том, как к ним относятся люди. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и взрослые, и дети. Вот послушайте два высказывания о них:,

«Издревле и до нынешних дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб». (Альфред Брем)

Лягушкам только образование не хватает, а так они на всё способны”, - заметил как-то в шутку Марк Твен.

И сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту. Мы берем на себя задачу защищать земноводных. А что нам необходимо знать, чтобы это сделать? Да, сделать это можно в том случае, если мы изучим их многообразие, роль в природе и жизни человека. Тема нашего урока «Многоообразие и значение земноводных». Давайте сформулируем задачи нашего урока.

    Многообразие земноводных

а) Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему Земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы с вами познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса амфибий

Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

1стадия. Вызов.

А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы:

7. Что такое неотения?

Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.

2 стадия.Осмысление.

    Учащиеся работают в парах. Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами (Приложение 1) – 10 мин.

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

План характеристики отряда.

    Образ жизни.

    Строение.

    Распространение

    Представители, их характеристика.

    В процессе работы составляют таблицу

«Сравнительная характеристика отрядов земноводных»

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Имеют прыгательные задние ноги, лишены хвоста во взрослом состоянии

Квакши, жабы, жерлянки, лягушки

Хвостатые

Тело удлинённое, хвост сохраняется в течение всей жизни, передние и задние конечности примерно одинаковой длины

Тритоны, саламандры, амбистомы, протей.

Безногие

Тело длинное, червеобразное, ноги и глаза редуцированы

Африканская и кольчатая червяги

    «Презентация” каждой группы у доски .

Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.

    Просмотр фрагментов видеоурока по каждому отряду.

Какие новые факты вы узнали из фрагмента?

    Значение земноводных в природе и жизни человека

А можно предположить, что произойдет не Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека.

Биологический метод борьбы с вредителями сельского хозяйства .

В конце 80-х годов одно из государств юго-восточной Азии – Бангладеш весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на «смягчение» весьма неблагоприятных экологических последствий подобного бизнеса. Как вы полагаете, почему? (История весьма незамысловата: из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары (среди последних был и переносчик малярии) размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупить инсектициды и истратить гораздо больше валюты).

    Амфибии уничтожают вредителей растений. Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.)

    Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.

    Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики, домохозяйки.

Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

(Молоко, с плавающими в нем лягушками не скисает потому, что слизь кожных желез лягушки содержит бактерицидные (убивающие бактерии) и бактериостатические (прекращающие их размножение) вещества. Они мешают развиваться молочнокислым бактериям, от которых зависит скисание молока.

Зачем ставят памятники лягушкам?

    Служат объектом для науки

Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал

Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

5) в некоторых странах земноводных употребляют в пищу;

6)Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты

7)Служат индикаторами чистоты водоемов.

8)Бионика (принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств (способны видеть только движущиеся предметы) прибор ретинатрон.

Вывод : амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.

    Охрана земноводных

Все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле? Что влияет на сокращение их численности в природе? Что может предпринять человек, чтобы сохранить их на нашей планете? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.

7. Земноводные Курской области, Красной книги России.

Р ассказ учителя с использованием фрагментов слайда и демонстрация самой Красной книги. Среди земноводных в лесах обитают: лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная. В списки редких и исчезающих видов отнесены Жерлянка краснобрюхая. Жаба серая, или обыкновенная. Лягушка травяная. Лягушка съедобная

Много амфибий занесено в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра.

Закончить эту часть урока мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

    Закрепление изученного материала.

Вернемся к вопросам, на которые мы не смогли ответить вначале урока. Сможете вы теперь дать на них правильные ответы?

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

4. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

5. Какой образ жизни ведут тритоны?

6. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

7. Что такое неотения?

Задание 2. П одумай и ответь. «Как и Почему» (при наличии времени)

Как по внешнему виду отличить жабу от лягушки?

Действительно ли опасен яд жабы для человека?

Почему жаба вымётывает большое количество икринок?

Почему лягушка получила такое название?

Почему говорят, что у лягушек язык “шиворот – навыворот”?

Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует свое яркое брюшко в случае опасности?

Насекомые никогда не кусают лягушек, хотя кожа у них голая. Почему?

Как вы думаете, вырастут ли бородавки, если подержать в руках жабу?

Почему, в деревнях, где нет холодильника, в бидоны с молоком сажают лягушку?

V. Рефлексия.

Закончите предложения:

    Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

    “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

    Для меня этот учебный материал важен потому что...

    Моё отношение к лягушкам изменилось (почему?)

VI . Домашнее задание.

Изучить п. 39, вопросы, подготовить сообщение о необыкновенных способностях земноводных и их поведении.

Приложение 1

Отряд Бесхвостые

    Наиболее высокоразвитый отряд современных земноводных – бесхвостые. Эти животные имеют короткое широкое тело и две пары сильных конечностей, хорошо приспособленных к прыганию. Плавают бесхвостые при помощи задних ног; передние ноги прижаты к телу. Хвост исчезает после метаморфоза. Максимальных размеров среди бесхвостых достигает лягушка-голиаф – до 30 см.

    Кожа гладкая или бугорчатая.

    На передних конечностях по 4, на задних по 5 пальцев , которые соединены у большинства видов перепонкой .

    В отличие от тритонов и саламандр, многие бесхвостые амфибии способны к голосовым реакциям ("песням"), особенно в брачный период. В отличие от хвостатых амфибий, у части видов бесхвостых амфибий отмечен так называемый "брачный пост ", т.е. в период размножения животные не питаются.

