Audi-a3club - Автомобильный портал

Список оффшорных зон цб рф. Черные списки оффшорных зон в россии

Оффшорные зоны России не так известны широкому кругу бизнесменов и не пользуются такой популярностью, как «налоговые гавани» за рубежом. Это в первую очередь связано с низким уровнем развития таких территорий, нестабильной экономической ситуацией внутри государства, несовершенным законодательством. Да и название этих зон в России другое: тут они функционируют как свободные или особые экономические зоны.

Разновидности оффшоров

Зоны со разделяют по множеству критериев. Так, например, они могут быть:

  • внешними – находиться за пределами РФ (Швейцария, Сейшелы, и т. д.)
  • внутренними – размещаться на территории страны (Калмыкия, Калининград и т. д.).

Создание и регулирование деятельности внутренних оффшоров осуществляется на основании ФЗ № 116 от 22.07.2005 (посл. изм. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в РФ».

В соответствии с этим законодательным актом, называют ту часть территории РФ, на которой, согласно решению правительства, установлен специальный режим налогообложения; также некоторые регионы являются зоной свободного таможенного контроля.

Главной целью установления таких льгот является развитие территорий, где будут действовать либеральные правила ведения бизнеса.

Оффшорные зоны РФ

Таким образом, на территории РФ созданы специальные экономические зоны, которые по принципам своего функционирования являются аналогами . Для всех юридических лиц-резидентов, которые , предусмотрены льготные условия налогообложения, беспошлинный ввоз сырья и вывоз готовой продукции.

Список оффшорных зон России состоит из 25 территорий.

Все они разделены на 4 вида в зависимости от того, на какие именно направления экономики будет делаться основной акцент в развитии и стимулировании бизнеса в конкретном регионе:

  1. Промышленно-производственные. Представлены 5 зонами: Алабуга, Липецк, Титановая долина, Тольятти, Моглино.
  2. Технико-внедренческие. Также в наличии 5 территорий: Дубна, Томск, Зеленоград, Иннополис.
  3. Туристско-рекреационные. Наибольшее количество — 12 территорий: Ворота Байкала, Куршская Коса и т. д.;
  4. Портовые. Созданы всего 3 зоны: Мурманск, Ульяновск, Хабаровск.

Все зоны созданы на 20 лет, кроме технико-внедренческих – срок их функционирования ограничен 15 годами.

Виды льгот

Любая предусматривает следующие налоговые льготы:

  • что имущество было куплено с целью осуществления деятельности на территории зоны;
  • это имущество находится на территории оффшора;
  • собственность действительно используется в производстве.

Кроме общих льгот, применяются еще специализированные, которые действуют в определенных типах зон:

  • бизнесмены, пожелавшие зарегистрироваться в промышленно-производственных или туристических зонах, могут в бухучете применять ускоренную амортизацию;
  • резиденты технико-внедренческой зоны начисляют страховые взносы в Фонд соцстраха в течение 2011-2019 гг. по пониженным коэффициентам.

В чем недостатки

Работают по тому принципу, что, независимо от места осуществления деятельности, юрлицо платит налоги по месту своей регистрации. Это и является самой главной проблемой, так как возникает ряд сложностей:

Единственный позитивный момент — это то, что такое направление только начало развиваться в России, и для производств с большими объемами, которые зарегистрировались в зонах с низким налогообложением, экономия на платежах в бюджет будет заметной.

Что такое оффшоры и как с ними работать: Видео

Черный список офшорных зон Минфина (офшоры, офшорные зоны) — так называют Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н (см. ).

Слово офшор произошло от английского offshore - «вне берега», так как основные офшоры расположены на небольших островных государствах.

Так называемый черный список оффшорных зон был утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н и вступил в силу с 1 января 2008 года. Взаимодействие с компаниями, зарегистрированными в государствах, указанных в списке, в некоторых случаях влечет неблагоприятные налоговые последствия для российских налогоплательщиков:

Так, российская организация, получающая дивиденды , в ряде случаев имеет возможность применить ставку 0% (п. 3 ст. 284 Налогового кодекса). Но это правило не применяется, если дивиденды получены от организации, зарегистрированной в государстве из черного списка Минфина.

Льгота, предусмотренная пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при получении имущества российской организацией безвозмездно не применяется, если передающая имущество организация является иностранной организацией и государство постоянного местонахождения передающей организации включено в черный список Минфина РФ.

Сделки с компаниями, зарегистрированными в государстве из черного списка Минфина, признаются контролируемыми (см. ), что влечет право на контроль цен сделок со стороны налоговых органов и обязанность налогоплательщика декларировать такие сделки (в случае превышения установленной Налоговым кодексом суммы сделок за год) – пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 105.14 Налогового кодекса России.

Следует отметить, что Минфин регулярно вносит изменения в указанный список, исключая «исправившиеся» государства или добавляя новые оффшорные зоны.

С 1 января 2018 года из этого списка исключен Специальный административный район Гонконг (Сянган) (№ 16, Приказ Минфина России от 02.11.2017 N 175н)

С 1 января 2015 года из этого списка исключена Республика Мальта (№ 23, Приказ Минфина России от 02.10.2014 N 111н);

С 1 января 2013 года из этого списка исключена Республика Кипр (№ 15, Приказ Минфина России от 21.08.2012 N 115н);

С 17 марта 2009 года в список добавлена Республика Сейшельские Острова (№ 42, Приказ Минфина РФ от 02.02.2009 N 10н).