Бесхвостые амфибии имеют наиболее широкое распространение по сравнению с двумя другими отрядами современных амфибий. Они заселяют практически все районы земного шара, кроме полярных; отсутствуют на многих океанических островах. В горах встречаются на высоте более 5000 м над уровнем моря (в Гималаях и Андах), на территории бывшего СССР на высоте около 4000 м. Недавно новый вид зеленых жаб был обнаружен на высоте 5238 м у подножья ледника в горной системе Каракорум (Пакистан). Вероятно, это самая высокая находка амфибий в мире.

    В настоящее время в мире известно более 4000 видов , объединенных в 334 рода и 25 семейств .

    Серая жаба – крупное, до 20 см в длину. Зеленая жаба поменьше – до 14 см. Обе жабы большую часть времени проводят на суше. Их можно встретить на лугу, в поле, в огороде, в лесу. Весной они ненадолго переселяются в водоемы, чтобы отложить икру. Жабы сумеречные и ночные животные. В это время они кормятся, а днем зарываются в рыхлую почву или прячутся под камнями и в других укрытиях. В этих же местах жабы зимуют, впадая в спячку. Серая частенько забирается в погреба и подвалы

Из лягушек особенно распространены у нас прудовая, озерная, травяная и остромордая. Прудовая и озерная - лягушки зеленые. Свою жизнь они проводят в воде или возле нее. Зеленая окраска помогает им оставаться незаметными. Прудовая лягушка вырастает в длину до 8 см., озерная – до 15.

    Травяная и остромордая – лягушки бурые. Большую часть времени они проводят на суше, где бурая окраска (под цвет сухих листьев, палочек и травинок) оказывает им хорошую услугу. Размножаются в воде, а травяная там еще и зимует. Остромордые лягушки зимуют в норах грызунов, в каких-нибудь ямах, трещинах, в кучах опавшей листвы. Травяные лягушки бывают до 10 см, а остромордые помельче, но они похожи. Чтобы отличить их, надо помнить: у остромордой брюшко белое, у травяной пятнистое. У остромордой заостренная мордочка и во время размножения самцы этой лягушки приобретают удивительный голубой цвет.

Как отличить лягушку от жабы.

    Кожа . У лягушек гладкая, влажная и очень нежная кожа. У жаб бугристая, более сухая и грубая. Кожные выделения лягушек почти неядовиты. А у жаб они ядовиты для животных, неприятно пахнут. Свой яд жаба выделяет только тогда, когда хищник ее хватает, многие хищники тут же отбрасывают опасную добычу. А человеку жабий яд может повредить только в том случае, если попадет в рот или в глаза.

    Ноги. Лягушки гораздо проворнее жаб. Они ловко прыгают, отталкиваясь длинными задними ногами. У жаб ноги короткие, поэтому они медлительные.

    Зубы . Зубов у жаб нет, а у лягушки они имеются, правда только на верхней челюсти и очень мелкие

    Язык . Язык у жаб короче

    Икра . Кладки лягушачьей икры имеют вид комков, а икра жаб спрятана внутри слизистых шнуров

Древесные лягушки – квакши живут на юге России. Квакши обитают на деревьях, кустах. На концах пальцев у квакши есть присоски, они и помогают квакше удерживаться, молниеносно и точно прыгать по ветвям и листьям. Эти присоски принесли квакше дурную славу. Некоторые люди считают, что квакша прыгает на человека, присасывается к коже и пьет человеческую кровь. Но на человека они никогда не прыгают, а питаются насекомыми и их личинками, особенно много поедают комаров и мух. Весной они откладывают икру в водоемах и снова уходят на деревья. Из икры через 10-12 дней выходят головастики, они быстро растут и к концу лета, превратившись в маленьких лягушат, выходят на сушу. Окраска квакши меняется в зависимости от окружающего фона; покровы у большинства яркие, зеленых тонов. Квакши, которые живут в тропиках, быстро меняют цвет кожи, окрашиваясь всеми цветами радуги.

Отряд Хвостатые

  • Имеют вытянутое тело, переходящее в длинный хвост.
  • Длина тела от 15 см до 1,5 м (японская исполинская саламандра). Конечности короткие и слабые; у сиренов задние ноги отсутствуют. На передних конечностях по 4 пальца, а на задних - по 5 пальцев, реже по 4.
  • Хвостатые плавают, прижав ноги к телу и совершая боковые движения хвостом.
  • Дыхание через кожу, слизистую рта и лёгкие; у некоторых лёгкие отсутствуют.
  • Для многих видов характерны так называемые брачные танцы , т.е. особый ритуал ухаживания за самкой.

    В поведении большое значение имеет обоняние (хеморецепторное распознавание).

    Оплодотворение наружное или внутреннее. Самки откладывают от десятка до трех и более сотен яиц (икринок) ; у некоторых видов наблюдается живорождение . Личинки во многом внешне похожи на взрослых, но снабжены жабрами , по 3 с каждой стороны:

  • Во многих семействах отряда Хвостатых встречается явление так называемой неотении, т.е. размножения на личиночной стадии; взрослая стадия может даже вообще отсутствовать! Аксолотль – личинка тигровой амбистомы, способная к размножению
  • Распространены преимущественно в северном полушарии. В Австралии отсутствуют, в Африке встречается всего 4 вида (и около 800 видов земноводных других отрядов), лишь несколько видов населяют север Южной Америки. Более обычны в горных районах, где мало бесхвостых земноводных.

    Отряд Хвостатые – наиболее древняя группа. Сейчас известно около 280 видов. Тело их удлиненное. Хвост, служащий основным органом движения в воде, сохраняется в течение всей жизни. К хвостатым амфибиям относятся тритоны, саламандры, американские амбистомы

    В нашей стране из хвостатых амфибий широко распространены крупный гребенчатый тритон длиной 14-18 см и более мелкий обыкновенный тритон длиной 8-11 см. Своё название данный вид тритонов получил благодаря высокому гребню вдоль спины и хвоста, который появляется у самцов в брачный период. В обычное время гребень у самцов малозаметен.

    Сверху и с боков гребенчатые тритоны окрашены в тёмно-коричневый цвет и покрыты тёмными пятнами, отчего кажутся практически чёрными. В нижней части бока тритона покрыты мелкими белыми точками, более заметными у самцов в период размножения. Самки окрашены скромно, их расцветка светлее, гребень отсутствует. На спинке у самки заметна жёлтая продольная линия. Брюшко гребенчатого тритона жёлтое или оранжевое, покрыто крупными чёрными пятнами, узор индивидуален для каждого тритона. Вдоль хвоста проходит серебристо-серая полоса. Кожа грубая, шероховатая, на брюшке гладкая. Отличить самца от самки можно по наличию зубчатого гребня во время брачного сезона. Продолжительность жизни гребенчатого тритона может достигать 27 лет. Гребенчатые тритоны способны издавать тихие звуки - скрип, писк и глухой свист.

    В озерах Северной Америки живут интересные животные – аксолотли Величина их – 20-25 см. По бокам головы у них имеются перистые жабры. Раньше думали, что это тритоны, но когда подробно их изучил, оказалось, что это личинки амбистомы, земноводного из отряда Хвостатые. Интересны аксолотли тем, что, будучи сами личинками, размножаются, откладывают икринки величиной с горошину, из которых развиваются такие же аксолотли. В виде личинок они живут до тех пор, пока в озере много воды: если же озеро пересыхает, они превращаются в амбистом. Жабры у них исчезают, развиваются легкие, и они выходят на сушу. Взрослые амбистомы живут не в воде, а на суше, в сырых, тенистых местах. Аксолотли в природе встречаются только в Америке. У нас они содержатся в аквариумах, в живых уголках.

Эти животные на личиночной стадии способны к регенерации – восстановлению утраченных частей тела.

Приложение 2.

Задание 1 группе

    Отряда Хвостатые в связи со средой обитания.

    Кто такие аксолотли?

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Хвостатые

Задание 2 группе

    Используя текст учебника, дополнительный текст охарактеризуйте признаки отряда Безногие в связи со средой обитания.

    Назовите представителей отряда, особенности их строения и образа жизни.

    Полученные сведения занесите в таблицу.

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Безногие

Задание 3 группе

    Используя текст учебника, дополнительный текст охарактеризуйте признаки отряда Бесхвостые в связи со средой обитания.

    Назовите представителей отряда, особенности их строения и образа жизни.

    Как отличить жабу от лягушки?

    Полученные сведения занесите в таблицу.

Название отряда

Характерные признаки

Представители

Бесхвостые

Ряд Хвостатые (пятнистая саламандра, гигантская саламандра, тритон, протей). Тело удлиненное, хорошо развит хвостовой отдел, который состоит из множества позвонков. Конечности короткие. Ребра более-менее развиты, но в дыхательных движениях участия не принимают. Глаза маленькие. Живут на суше, но размножаются в водной среде. Однако гигантская саламандра и во взрослом состоянии живет в воде. В воде живет и протей. Оплодотворение преимущественно внутреннее. Иногда бывают и живородящие. Для некоторых видов характерна неотения – размножение на стадии личинки.

Пятнистая саламандра, живущая в Карпатах, имеет яркую предупреждающую (черная с желтыми пятнами) окраску. Ее кожные железы вырабатывают яд. Некоторые хвостатые (протей) приспособились к жизни в водоемах пещер (есть хвостовой плавник, глаз нет, есть наружные жабры, конечности недоразвиты). В период жизни в воде на спине тритона вырастает гребень, который увеличивает поверхность кожного дыхания.

Выполняют определенную роль в эволюционном развитии животного мира – самые примитивные наземные животные. Некоторые виды используют в качестве лабораторных животных, некоторых употребляют в пищу (гигантскую саламандру). В Красную книгу Украины занесены пятнистая саламандра, тритон карпатский.

Ряд Безногие (кольчатая червяга, цейлонский рыбозмей и др.). Животные распространены только в тропиках. Червеобразное, у многих видов с перетяжками тело приспособлено к роющему способу жизни. Конечности отсутствуют. Глаза рудиментированы. Барабанная перепонка редуцирована. Хорошо развит орган обоняния. Кольчатая червяга приспособилась к роющему способу жизни в земле. Тело длиной до 1 м покрыто слизью. Окрас яркий, может быть всех цветов радуги. Питаются почвенными беспозвоночными. Оплодотворение внутреннее. Яйца развиваются без воды – самка обвивает их своим телом и охраняет до выхода личинок, которые переселяются в воду для завершения метаморфоза. Отдельные виды живородящие. Цейлонский рыбозмей откладывает большие кожистые яйца в норы. Также наблюдается забота о потомстве.

Ряд Бесхвостые (жабы – прудовая, остромордая: ропухи – серая, зеленая; квакша, чесноковая). Хвостовой отдел укорочен, представлен хвостовой косточкой, ребер нет. Встречаются возле воды. Имеют длинные задние конечности. Передвигаются прыжками. Между пальцами есть плавательные перепонки. Питаются мелкими животными, которые движутся. Хватают их липким языком.

Жерлянки имеют предостерегающую окраску: брюшко покрыто желтогорячими пятнами. Кожная слизь ядовита. В случае опасности животное переворачивается на спину, демонстрирую яркую окраску брюшка. Среди листьев дуба, бузины и других растений живет маленькая квакша. За счет зеленой окраски она незаметна в листве. Каждый пальчик квакши имеет на конце расширение – клейкую подушечку, с помощью которой она крепко держится на гладком листе дуба. Она способна изменять окраску в зависимости от среды. На земле или голом сучке дерева ее кожа приобретает буровато-сизый оттенок.