Значение Черного списка офшоров

В НК РФ Черный список офшоров упоминается в следующих нормах:

Контролируемые сделки

В сделках с компаниями из государств, указанных в Черном списке офшоров, установлен более низкий порог для признания сделок контролируемыми - 60 млн. рублей (пп. 3 п. 1 ст. 105.14, п. 7 ст. 105.14 НК РФ). Причем для признания таких сделок контролирумыми не требуется взаимозависимость лиц (достаточно достижения установленного п. 7 ст. 105.14 НК РФ суммового порога 60 млн. рублей за календарный год) (см. ).

Дивиденды

Ставка дивидендов 0% не применяется, если выплачивающая дивиденды сторона находится в государстве, включенном в черный список Минфина (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Льгота при безвозмездном получении имущества

Льгота, предусмотренная пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ при получении имущества российской организацией безвозмездно не применяется, если передающая имущество организация является иностранной организацией и государство постоянного местонахождения передающей организации включено в черный список Минфина РФ.

Контролируемые иностранные компании

Если российское лицо владеет прямо или косвенно компанией из Черного списка Минфина, то такое лицо, в большинстве случаев, признается контролируемым лицом, а компания из иностранного государства - . Так прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения если ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (пп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ). Для компаний из стран Черного списка офшоров Минфина эти требования, как правило, не выполняются.

Другие Черные списки офшоров

Помимо Черного списка офшоров Минфина РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н есть и иные, аналогичные списки, составленные для других целей.

Так, ФНС России составляет Перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (). Составление такого списка предусмотрено пп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ и, прежде всего, применяется для целей определения контролирующих лиц и .

23.11.2017

Большинство развитых стран принимают собственные списки оффшорных юрисдикций, операции с которыми хотя и не запрещаются, но подпадают под особый контроль и/или режим налогообложения. В национальных списках оффшорных юрисдикций, как правило, содержится большинство традиционных оффшоров, таких как Каймановы острова, Багамы, BVI, Маршалловы острова, Панама, Сейшелы, Белиз и другие.

В России существует несколько списков оффшорных зон, утвержденных ведомственными актами. Однако в настоящее время обсуждается создание единого списка офшорных зон.

1. На сегодняшний день основной российский список оффшорных зон содержится в Приказе Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» (в ред. от 2 октября 2014 г.) .

В Перечень входят следующие государства и территории:

1. Ангилья;
2. Княжество Андорра;
3. Антигуа и Барбуда;
4. Аруба;
5. Содружество Багамы;
6. Королевство Бахрейн;
7. Белиз;
8. Бермуды;
9. Бруней-Даруссалам;
10. Республика Вануату;
11. Британские Виргинские острова;
12. Гибралтар;
13. Гренада;
14. Содружество Доминики;
(15). Утратил силу с 1 января 2013 года (Республика Кипр была исключена из перечня офшорных зон Приказом Минфина России от 21.08.2012 № 115н);
16. Китайская Народная Республика:

Специальный административный район Макао (Аомынь);

17. Союз Коморы:
остров Анжуан;
18. Республика Либерия;
19. Княжество Лихтенштейн;
20. Республика Маврикий;
21. Малайзия:
остров Лабуан;
22. Мальдивская Республика;
(23). Утратил силу с 1 января 2015 года. (Республика Мальта была исключена из перечня офшорных зон Приказом Минфина России от 02.10.2014 N 111н);
24. Республика Маршалловы Острова;
25. Княжество Монако;
26. Монтсеррат;
27. Республика Науру;
28. Нидерландские Антилы;
29. Республика Ниуэ;
30. Объединенные Арабские Эмираты;
31. Острова Кайман;
32. Острова Кука;
33. Острова Теркс и Кайкос;
34. Республика Палау;
35. Республика Панама;
36. Республика Самоа;
37. Республика Сан-Марино;
38. Сент-Винсент и Гренадины;
39. Сент-Китс и Невис;
40. Сент-Люсия;
41. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
Остров Мэн;

Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Олдерни);
42. Республика Сейшельские острова.

Во-первых, данный Перечень имеет значение, когда речь идет о возможности применения нулевой ставки налога на прибыль при получении дивидендов российскими организациями.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ к доходам в виде дивидендов применяется налоговая ставка 0 процентов при условии, что российская организация-получатель дивидендов владеет не менее 365 дней не менее чем 50 процентами долей в уставном капитале организации, выплачивающей дивиденды.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, указанная нулевая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов РФ перечень офшорных зон.

В случае, если нулевая ставка налога на прибыль не применяется, доход российских организаций в виде дивидендов от иностранных организаций, облагается по ставке 13% (пп.2 п.3 ст. 284 НК РФ).

Во-вторых, статья 105.14 НК РФ приравнивает к сделкам между взаимозависимыми лицами (то есть автоматически относит к категории «контролируемых сделок» для целей раздела V.1 НК РФ) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в указанный Перечень офшорных зон.

2. Другой список оффшорных зон содержится в Приложении 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)». Однако, он применяется лишь в области банковского регулирования и относится только к банкам.

Список ЦБ делит оффшорные зоны на три группы, для которых предусматривается различный порядок установления российскими банками корреспондентских отношений с банками соответствующих стран.

Первая группа – наиболее престижные юрисдикции. К ним относятся: Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк), Остров Мэн, Ирландия, Мальта, Гонконг, Швейцария, Сингапур, Черногория, Лихтенштейн.

Вторая группа включает большое число «классических» оффшоров, в частности Белиз, Британские Виргинские острова, Багамы, Сейшелы, а также США (штаты Делавэр и Вайоминг) и ряд других.

Третья группа – наименее надежные (с точки зрения ЦБ РФ) оффшорные юрисдикции. К ним относятся Андорра, Анжуан, Аруба, Вануату, Либерия, Маршалловы острова, Науру.