Ропухи (серая, зеленая) уничтожают большое количество вредителей огородных культур. Охотятся ночью, дополняя работу дневных птиц. Головастики прудовой жабы уничтожают личинок кровососущих комаров. Ряд видов бесхвостых амфибий употребляют в пищу. Жабы используются как лабораторные животные. Как жертвам науки им сооружены памятники в Париже и Токио. В Красную книгу Украины занесена ропуха тростниковая (западные области Украины).

Охрана земноводных. Земноводные играют важную роль в жизни человека. Ими питается много животных, да и сами земноводные уничтожают многих беспозвоночных, контролируя их численность в окружающей среде. В состав питания земноводных входят в большом количестве насекомые, причиняющие вред сельскохозяйственным растениям. Некоторые виды земноводных (гигантская саламандра, тигровая жаба, жаба-голиаф, остромордая жаба) человек употребляет в пищу. Существуют лягушачьи фермы. Они являются продуктом международной торговли. Другие виды земноводных – источник получения яда (бутофоксин, саламандротоксин), которые используют для приготовления лекарств. Земноводные – объект лабораторных исследований ученых, студентов-биологов и медиков. За счет этих исследований сделано много открытий в познании жизнедеятельности организмов.

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности. Приспособленность пресмыкающихся к жизни на суше.

Внешнее строение

Тело ящерицы делится на голову, шею, туловище и хвост. У нее хорошо выражен шейный отдел, что обеспечивает большую подвижность головы в условиях наземного существования. На ее пятипалых конечностей нет плавательных перепонок. Тонкие пальцы вооружены острыми когтями. Ноги ящерицы короткие и слабые, ее тело касается земли. Она как бы ползет, но двигается довольно быстро. Тело покрыто чешуей – роговыми пластинками, расположенными правильными рядами. Размер пластинок неодинаковый в разных частях тела. Кожа сухая из-за отсутствия кожных слизистых желез.

Внутреннее строение

Скелет ящерицы состоит из трех отделов: скелета головы, осевого скелета и скелета конечностей. Скелет головы представлен черепной коробкой, где находится головной мозг, и висцеральный отделом. Осевой скелет имеет 4 отдела: шейный, пояснично-грудной, крестцовый и хвостовой. Соединение черепа с осевым скелетом подвижнее, чем у земноводных. Тело позвонка преимущественно имеет переднюю выпуклую, а заднюю вогнутую поверхность, у некоторых есть процельные позвонки, как у земноводных. У пресмыкающихся образуется грудная клетка (ребра, грудина и нагрудник). В скелете передних конечностей удлинены плечо и предплечье (локтевая и лучевая кости) и кость кисти короче, чем у земноводных. Скелет задних конечностей состоит из костей бедра, голени (большая и малая) и стопы. У рептилий более прочное прикрепление тазового пояса к осевому скелету, чем у земноводных.

Мышечная система более дифференцирована, чем у земноводных. Развиты межреберные мышцы, обеспечивающие движение грудной клетки, мышц шеи и конечностей, а также жевательные мышцы, которые приводят в движение челюсти.

Пищеварительная система. Питаются преимущественно животными организмами, но есть и растениеядные виды. Пищеварительный тракт начинается ротовой полостью. Имеют зубы, которые прирастают к краям костей (у крокодилов сидят в альвеолах). Они служат для захвата и удерживания добычи. Есть слюнные железы, которые продуцируют ферменты. На дне ротовой полости находится подвижный язык, раздвоенный на конце. Это орган осязания. Он может высовываться далеко изо рта. Еда проглатывается и попадает в пищевод, который переходит в желудок, хорошо отделенный от кишечника. У желудке пища начинает перевариваться под действием пищеварительных соков желудочных желез. Далее пища попадает в двенадцатиперстную кишку, в которой переваривание пищи завершается под действием пищеварительных соков из желез самого кишечника, желчи печени и ферментов поджелудочной железы. В тонком отделе кишечника пища всасывается и кровью разносится по телу. На границе между тонким и толстым кишечником есть зачаточная слепая кишка. Непереваренные остатки пищи переходят в толстый кишечник, где формируются каловые массы, которые через клоаку выводятся наружу.

Выделительная система представлена почками, которые в отличие от почек амфибий располагаются глубоко в тазу, почти рядом с клоакой (тазовые почки). Моча через коротенькие мочеточники попадает в клоаку и накапливается в мочевом пузыре, из которого через клоаку вместе с каловыми массами выводится наружу.

Дыхательная система начинается наружными ноздрями, затем воздух через гортань попадает в трахеи. Дыхательные пути дифференцированы и хорошо развиты. Длинная трахейная трубка ведет в два коротких бронха и легкие, которые представляют собой удлиненные мешки, внутренняя поверхность которых увеличена в сравнении с легкими земноводных за счет сложной сетки перегородок, которые делят полость легких на многочисленные мелкие ячейки. Усовершенствованное строение легких обеспечивает усовершенствованный газообмен. Следует заметить, что воздух не захватывается ртом, как у земноводных. Вдох и выдох осуществляется через дыхательные пути за счет расширения и сужения грудной клетки с помощью межреберной и брюшной мускулатуры.

Кровеносная система . В тонкой околосердечной сумке располагается трехкамерное сердце (массивный конусовидный желудочек и два тонкостенных предсердия). В желудочке есть неполная перегородка, две дуги аорты (правая и левая). К голове и передним конечностям поступает артериальная кровь. К органам туловищного и хвостового отделов – смешанная. Поэтому пресмыкающиеся, как и земноводные, холоднокровные животные.

У крокодилов сердце четырехкамерное. Полная перегородка делит его на изолированную правую и левую половины. Поэтому артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются. Правая дуга аорты выносит из левого желудочка артериальную кровь, а левая дуга – из правого желудочка венозную. Потом эти дуги сливаются и образуют спинную аорту, по которой течет смешанная кровь. Поэтому эти животные, как и все пресмыкающиеся, также холоднокровные (пойкилотермные).

Нервная система. В отличие от земноводных у пресмыкающихся полушария переднего мозга и мозжечок развиты больше.

Органы чувств имеют особенности в связи с приспособлением к наземному способу жизни. Два века и мигательная перепонка защищают глаза от загрязнения и высыхания. Аккомодация глаза достигается с помощью изменений расстояния между хрусталиком и сетчаткой, а также изменением формы хрусталика. Орган слуха представлен средним и внутренним ухом. Среднее ухо, которое имеет слуховую косточку (стремя), образует барабанную полость, которая связана с ротовой полостью евстахиевой трубой, а снаружи покрыта барабанной перепонкой. Есть органы обоняния, вкуса, осязания и кожно-мышечного чувства. Поведение пресмыкающихся определяется сложными инстинктами, связанными с питанием, защитой от врагов и выработанными условными рефлексами.

Половая система. Раздельнополые. Половая система самки представлена парными яичниками, которые продуцируют яйцеклетки. Они попадают в полость тела, а затем в яйцеводы – извилистые трубочки, один конец которых начинается воронкой, которая находится на уровне легких, а другой открывается в клоаку. По бокам позвоночника самца находятся два овальных тела – семенники. Вместе с семенниками содержатся извилистые придатки, от которых отходят семяпроводы, которые открываются двумя длинными мешочками в клоаку. Это копулятивный орган (у ящериц и змей он парный).

Яйца большие, покрыты прочной оболочкой, которая защищает их от повреждений и высыхания. У ящериц и змей она волокнистая, у черепах и крокодилов – известковая. Яйцо содержит большой запас питательных веществ в желтке, а у черепах и крокодилов хорошо развита и белковая оболочка. Таким образом, у пресмыкающихся появляются хорошо развитые яйцевые оболочки. Оплодотворение внутреннее.

Развитие зародыша происходит в яйце. В связи с приспособлением к развитию в воздушной среде образуются зародышевые оболочки, которые обеспечивают жизнедеятельность зародыша. Зародышевые оболочки представлены замкнутым мешком, внутри которого располагается зародыш (амнион); аллантоисом, который выполняет функцию дыхания и является зародышевым мочевым пузырем; серозной оболочкой (хорионом). Для многих рептилий характерно живорождение 9яйца с зародышами иногда до вылупливания остаются в организме матери).

Сезонные явления в жизни пресмыкающихся. Для них характерны определенные периоды, связанные с сезонами: период размножения, летней активности и зимнее оцепенение. Животные холоднокровные. Осенью, когда воздух охлаждается, животное становится вялым, мало двигается, не питается, жизненные процессы (кровообращение, дыхание, подвижность) замедляются и оно впадает в спячку. Активны только в теплую пору года.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Комбинированный урок с использованием мультимедийных технологий.

Цели урока:

Образовательные

  • продолжить формирование умений узнавать изученных земноводных,
  • обосновывать принадлежность к определенной систематической категории,
  • обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса к предмету на основе выполнения творческих заданий с текстом: составлять планы, находить сведения для составления таблиц и др.развитие логического мышления, развитие умений навыков сравнения и анализа.

Воспитательные

  • привитие навыков коммуникативного общения,
  • способствовать развитию в ходе работы нравственных качеств учащихся,
  • воспитание бережного отношения к живому и любви к своему краю.
  • формирование экологического мышления, умения давать оценку места и роли земноводных в природе и жизни человека.

Методы обучения: частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация урока “Многообразие земноводных их значение и охрана”, интерактивная доска, ноутбук на каждую группу(желательно2-3 человека) или компьютер подключенный к интернету, приложения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в загадочный мир земноводных. Тема урока: Многообразие, значение и охрана земноводных. (запись темы в тетрадь) слайд №1.

Чтобы успешно справится с темой необходимо нам с вами на уроке выполнить следующие задачи (слайд №2)

Учитель: (слайд №3) Ребята, внимательно послушайте песенку водяного. “.... Пиявки и лягушки, фу какая гадость!”

А каково ваше отношение к лягушкам? Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:(ответы учащихся:скользкие, холодные,страшные, мерзкие,из-за них бывают бородавки.)

Учитель: У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к земноводным. Работа это непростая. Нам предстоит тяжелое путешествие по болоту. И каждое задание это этап. Вот перед вами карта, используйте ее в своем путешествии. (слайд №4 ) От того насколько правильно вы ответите на вопросы каждого этапа вы подойдете к заветной цели. Готовы? Удачи вам!

Учитель: Для путешествия мы разделены по группы (можно по парам). Каждая группа снабжена для работы ноутбуками. Посмотрим, какая группа поработает продуктивно.

Учитель: Первая наша станция “Объясни” слайд №5

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

(совещание в группах, кто быстрее ответит) (Ответ: у лягушки глазные яблоки опускаются и проталкивают пищу к глотке, при проглатывании пищи лягушка закрывает глаза.)

2. Видеофрагмент из мульфильма “Лягушка – путешественница” слайд №6 )

Учитель: Такая неприятная сырая погода. Почему лягушка восхищается такой погодой? (Ответы: лягушка дышит легкими, но большая часть её дыхания осуществляется через влажную кожу, поэтому сырая погода очень важно для лучшего дыхания лягушки)

ФАКТ: Лишённые кожного дыхания лягушки, живут около 3-4 дней, тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.

Сообщение №1 (ученик)

Ни одна амфибия не пьет воду – все они всасывают ee через кожу. Вот почему этим животным необходимы близость воды или сырость. Лягушки, удаленные от воды, быстро худеют, делаются вялыми и вскоре совсем погибают. Если к таким изнуренным лягушкам положить мокрую тряпку, то они начинают прижиматься к ней своим телом и быстро оправляются. Сколько же воды всасывают лягушки через кожу?

Для ответа на этот вопрос ученый Томпсона провел следующий опыт. Он взял обсохшую древесную лягушку и взвесил. Ее масса составила 95 г. Затем обернул лягушку мокрой тряпкой. Через час она весила уже 152 г.

Через кожу амфибия и всасывает, и выделяет воду, а также дышит. В закрытой жестяной коробке во влажной атмосфере лягушка может прожить до 40 дней.

Учитель: (следующий видеофрагмент слайд № 7). Поясните, что происходит с лягушками и кто перед нами самки или самцы? (ответы: перед нами самцы так как мы видим раздувающиеся резонаторы, а это происходит в период размножения, весной).

Следующая станция “Практическая”

Учитель: (работа в группах с ноутбуками и флеш-анимациями)

Следующее наше задание. Нам необходимо препарировать лягушку на интерактивной доске. Работаем группой на ноутбуках (флеш-анимация “Внутреннее строение лягушки” приготовить тестовый режим (слайд №8 ) на работу выделяется 2 минуты потом сравнение идет по интерактивной доске.

Следующая флеш-анимация “Внешнее строение лягушки” тестовый режим (слайд№9) проверка на интерактивной доске.

Следующая станция “Музыкальная”

Учитель: (Слайд№10)

А сейчас прослушайте детскую песенку “В траве сидел кузнечик”. С биологической точки зрения, какие ошибки допустил автор? (1. Кузнечик сидел, а лягушка не питается не движущимися насекомыми. 2. Лягушка не может ходить, она передвигается прыжками.)

Следующая станция “Эволюционная”

Учитель: Жофруа Сент-Илер говорил “Каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторения выхода позвоночных на сушу.” О каком явлении говорил ученый? (превращение головастика во взрослое земноводное”. (слайд №11) смотрим все в подтверждении этих слов на слайде №12.

Ну вот, ребята, наша небольшая разминка закончена. Сейчас перейдем к следующему этапу нашего урока. На карте этот этап называется "Новые сведения". И много трудного и необычного он нам подготовил. В этом вы скоро сами убедитесь. Мы познакомимся с многообразием земноводных.

III. Изучение нового материала.

Проблема:

Учитель: ребята, давайте поработаем с флеш-анимацией (слайд №13) поможем юному натуралисту. (работаем 1-2 минуты). Это задание вызовет трудности у обучающихся при выполнении. Та как, они еще не изучали отряды Земноводных и не знакомились с Пресмыкающимися.

Учитель: Какие трудности вы испытываете?

Учитель: Итак ребята, к этому вопросу мы обязательно вернемся, но для этого мы должны изучить многообразие Класса Земноводные.

Учитель: Внимание! Проблемный вопрос. (слайд №14 ). Перед вами различные представители класса земноводных. Чем они отличаются друг от друга.(Выслушиваем ответы ребят). Действительно, у одних есть хвост, в у других его нет. У одних ноги одинаковые, а у других их совсем нет. У третьих конечности разной длины). Правильно! Сейчас вы назвали признаки трех отрядов класса земноводные.

Учитель: Внимание на слайд №15 давайте разберем эту путаницу.

Красным цветом здесь выделены...... (ответ детей – систематические категории ).

Давайте вначале расставим по порядку систематические категории. Какая, должна быть первой? (Ответ: Царство). Далее подцарство, тип, подтип, класс, отряд.

Теперь расставим соответствие. У нас остались три категории безногие, бесхвостые и хвостатые. Это ребята, название основных отрядов класса Земноводные.

Учитель: Итак, (слайд №16) давайте составим схему классификации земноводных. (беседа по слайду) запись схемы кратко в тетрадь.

Учитель: Почему слово "земноводные" выделено разными цветами? Какая среда для них предпочтительна? (ответы детей слушаем и делаем вывод, что земноводные нуждаются в двух средах: наземной и водной.)

Учитель: Работа с учебником задание для каждой группы на слайде №17. (Ребята работают с параграфом №39 учебника биология 7 класс автор:В, М, Константинов). Через 1-2 мин. каждая группа дает краткую (2-3 предложения) характеристику своему отряду).

Учитель: Итак, ребята, следующее задание. Вам предстоит самим отправится на поиски интересующей нас информации в интернет. Время у вас2-3 минуты (слайд №18). По завершении работы каждая группа перечисляет представителей своего отряда.

Учитель: А сейчас нам предстоит выполнить интерактивное задание всем вместе (слайд №19) . В правом нижнем углу у нас характеристики отрядов, а в правом верхнем представители отрядов. Надо расставить соответствие.(Работа со всем классом). По окончании составления схемы занести её в тетрадь.(4 мин.)

Учитель: А теперь физминутка! слайд №21 (Такая забавная и знакомая музыка вызовет эмоции у всех, даже в таком переходном возрасте, а значит отдохнуть хоть немножко ребенок сможет). 1 - 2 минуты.

Учитель: Ребята, давайте поработаем с приложением №1 которое находится на ваших партах. Зачитайте данные которые вас поразили. (учащиеся зачитывают 2-3 интересных факта например:

Сколько лет живут амфибии?

Травяные лягушки - 16-18 лет. Квакши -22 года. Тритоны -30 лет. Серые жабы -36 лет. Саламандры - 43 года.

У лягушки есть одно качество, которое нам очень и очень интересно именно с точки зрения бионики и именно в 21 веке. Пока мы его не можем использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе! Это принцип кожного дыхания. Ведь необязательно человеку менять кожу, можно использовать полупроницаемые мембраны для извлечения растворённого кислорода для подводных жителей-АКВАНАВТОВ.

Теперь поработаем с приложением №2. Какие земноводные вас поразили? (работа идет 5мин.) могут быть выбраны такие факты:

Пустынная австралийская жаба запасает в своем теле в период дождей так много воды, что становится похожей на шишковатый теннисный мяч. С давних времен аборигены Австралии, очутившись в пустыне, разыскивают этих жаб, чтобы утолить жажду.

Китайская саламандра может прожить без пищи год, прудовая лягушка - полтора года. За это время лягушка станет легче почти на 1/3, ее печень уменьшится на 70%, а сердце - на 1/5.

В Южной Америке обитает так называемая парадоксальная жаба. Головастики этого вида амфибий достигают в длину 25 см, в то время как размеры взрослой жабы в 10 раз меньше - всего 2 см. и т. д.

Учитель: Как видите ребята многообразен и интересен мир земноводных, а я для вас еще нашла интересных особей давайте знакомится. (идет работа по слайдам №22, 23 )

Учитель: Оказывается форма зрачка у земноводных может многое рассказать. Кто перед вами. Работа по слайду №24.

А теперь мы завершаем путешествие по болоту и последняя станция "Логическая" одна из самых трудных! Будьте внимательны!

Учитель: Молодцы ребята! Вы хорошо справляетесь со всеми предложенными заданиями. А теперь давайте станем настоящими знатоками и как в игре Что? Где? Когда? черный ящик (слайд № 25, звучит музыка, сделать негромко). Учитель читает.

1. В черном ящике Предмет, который используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?

(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г .)

2. Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки. (камуфляжная ткань).

3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза.

(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)

Учитель: Следующее задание нам представлено на слайде №26. Вы часто видите и лягушек и жаб. А в чем между ними разница. Ответить вам помогут фотографии на слайде.

Запись в тетрадь отличий.

После этого учащиеся записывают в тетрадь значение земноводных.

1. Регуляторы численности беспозвоночных животных.

2. Объект питания позвоночных.

3. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства и переносчиков возбудителей заболеваний человека и животных.

4. Объект для научных исследований.

Индикаторы чистоты окружающей среды.

5. Пища для человека в некоторых странах.

Учитель: За их огромный вклад для развития науки благодарное человечество открыло памятники лягушке. (слайд№ 30,31 ) беседа.

Учитель: А вот в некоторых странах зная огромную пользу земноводных создали даже специальный дорожный знак. "Осторожно лягушка!" (слайд№32)

На фоне слайда №33 учитель читает стихотворение.

Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.
Я знаю, и в сказке "Царевна-лягушка"
Есть скрытый, но ясный для всех недосказ,
Что кто-то под шкуркой лягушки озерной
От злобы царевну-красавицу спас.
Сказал ей: "Царевна, побудь-ка лягушкой!
Веселый и добрый лягушки народ.
В воде и на суше лягушечья шкурка
От зависти черной тебя сбережет"
И стала лягушкой царевна из сказки,
А ставши лягушкой, мы знаем - спаслась.
И черные силы старались напрасно,
Как в сказке, царевне судьба удалась.
А сколько лягушек - бесчисленно много,
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь,
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!

Учитель: Ну вот, ребята, и подходит к концу наше путешествие. Какие эмоции вызывают у вас лягушки, жабы да и все земноводные? Выслушиваются аргументированные мнения ребят. Кстати в сказке о лягушке - царевне много правды. Лягушки действительно один раз в четыре года сбрасывают свою шкурку, но они её правда съедают сами. Вот вам и сказка ложь!

IV. Рефлексия. Закрепление.

Слайды №34, 25, 36. Возвращение к флеш-анимации слайд №13

Учитель: Ребята, поверьте сегодня мы узнали лишь маленькую часть знаний о земноводных. Вам дома предстоит подготовить сообщение о земноводных Ростовской области. Кто узнает еще интересные сведения о земноводных может представить их в виде сообщений. Очень много о лягушках поверий и легенд вы тоже поработайте в этом направлении.Слайд №37

Класс Земноводные, или Амфибии

Отряд Бесхвостые земноводные

Представители: жерлянки, чесночницы, крестовки, жабы, квакши и лягушки.

Бесхвостые обладают широким бесхвостым телом с очень короткой шеей, короткими передними и длинными задними конечностями.

Отряд Хвостатые земноводные

Представители: саламандры, тритоны, углозубы, лягушкозубы, амбистомы, протеи.

Хвостатые имеют вытянутое тело с довольно длинным хвостом, маленькой головой и четырьмя приблизительно одинаковыми длинными конечностями. У некоторых хвостатых земноводных конечности непропорционально малы или настолько редуцированы, что теряют опорную функцию.

Отряд Безногие земноводные

Представители: червяги.

Для безногих амфибий характерно безногое змеевидное тело, обычно с поперечными перехватами, напоминающими членики червя.

Класс Рептилии

Современные пресмыкающиеся представляют собой лишь разрозненные остатки богатого и разнообразного мира рептилий, населявшего Землю в мезозойскую эру.

Сейчас насчитывается около 7000 видов рептилий, т. е. почти втрое больше, чем современных земноводных.

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии)

Отряд клювоголовые

Отряд черепахи

Отряд крокодилы

Отряд чешуйчатые

Пресмыкающиеся являются первые настоящими наземными позвоночными:

размножаются на суше яйцами;

дышат только легкими, механизм дыхания у них всасывательного типа (при помощи изменения объема грудной клетки);

кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, кожных желез почти нет;

в желудочке сердца имеется неполная или полная перегородка, вместо общего артериального ствола от сердца отходят три самостоятельных сосуда;

почки тазовые.

Способны жить в сухом климате: в степях, пустынях и полупустынях.Большинство видов - в тропиках и субтропиках.

Тело состоит из головы, туловища, конечностей и хвоста.

Покровы: эпидермис покрыт чешуйками или щитками и практически не содержит желез (экономия воды). У ящериц роговые чешуйки перекрывают друг друга, напоминая черепицу. У черепах сросшиеся щитки формируют сплошной прочный панцирь. Смена рогового покрова происходит путём полной или частичной линьки, которая у многих видов происходит несколько раз в год.

Строение скелета

Позвоночник расчленяется на шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой отделы.

Из позвонков шейного отдела два передних образуют сустав, позволяющий голове не только двигаться в вертикальной плоскости относительно первого шейного позвонка, но и поворачиваться.

В туловищном отделе от 16 до 25 позвонков, каждый с парой рёбер. Первые несколько ребер прикрепляются к грудине, образуягрудную клетку .

В крестцовом отделе всего два позвонка, к широким поперечным отросткам которых причленяется таз.

В некоторых группах рептилий осевой скелет имеет отличия. У змей позвоночник отчетливо делится лишь на туловищный и хвостовой отделы, грудина отсутствует. У черепах позвонки туловищного отдела срастаются со спинным щитом панциря, вследствие чего неподвижны.

Череп пресмыкающихся значительно более окостеневший, чем у земноводных.

Свое название пресмыкающиеся получили, благодаря особенному положению тела. Бедренные и плечевые кости расположены параллельно земной поверхности и расставлены в стороны, а тело провисает между конечностями, практически касаясь грунта. При передвижении конечности не выпрямляются, и брюхо соприкасается ("пресмыкается") с субстратом.

Пояс передних конечностей: лапатки, ключицы и каракоиды.

Скелет передних конечностей: плечо, предплечье и кисть.

Пояс задних конечностей: сросшиеся парные подвздошная, седалищная и лобковая кости.

Скелет задних конечностей: бедро, голень и стопа.

Экология земноводных

К современным амфибиям относятся три отряда:

  1. Хвостатые (Urodella) – тритоны, саламандры.
  2. Бесхвостые (Anura) – жабы, лягушки.
  3. Безногие (Apoda) – червяги.

Места обитания амфибий разнообразны, но большинство представителей обитают во влажных местах, некоторые виды в воде проводят всю жизнь. Червяги, тропические земноводные, ведут подземный образ жизни.

Замечание 1

Земноводные – это группа холоднокровных животных, температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

Так, при $10^\circ \ C$ движения амфибий становятся вялыми, при $5-7^\circ \ C$ они впадают в оцепенение. В условиях холодного и умеренного климата жизнедеятельность земноводных почти застывает. Тритоны зимуют во мху, в норках, под камнями, лягушки – на дне водоемов.

Отряд Хвостатые амфибии

Хвостатые земноводные являются самой древней группой амфибий. В современном мире известно около 130 видов. Хвостатые амфибии имеют вальковатое, удлиненное тело, длинный хвост. Передние и задние конечности почти одинаковой длины. Передвигаются хождением или ползанием. Некоторые виды сохраняют жабры на протяжении всей жизни. Оплодотворение внутреннее.

В России широко распространены тритоны. Чаще всего встречается гребенчатый тритон. Самцы черные с оранжевым брюшком. Обыкновенный тритон меньших размеров со светлой пятнистой окраской. Летом тритоны обитают в воде, зимой находятся на суше в состоянии оцепенения.

К отряду хвостатые относится балканский протей, обитающий в водоемах пещер. У этой амфибии полностью редуцированы глаза, кожа не содержит пигментов.

Отряд Бесхвостые амфибии

К бесхвостым относятся разнообразные жабы, лягушки, квакши. Для них характерно широкое, короткое тело. Задние конечности намного длиннее передних, что позволяет животным передвигаться скачками. Оплодотворение наружное.

У лягушек кожа слизистая, гладкая. В ротовой полости есть зубы. Лягушки – преимущественно дневные и сумеречные амфибии.

У жаб кожа сухая, бугристая, есть роговой слой эпидермиса. Зубов нет.

Квакши небольших размеров, у них стройное тонкое тело, на концах пальцев лап имеются присоски. Присоски обеспечивают квакшам передвижение по деревьям, вертикальным поверхностям. Окраска, как правило, ярко – зеленая, способна изменяться в зависимости от фона окружающей среды.

Отряд Безногие амфибии

К безногим земноводным относятся тропические амфибии, живущие под землей – червяги. У червяг длинное тело и короткий хвост. Глаза и ноги редуцированы. Питаются безногие почвенными беспозвоночными животными.

Значение земноводных

Земноводные питаются в основном насекомыми, а также другими мелкими беспозвоночными животными. Они уничтожают много вредителей растений, наносящих огромный вред лесным и сельскохозяйственным культурам, а также беспозвоночных, переносящих возбудителей серьезных заболеваний человека и животных.

Пример 1

Одна травяная лягушка способна съесть за лето около 1,2 тыс. вредных насекомых.

Жабы, преимущественно ночные охотники, поедают много слизней и ночных насекомых, малодоступных для птиц. В Западной Европе для истребления вредителей жаб выпускают в парники и оранжереи. Тритоны в большом количестве уничтожают личинок комаров.

Для проведения физиологических опытов в лабораториях разводят аксолотли -личинки американских амблистом, обладающих удивительной способностью быстро восстанавливать утраченные части тела.

Икра земноводных, головастики и они сами являются пищей для многих промысловых рыб, птиц. Амфибии – существенная часть рациона некоторых видов пушных зверей (хорь, норка, выдра).

В некоторых странах люди используют земноводных в пищу (Юго-Восточная Азия, Франция, Америка). Существуют фермы, где разводят лягушку – быка. Человек для приготовления блюд использует задние конечности (пара весит 250-400 г), а остальная часть тела лягушки перерабатывается и идет на корм скоту.

Большие лягушки приносят ощутимый вред, поедая молодь рыб.